Цель: расширить знания детей о каменном угле, его применении, оформить стенд “Шахтеры нашего города” и выставку “Удивительные вещи из камня”.
Подготовительный этап
Воспитатели приготовили для детей сюрпризный момент: группу посетили 2 гномика из подземного царства с фонариками в руках. Они поведали детям, что при добычи драгоценных камней в своей шахте, им попался один камень черного цвета, гномикам он не понравился. Но мудрый сверчок посоветовал им не оставлять этот удивительный камень, который люди называют “черным золотом”. Гномики обратились к детям с просьбой помочь им открыть тайну этого удивительного камня.
Основной этап
В период с сентября по октябрь с детьми было проведено много экскурсий: на шахту им. 7 ноября (комбинат, ламповая, погрузка, столовая, здравпункт), запечатленная на фотографии, в котельную, к мемориалу у ДК Ярославского, в часовню в центре города, в аптеку. Перед экскурсиями с детьми читали познавательную литературу про наш шахтерский город, про полезные ископаемые, рассматривали карту Кемеровской области “Полезные ископаемые”, оформили альбом с фотографиями из шахтерских семей, придумывали загадки, частушки, учили стихотворения, приглашали на чаепития пап-шахтеров, начали работу над коллекцией камней, совместно с детьми оформили выставку “Удивительные вещи из камня”. На протяжении всей работы дети были активны, любознательны, проявляли интерес, были увлечены, рисовали рисунки, конструировали.
Заключительный этап
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об угле, как его добывают и используют в жизни, об его роли в жизни людей. Нам пора и начинать (смотрит на часы). Дети, что же так долго нет Незнайки? Где он так задержался?
Стук в дверь. Входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, где ты так задержался?
Незнайка: Иду я к вам и вдруг вижу, что около большого дома остановилась большая машина, высыпала какие-то камни. Я решил взять и показать всем. А что это за камни не знаю.
Воспитатель: Проходи Незнайка со своей находкой и покажи нам.
Дети смотрят и говорят.
Дети: Это уголь, Незнайка.
Незнайка: Не может быть, чтобы моя находка была простым углем!
Воспитатель: Подойди, Незнайка, к этому столу, давай сравним. У нас здесь лежит уголь.
Незнайка (проходит, смотрит): Нет-нет-нет! У вас здесь лежат какие-то маленькие кусочки, а у меня вот какой большой. Тут и сравнивать нечего.
Воспитатель: Уголь хрупкий, и если по нему ударить молотком, то он расколется на мелкие кусочки. (Разбивают камень Незнайки на мелкие кусочки, дети сравнивают, объясняя Незнайке). Посмотри, Незнайка, наш уголь и твой – черный, блестящий, после угольков на пальцах остается угольная пыль.
Незнайка: Что? Это уголь? Да если бы я знал, то и брать бы не стал. Только зря вымазался весь, и где только его находят? Кому он нужен?
Дети подводят Незнайку к стенду. Рассказы детей по фотографиям стенда.
1 ребенок: Это комбинат шахты. Здесь шахтеры одеваются в рабочую одежду и берут каски.
2 ребенок: В комбинате есть ламповая, где шахтеры берут проводки с лампочкой, потому что в шахте под землей темно.
3 ребенок: Здесь сидит дежурный. Он следит, чтобы в шахте работало оборудование. Если насос или вентилятор сломается, он посылает людей, которые ремонтируют.
4 ребенок: Мы видели, как уголь падает. Он падает из этой дырки и его целая гора.
5 ребенок: А здесь уголь загружают в вагоны и везут в другие города, где его нет.
Незнайка: А зачем его туда везут?
Дети: Его туда везут, чтобы топить печи.
Воспитатель: Какие по величине печи вы знаете?
Дети: Маленькие печи дома и большие в котельных.
Воспитатель: В котельной мы видели большие печи. Мы в подвале побывали. Там внизу котельная, комната отдельная. А зачем такие трубы? – я спросила истопника.
Воспитатель: Так зачем же такие трубы?
Дети: Чтобы по этим трубам горячая вода шла к нам в детский сад.
Незнайка: А я шел по улице и никаких труб не видел.
Дети: Трубы под землей. На улице мороз, и чтобы вода не остывала, их положили под землю.
Незнайка: Да, ну уж если на поверхности столько угля (показывает на фотографию с горой угля), сколько же его под землей?
Воспитатель: Под землей его очень много. В этом нам поможет убедиться карта (показ карты “Полезные ископаемые Кузбасса”). Наша область называется Кузницей Сибири. Посмотрите лучше, что нарисовано на карте?
Дети: Какие-то кружочки, треугольники, квадраты.
Воспитатель: Такими знаками обозначаются разные камни, которые находятся глубоко в земле. Их называют полезными ископаемыми, потому что они проносят людям пользу. Каких знаков на карте больше?
Дети: Квадратиков.
Воспитатель: Это обозначение каменного угля. В нашей Кемеровской области угля добывается больше, чем по всей большой России. А здесь находится наш город Ленинск-Кузнецкий (показывает). Здесь квадратиков тоже много, значит много залежей угля.
Незнайка: Теперь я хорошо понял, откуда берут уголь, но я не пойму, кому нужно столько угля, куда его девать?
Воспитатель: Получить ответ поможет сказка. Слушайте внимательно, запоминайте, впереди вас ждет трудное задание.
Дети приглашают Незнайку и садятся на ковер.
Сказка
Жил-был Ванюша-Царевич и издал он приказ, чтобы
все самое ценное несли во дворец. Чего только не
привезли – изумруды и рубины, бархат и парчу,
самородки золотые. Последний зашел мужик
простой, в лапти обутый, и подал Ванюше-Царевичу
уголек черный.
– Как смеешь ты приносить уголек-замарашку,
теперь снова руки мыть придется! Забирай его и
марш отсюда!
Обиделся мужичок, а уголек еще пуще. Покатился
уголек, и след его простыл.
А здесь и вечер подоспел. Закатилось солнце за
гору, и стало во дворце темно.
Потянулся Ванюша-Царевич, чтобы свет включить, да
не может выключателя найти. Уже и свечу зажгли,
всю стену обыскали – пропал выключатель.
– Позвать сюда мудреца главного! Почему во
дворце темень кромешная?
– Света нет, потому что электричество иссякло.
– Почему? – топнул ножкой Ванюша-Царевич.
– Нет угля, погасли топки, и электростанции
больше не работают.
– А куда делся выключатель, патрон от лампы?
– А они, Ваше величество, тоже из уголька были
сделаны. Вот они и ушли с ним.
– Пропали и ладно. Пусть больше свечей зажгут! А
пока пойдем и посмотрим на мой портрет, который
должен нарисовать придворный художник. Что
такое? Я заказывал яркий портрет, а у тебя на
холсте одни карандашные черточки?
– Многоцветные краски делают из
черного-пречерного, а он пропал по вашей милости,
– ответил художник.
От всех этих проблем разболелась голова у Ванюши.
Послал за дворцовым лекарем. Он пришел, а
чемоданчик пуст.
– Как ты смел прийти ко мне без лекарств?
– Простите, ваше величество, но белый порошок
аспирин из черного угля делают, и все исчезло,
словно никогда и не было. Не понравилось
Ванюше-Царевичу жить в таком
царстве-государстве, и решил он сбежать. Схватил
кафтан – а на нем ни одной пуговицы.
– Что такое? Почему царская одежда в таком виде?
– Пластмассовые пуговицы из угля делают, а они
пропали, – отвечает мудрец.
– Подать шубу мою меховую! – повелел Царевич.
– Нет шубы, она тоже была сделана из угля и она
исчезла, – отвечает мудрец.
Тут Ванюша-Царевич взмолился:
– Уголек, милый, вернись, не помни зла! Прости
меня!
Говорят уголек вернулся назад, простил
непутевого Царевича.
Воспитатель: Дети, вы внимательно слушали сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас слушайте задание: вспомните, что в сказке было сделано из угля, подойдите к столу, возьмите и назовите.
Дети: Патрон, выключатель, краски, лекарство, пуговицы, мех.
Воспитатель: Что у вас осталось на столе?
Дети: Духи, стеклянная ваза, выключатель, розетки, вилки, лоскутки цветной шерсти, витамины, нафталин, картинки, автомобильная шина.
Воспитатель: Разве уголь похож на эти вещи? И все таки все это делают из угля, путем сложной переработки. Из него делают порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб, из угля добывают керосин, масло для машин. А сейчас я вас приглашаю в мастерскую. Из угля делают краску, которая окрашивает ткань, она перед вами (на столе в блюдце разведена краска, кусочки белой ткани).
– Хотите стать мастерами?
Дети: Да.
Действуя, дети видят превращение ткани в разные цвета, уточняют их разнообразие – синий, красный и т.д., обсуждают.
Дети читают стихи.
1 ребенок:
Блестит как смоль
В изломах как стекло
Тяжелый, черный.
2 ребенок:
Он мертвым камнем
Под землей лежал века,
Но извлечен руками горняка.
3 ребенок:
Он запылал огнем в кузнецких домнах,
Он освещает села, города,
Дает тепло и движет пароходы.
4 ребенок:
И это ты, шахтер,
Вдохнул в него
Огонь неугасимой жизни!
Воспитатель: Ой, я забыла вам сказать. Из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет. Посмотрите…. Хотите попробовать? (Да)
Воспитатель приглашает детей к столу. Чаепитие с конфетами, печеньем.