Программа: “Школа 2000…”, авторы Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон.
Тема урока. Делители и кратные.
Тип урока. “Открытие” нового знания.
ХОД УРОКА
Учитель: Добрый день, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа” и оставьте место, чтобы позже вписать тему нашего урока.
А для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, начнем с разминки.
На доске записи:
1) 15 : x = 5
2) 15 : a = 3
3) 15 : m = 1
4) 15 : y = 15
5) 15 : c = 10
Учитель: Что интересного записано на доске?
Ученик: Уравнения.
Учитель: Чем похожи эти уравнения?
Ученик: Одинаковое делимое, неизвестное – делитель числа 15. Необходимо выслушать разные варианты ответов детей).
Учитель: А теперь давайте найдем делители числа 15. Решим первое уравнение в тетрадях.
(Один ученик диктует с места, объясняя правило нахождения неизвестного компонента, а остальные - пишут под диктовку в тетрадях).
Учитель: Хорошо. А остальные давайте решим устно. (Учащиеся по одному проговаривают, а учитель пишет ответы на доске).
Учитель: Почему не можете найти c в последнем уравнении?
Ученик: Не делится без остатка.
Учитель: Вспомните определение делителя.
Ученик: Делитель – это число, на которое делится данное число без остатка.
Учитель: Сколько делителей числа 15 мы нашли?
Ученик: Четыре.
Учитель: А еще можете назвать?
Ученик: Нет.
Учитель: А знаете, как записать все делители числа 15 на математическом языке?
(Выслушать разные варианты детей).
Учитель: А мне понравилась такая запись: Д(15) = { 3; 5; 15; 1}. (Учитель пишет на доске, дети – в тетрадях).
Учитель: А теперь запишите делители в порядке убывания. (Один ученик – на доске).
Учитель: Хорошо. Назовите мне сейчас делители числа 20. (Дети называют в любом порядке, учитель записывает их на доске).
Учитель: Запишите их сейчас на математическом языке, располагая в порядке убывания.
(Одного ученика можно вызвать к закрытой части доски или заранее заготовить верную запись: Д(20) = {20; 10; 5; 4; 2; 1}).
Учитель: Посмотрите внимательно, что мы получили. Что интересного можно заметить?
Ученик: Есть общие делители, наибольшее и наименьшее число.
Учитель: Попробуйте сделать вывод.
Ученик: Самый наименьший делитель любого числа – это 1, а наибольший – само число.
Учитель: А я еще кое – что заметила. Есть парные делители. Как вы думаете, что значит и найдите их.
Ученик: Произведение парных делителей равно самому числу. (Учащиеся приводят примеры парных делителей).
Учитель: А теперь назовите общие делители. Давайте попробуем записать на математическом языке. (Дети предлагают, а учитель записывает на доске и появляется запись: Д(15; 20) = {1; 5}).
Учитель: Хорошо. Молодцы.
Учитель: А сейчас посмотрите на следующие интересные записи.
На доске записи:
1) а : 3 = 3 а =
2) н : 3 = 5 н =
3) “о” : 3 = 6 “о” =
4) к : 3 = 1 к =
5) е : 3 = 7 е =
6) р : 3 = 2 р =
7) т : 3 = 4 т =
Учитель: Что интересного заметили?
Ученик: Числа делятся на 3, неизвестно делимое.
Учитель: Найдите неизвестное делимое первого уравнения в тетрадях. (Один ученик с места диктует с полным объяснением правил нахождения компонентов).
Учитель: Остальные решаем устно. (Дети по одному говорят, учитель пишет ответы на доске).
Учитель: Итак, мы решили все уравнения. А как по – другому называется делимое кто-нибудь помнит? Шепните мне на ушко. А кто не вспомнил – для вас это тайна. И чтобы открыть эту тайну нам придется потрудиться: расположите ответы в порядке возрастания. (Дети пишут в тетрадях, затем спросить у нескольких человек).
Учитель: Так как же называется делимое по-другому?
Ученик: Кратное.
Учитель: Итак, мы нашли кратные числа 3. Попробуйте дать определение кратного.
Ученик: Кратное – это число, которое делится на данное число.
Учитель: А можно еще записать кратные для числа 3?
Ученик: Да.
Учитель: Сколько?
Ученик: Много.
Учитель: Давайте запишем на математическом языке. (Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях : К(3) = {3; 6; 9; 12; 15; 18; 21;…}).
Учитель: Посмотрите внимательно и скажите, как получено каждое следующее число?
Ученик: Увеличивается на 3.
Учитель: А сейчас запишите кратные числа 6. (Один человек работает на закрытой части доски или заготовить верный результат заранее К(6) = {6; 12; 18; 24;…})
Учитель: А что можете здесь интересного заметить?
Ученик: Наибольшего числа нет, а наименьшее равно самому числу.
Учитель: Кто попробует записать общие кратные? (Вызвать одного ученика к доске записать общие кратные: К(6; 3) = {6; 12; 18;…}).
Учитель: Итак, с какими понятиями мы сегодня работали?
Ученик: Делители, кратные, общие делители, общие кратные.
Учитель: Так какую же тему урока мы должны записать?
Ученик: Делители и кратные.
Учитель: Запишите ее в оставленной строке. (Учащиеся вписывают тему урока в тетрадях).
Учитель: Мы с вами вместе поработали, а сейчас давайте посмотрим, что вы усвоили. Вам предстоит самостоятельно выполнить задания.
На доске выписаны задания:
1. Найдите:
Д(12) =
Д(16) =
Д(12; 16) =
2. Найдите:
К(4) =
К(8) =
К(4; 8) =
(Можно организовать работу с копиркой, можно заранее заготовить верные ответы (эталон), можно попросить двух учащихся поработать с закрытой частью доски. Затем дети сами проверяют результаты, находят ошибки).
Эталон.
1.
Д(12) = {1; 2; 3; 4; 6; 12 } 2. К(4) = {4; 8; 12; 16; 20; 24; 28;…}
Д(16) = {1; 2; 4; 8; 16 } К(8) = {8; 16; 24; 32; 40;…}
Д(12; 16) = {1; 2; 4 } К(4; 8) = {8; 16; 24;…}
Учитель: Молодцы. Вы сейчас сами поработали и давайте посмотрим, у кого не допущено ни одной ошибки. (Дети поднимают руки). Поставьте себе “5”. У кого допущена одна ошибка? Поставьте себе “4”.
Учитель: Давайте подведем итог. Что нового узнали на уроке? (Выслушать разные ответы учащихся). Кто еще над чем должен поработать?
Учитель: А сейчас запишем домашнее задание: п.1, стр.89; № 401 (1), № 402 (1), № 409 (а).
Учитель: Молодцы. Спасибо за работу на уроке.