Тема урока: "Гармония мира"

Разделы: Музыка


Цель: создать условия для усвоения учащимися понятия гармония на примере синтеза искусств.

Задачи:

  • развивать познавательную активность учащихся; музыкальные и творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию духовной культуры.

Оборудование:

  • моноблок,
  • музыкальный центр,
  • репродукции икон “Спас”, “Казанская Богоматерь”,
  • карточки для учащихся.

Музыкальный материал:

  • Томазо Альбинони “Адажио”,
  • Стихиры Праздника Пятидесятницы,
  • П.Чесноков “Да исправится молитва моя”,
  • С.В.Рахманинов “Богородице Дево, радуйся”,
  • А.Морозов, А.Поперечный “Малиновый звон”

Литературный ряд:

  • А.С. Пушкин “Мадонна”,
  • М.Ю.Лермонтов “В минуту жизни трудную…”

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие.
Учитель приветствует учеников попевкой “Здравствуйте, ребята!” вверх по звукам мажорного трезвучия (I-III-V). Учащиеся – учителя попевкой “Добрый день!” по звукам того же трезвучия в обратном порядке (V–III–I).

II. Ознакомление с новым материалом

– Устраивайтесь по удобнее. Внимание на экран (просмотр видеосюжета, озвученного музыкой Т.Альбинони).

1. Слово учителя с элементами беседы

– Мы просмотрели сюжет, где его создатели попытались соединить музыкальные впечатления от произведения с видеосюжетом. Как вы думаете, удалось ли им достигнуть своей цели? А каковы ваши впечатления?

– На фоне ночного неба, глубокого, бесконечного, то вспыхивали, то угасали далёкие звёзды. Невероятные процессы, происходящие в космическом пространстве ежеминутно, показаны на фоне размеренной, чувственной музыки Томазо Альбинони. Она завораживает нас и ведёт за собой в неизведанные глубины Вселенной. В сюжете автор придерживается главного принципа музыкальной драматургии – принципа контраста: противопоставления тёмного и светлого, яркого и мрачного. Благодаря контрасту жизнь становится интересна и разнообразна.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим, в чём же заключается гармония мира, окружающего нас. В процессе урока нам предстоит познакомиться с новыми понятиями, их значение можно будет посмотреть в музыкальном словаре, которые есть у каждого на партах.

2. Работа по карточкам с заданием

– Обратимся к материалам, которые предлагаются вам в качестве задания №1 (см. Приложение 1). Прочитайте различные трактовки термина и подумайте, к каким видам искусства можно отнести данные формулировки. Сформулируйте недостающие определения.
Итак, значение слова “гармония” исходя из его толкования разнолико, но близко по смыслу. Прежде всего, гармония в музыке есть средство выразительности, которое достигается при помощи соотношения аккордов, созвучий; средство литературы – слово, а в поэзии – соразмерность и благозвучие; в живописи гармония достигается при помощи техники рисунка, соотношения цвета и форм.

III. Беседа по теме урока

1. Слово учителя

Слово гармония – одно из самых главных понятий музыкального искусства, возникло оно далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла – в архитектурном сооружении, состоянии суши или человеческой фигуре. Человек всегда стремился опоэтизировать мир вещей, сделать его лучше, прекрасней, совершенней. И не случайно слову “гармония” в музыке более всего свойственно – благозвучие, как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов.

– Обратимся к Словарю эстетических терминов (см. Приложение 1) и выберем из предложенных терминов те, которыми можно определить гармонию в музыке. (Светлая, мрачная, напряжённая, резкая, изысканная, напряжённая, красочная, последовательная, благозвучная, контрастная…)

– Как вы думаете, верно ли утверждение, что лишь в благозвучии есть сила гармонии?

– В самой природе гармонии заложен принцип единства противоположности. Древнегреческий миф рассказывает нам о том, что Гармония была дочерью Ареса – Бога войны, раздора и Афродиты – богини любви и красоты. Соединение в себе коварности, разрушительной силы и всеобъемлющей силы вечной юности, любви. Создание равновесия – вот в чём заключается предназначение гармонии [3]. Именно поэтому произведения искусства почти никогда не предстаёт в своём законченном виде, а достигается в развитии, борьбе, становлении.

– Как, по-вашему, когда мастер (художник, музыкант, поэт) создаёт истинно гармоничное творение? (Когда человек находится в гармонии с самим собой).

– Большинство великих мастеров создавали свои произведения после больших потрясений, переживаний, разочарований…

В минуту жизни трудную
Теснит ли сердце грусть
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть…

(М.Ю.Лермонтов)

– Бывают в жизни такие минуты, когда уже не к кому обратится за помощью – на кого человек тогда уповает? (На помощь Бога. Господи, помоги!)

– В христианской религии считается, что лучшим средством общения с богом, есть молитва (просьба). И каждый просящий хочет быть услышанным.

2. Слушание музыки

– Послушайте произведение Павла Григорьевича Чеснокова “Да исправится молитва моя”. Во время звучания обратите внимание на то, какая гармония в этом произведении.

Беседа по прослушанному произведению.

– Какое впечатление произвела на вас данное произведение? (Мощь, силу духа, единение, умиротворение.)

– Дайте при помощи эстетического словаря характеристику гармонии. (Взволнованная, благозвучная, последовательная.)

– В чьем исполнении прозвучало произведение? (Произведение прозвучало в исполнении соло баса и мужского хора, что придало музыке насыщенное, проникновенное звучание.)

– Данная вами характеристика свойственная музыкальному явлению называемому консонанс (см. музыкальный словарь). Чаще всего такую гармонию мы и находим в вечной церковной музыке.

– Много веков существует христианство. Столько же звучит и музыка в храмах. Что вам известно о христианской религии? (В эпоху средневековья, в 1054 году, произошёл раскол на православную и католическую церковь, что привело к некоторым расхождениям в правилах проведения церковных богослужений и внешней атрибутики (нательные крестики, форма одежды церковных служащих, убранство церкви и её архитектуре).

– Отразились эти изменения и на церковной музыке, которая сопровождала службы. С момента принятия христианства на Руси (998 год) служба сопровождалась пением песнопений по строго установленным канонам. Все канонические тексты и большинство напевов привезены из Византии и подчинены системе осмогласия (см. Приложение 1). Каждый глас исполнялся в течение одной недели.

Слушание фрагмента песнопения “Стихира Праздника Пятидесятницы”. Беседа по прослушанному произведению.

– Что особенно выделяется в данном исполнении? (Одноголосное исполнение хорового коллектива, без сопровождения.)

Можно ли говорить о присутствии гармонии в одноголосном исполнении? (Исполнение в унисон очень сложный процесс, требующий хорошего слуха, взаимопонимания певцов, единения душ.)

– Мы прослушали песнопение знаменного распева. В нашем музыкальном словаре есть определение данного вида распева и нотный пример. Посмотрите нотную запись и назовите отличительные черты от привычной для нас современной записи нотного текста. (Нет установленного размера, чётко заданного лада, однообразие длительностей, небольшой диапазон звучания от с11, непривычный текст.)

3. Разучивание фрагмента знаменного распева

– Предлагаю попробовать свои силы в исполнении знаменного распева (поём сольфеджио, проговариваем текст, поём со словами).

– Церковная служба в католической церкви проходят в сопровождении не только хора, но и инструмента (чаще органа). С течением времени западная католическая церковная музыка оказала своё влияние на музыкальную культуру Руси. Наряду с традиционным одноголосием, стало появляться многоголосные хоровые произведения. Одно осталось неизменным – это исполнение без сопровождения инструмента. Главный инструмент – певческие голоса, сливающиеся в созвучия.

– Человек входит в храм. Слышит музыку. Обращает свой взор к иконам. И общается с Богом. В чём же сила икон? Чем икона является для человека?

4. Сообщение учащихся

– Иконой называют изображение Иисуса Христа и Богоматери. Впервые иконы были написаны в Византии XI веке. Их писали на деревянных досках из древесины кипариса, берёзы, сосны, дуба, осины, ели. Материал отбирали очень тщательно. При тщательном рассмотрении можно увидеть, что иконы имеют четыре основных слоя: 1-й – иконная доска; 2-й – грунт, основа под краску белого цвета (левкас); 3-й – красочный. Изображения наносили темперными красками, на основе порошкообразного цветного пигмента, связанных эмульсией (вода и яичный желток). 4-й – защитный слой из натуральной олифы. Написанные иконы не имеют авторов, т.к. это соборное творение. Человек, который писал икону, долго готовился к этому событию путём многочисленных постов и молитв, обращённых к Богу, и все время написания иконы не общался с внешним миром.
Икона обладает удивительным свойством “видеть человека”, “охватить” его. Это происходит из-за стиля её написания. В основе лежит принцип изображения пространства. Стоящий перед иконой человек является её центром, а свет идущий от иконы сходится на нём. И, наоборот, энергетический посыл от человека расширяется в пространстве иконы. Такое явление называют обратная перспектива.

– На Руси в каждом доме были и сегодня есть “красный угол”, в котором располагаются иконы. Православный человек всегда находился под их впечатлением. И наверно не случайно, когда А.С.Пушкин влюбился в юную Наталью Николаевну Гончарову, лицо которой светилось особым светом, в своем посвящении он сравнил её с ликом Мадонны. Среди духовной музыки не мало произведений о Богородице. Сейчас, вы услышите два великих произведения, посвящённые самому высокому женскому образу в искусстве.

На фоне фрагмента “Богородице Дево радуйся” С.В. Рахманинова ученица читает стихотворение А.С.Пушкина “Мадонна”.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель
Одно: чтоб на меня с холста, как облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.
Она величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

– Какое впечатление произвели на вас эти произведения? Что понравилось? Насколько они созвучны?

– Соразмерность и стройность творения поэта, его настроение нашли свой отклик в музыкальном произведении. И это сотрудничество наиболее ярко отражается в вокальном творчестве. Многие из вас не раз бывали в храме на праздничных службах (Рождество, Пасха). Что возвещает верующему человеку о начале службы? (Колокольные звоны.)

– Колокольный звон существовал на Руси ещё до принятия христианства. Каково было его назначение? (Колокол возвещал о праздниках, о вторжении врага, о рождении и смерти человека… есть свидетельства в истории, что колокольный звон спасал от эпидемии целые города.)

IV. Вокально-хоровая работа

– В 90-х годах ХХ века, когда Россия вновь возвращается к своим истокам, композитор А.Морозов и поэт А.Поперечный создают песню, в которой воспевают красоту и величие колокольных звонов.

Исполнение песни “Малиновый звон”. Учащиеся поют партию сопрано. При повторном исполнении припева учитель добавляет второй голос (см. Приложение 2).

– Что необычного заметили вы при исполнении первого и второго куплета песни? (При повторном исполнении припева звучал второй голос и наше исполнение было более гармоничным.)

– Понравилось ли вам то, как мы исполнили песню. Что бы вы изменили в своем исполнении?

– Исполняя песню “Малиновый звон” мы вместе стремились к гармонии, к единению наших голосов, вкладывали частичку тепла своей души, и поэтому родилось красивое и правдивое произведение.

V. Заключительная часть

– Чем мы, сегодня на уроке занимались? (Наблюдали рождение гармонии.)

– В каких видах искусства нашла она свое применение? (В вокальной музыке, в поэзии, в иконописи.)

– Всё эти произведения творения человека, стремящегося к совершенству, ищущего истину в окружающем его мире. Произведения вокального жанра, имеющие литературный текст позволяют человеку более глубоко понять замысел композитора, и вызывают у него сильные эмоции.

VI. Домашнее задание

– В качестве домашнего задания я предлагаю Вам подобрать стихи, либо выдержки из литературных произведений, которые соответствуют “Адажио” Томазо Альбинони, прозвучавшему в видеосюжете. Повторно звучит фонограмма произведения.

У каждого из нас
Есть много звуков в сердца глубине
Неясных дум, непетых песен много
Наполни смыслом, светом их.
И в каждый день, что проживёшь
Ты капельку гармонии внесёшь.

Литература:

  1. Гимн любви. Сборник стихов. В двух томах. М: “Советская литература”, 1991
  2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М: “Педагогика”, 1985, с 227, 228
  3. Мифологический словарь. М: “Просвещение”, 1985, с.22, 23, 37, 84
  4. Сборник. Песни наших дней. 1987–1988, М: “Музыка”, 1989. с. 62