Тема урока: Многоугольники и их площади.
Образовательная цель: Выяснить, как учащиеся усвоили свойства многоугольников, формулы для вычисления их площадей. Закрепить знания учащихся по изученной теме и умение применять полученные знания на практике.
Развивающая цель: Развитие мыслительной деятельности, творческих способностей и логического мышления учащихся при выполнении практической работы.
Воспитательная цель : Организация совместной учебной деятельности, знакомство с профессией строителя.
Тип урока: Первичное закрепление изученного материала.
Форма урока: Урок – практикум.
Ход урока:
I . Организационный момент.
- Приветствие учащихся.
- Формулировка темы урока (учащиеся разгадывают ребус)
- Формулировка целей урока.
- Знакомство учащихся с этапами урока по оценочным листам.
II. Проверка знаний учащихся.
1. Проверка теории по теме «Многоугольники». Работа в группах.
Каждой группе выдаётся геометрическая фигура (треугольник, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция) и план ответа. Время на подготовку 2 минуты. По одному ученику из каждой группы отвечают.
Класс слушает, дополняет, поправляет и выставляет оценку.
2. Проверка знания формул по теме «Площади многоугольников».
На закрытой доске заранее выписаны формулы площадей:
Ученики внимательно смотрят на формулы. Учитель показывает геометрическую фигуру. Ученики выбирают соответственную формулу и записывают её номер в тетрадь. По окончании работы ученики меняются тетрадями. Учитель проставляет рядом с фигурами нумерацию формул. Идёт взаимопроверка и оценка знаний.
III . Закрепление.
1. Практическая работа в парах.
У каждой пары на столе 3 фигуры. Учащиеся должны найти площади этих фигур, сделав предварительно все измерения и результаты занести в таблицу.
Площади геометрических фигур |
||||
Фигура |
а |
b |
h |
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполненные таблицы сдаются учителю.
Релаксационная пауза. Учитель: Ребята, а сейчас вас ждёт сюрприз. Возьмите цветные листочки и очень внимательно, слушая меня, выполните математический диктант:
- Согните лист так, чтобы получилось два прямоугольника равной площади и длина каждого получившегося прямоугольника, равнялась длине исходного.
- Вновь разверните бумагу.
- Отогните верхние углы так, чтобы их верхние края совпадали с линией сгиба.
- Отогните книзу полученный треугольник так, чтобы получился прямоугольник, длина которого равнялась ширине первоначального прямоугольника.
- Найдите точку пересечения диагоналей данного прямоугольника. Отметьте её ручкой.
- Отогните две верхние вершины так, чтобы их концы совпадали с этой точкой.
- Закрепите эти две вершины равнобедренным треугольником. (Отогните его) .
- Согните полученную фигуру так, чтобы получилось два симметричных пятиугольника.
- Расположите полученную заготовку так, чтобы линия сгиба являлась границей верхней полуплоскости.
- Отогните верхние края заготовки так, чтобы они совпали с нижними краями заготовки.
- Что у вас получилось?
Отправьте свои самолёты в полёт. (Учащиеся запускают самолёты по классу).
Учитель: Ребята, для выполнения следующих заданий нужно сосредоточиться.
Проводится разминка для глаз.
2. Решение задач по готовым чертежам.
На доске помещены чертежи:
Учащиеся самостоятельно решают задачи в тетрадях. 3 ученика у доски.
Коллективная проверка. Самооценка.
IV . Творческая работа «Строитель».
Учитель: В заключение нашего урока я предлагаю вам выступить в роли строителей. Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей (блоков), изготовленных заводским способом. Но ни одно строительство не обходится без столяров. Они работают в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Непосредственно на объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов. Бесспорно, выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков. Но нужно еще хорошо знать геометрию.
На парту раскладывается набор равнобедренных прямоугольных треугольников, которые равны между собой. Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 4 см (30 треугольников).
Задание. Из этих треугольников составить: квадрат с площадью 16 кв .с м, ромб – с площадью 32 кв.см, прямоугольник – с площадью 32 кв.см, квадрат – с площадью 64 кв.см, параллелограмм – с площадью 48 кв.см, трапецию – с площадью 48 кв.см.
Учитель составляет эти фигуры на магнитной доске. Учащиеся сверяют свои работы с работой учителя.
V . Итог урока. Выставление оценок.
VI . Рефлексия.
1). Какими навыками, умениями вы овладели на сегодняшнем уроке?
2). Решение каких задач показалось вам сложным?
3). Какие задания вам понравились больше всего?
VII . Домашнее задание.
Самостоятельная работа.
Дидактические материалы к уроку
Проверка теории по теме «Многоугольники». Работа в группах.
Каждой группе выдаётся геометрическая фигура (треугольник, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция) и план ответа.
1, 3 группа.
1. Как называется ваш многоугольник?
2. Дайте его определение.
3. Какие виды таких многоугольников вы знаете?
2, 4, 5, 6 группа.
1. Как называется ваш многоугольник?
2. Дайте его определение.
3. Перечислите его свойства.
Творческая работа «Строитель».
Домашнее задание.
Самостоятельная работа.