Описание технологии использования авторского дидактического пособия "Ноутбук"

Разделы: Работа с дошкольниками


Многие психологи и педагоги справедливо отмечали, что богатый выбор дидактических материалов, книг и игр способствует развитию мышления и воображения ребенка, побуждает его любопытство, развивает способности к наблюдению, учит умению размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы. Все это, безусловно, так и есть, но особую ценность для детских исследований, а, следовательно, и для творческого развития ребенка, имеют “никому не нужные предметы”. Это обычно лоскутки ткани, бумага, кусочки дерева, опавшие листья, камешки, гайки, болтики и много других подобных вещей. Ими часто переполнены карманы настоящих юных исследователей. Эти предметы обычно и служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных проектов.

Мне хотелось бы поделиться опытом, как простая конфетная коробка привела нас к исследованиям. В декабре мы в группе отмечали день рождения сразу трех ребят, где им подарили большую двухъярусную коробку шоколадных конфет. Когда все конфеты съели, Слава Н. предложил использовать ее для хранения мелких игрушек, Артур Д. стал прикреплять к ней колесики и катать, как тележку. А Лена Ж. сложила в нее кубики особым способом: один ряд с цифрами, другой – с буквами, третий – со слогами, четвертый – с картинками животных, поворачивая кубики разными сторонами и нажимая на них, как на кнопки, она представляла, что это “компьютер”.

На основе этого детского “компьютера” у меня родилась идея создать игровой “ноутбук”, но вместо кубиков использовать теннисные шарики. Так как я работаю с детьми логопедической группы (это дети  –7 лет), то помимо интеллектуального развития мой “ноутбук” должен развивать и мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.

Мне хотелось вложить в “ноутбук” как можно больше информации, охватить разные разделы программы: математику, логику, грамоту, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, - сделать его универсальным. Тем более, что осуществление межпредметных связей является актуальной и очень важной проблемой современного образования в ДОУ.

И вот закипела работа. Взяв конфетную коробку размером 27х27 и высотой 5 см, я на внутренней стороне крышки коробки поместила экран компьютера (файл), в который вкладываются карточки с заданием.

Фото № 1. Игровой “ноутбук”.

Внутрь, на дно коробки, поставила ячейку из-под яиц на 20 шариков. Чтобы у каждого шарика было свое место, и он свободно вращался, расположила их по 5 в каждом ряду. Сверху шарики закрыла листом плотного картона с круглыми прорезями (диаметром 3см) над каждым шариком, таким образом, появилась “клавиатура”.

Слева на “клавиатуре” каждый ряд обозначила цветной фишкой (красной, желтой, зеленой, синей), а сверху пронумеровала столбики. Схематично это получилось так.

 

Дальше моей задачей было систематизировать материал по разделам и оформить его с учетом возможностей “ноутбука”.

В подборе и составлении карточек-заданий активное участие принимали дети группы и их родители. Я давала ребятам задание подобрать дома картинки по нужной теме. Составив вместе задания, я нарисовала варианты ответов на шариках в виде пиктограмм.

Задания распределила по цветовым секторам. Например, в желтом секторе собран материал по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в синем – по математике, в зеленом – по обучению грамоте, в красном – на логическое мышление. В каждом секторе по 5 заданий (по количеству шариков в ряду), на каждом шарике по 5 вариантов ответов (например, расчёска, молоток, шприц, кастрюля, футбольный мяч) и одна часть белая (это так называемый “сброс” или нет ответа). Когда “ноутбук” “не работает” все шарики повернуты белой стороной. Почему по 5 карточек заданий и 5 вариантов ответов, потому, что только 5 пиктограмм можно поместить на теннисном шарике. Блоки шариков с вариантами ответов к заданиям легко заменяются и хранятся отдельно от других, чтобы можно было быстро их заменить. Я придумала для них тубы-конфетки (смотреть фото № 2), картон, свернутый в трубу, рассчитанный на 5 шариков такого диаметра, чтобы свободно входил шарик, сверху обтянула яркой оберточной бумагой и пометила, к какому блоку здесь ответы). Выполнив задание одного блока, мы меняем карточки с заданиями и блок шариков с предполагаемыми ответами. Например, закрепили пять профессий – переходим к работе с транспортом.

Раскроем технологию работы на “ноутбуке”.

Желтый сектор - ознакомление с окружающим и развитие речи.

 

Допустим, необходимо закрепить знания детей о профессиях и о предметах необходимых для этих профессий. На экран, в файл, выставляется карточка, помеченная желтым кружком, например, с изображением повара.

Ребенок должен найти на “клавиатуре” ряд, обозначенный желтой фишкой и повернуть шарики с нужными пиктограммами в окошки. В результате на “клавиатуре”, только в желтом блоке появились пять пиктограмм ответов (все остальные шарики повернуты белой стороной) - См. рис.3.

Рис.3. Пиктограммы на шариках к заданию “Что нужно повару?”

Затем ребенок обобщает свой ответ по плану:

  1. Кто это?
  2. Какие предметы ему необходимы для работы?
  3. Какие блюда может приготовить повар, используя эти предметы?
  4. Какое у тебя любимое блюдо?

Вариант ответа: “Это повар. Для работы ему необходимы: кастрюля, сковорода, нож, половник, плита. В кастрюле он варит компот и суп, на сковороде жарит картошку, лук, котлеты, рыбу. Ножом повар режет хлеб. Половником он наливает суп в тарелку. Все блюда повар готовит на плите. Я люблю жареную картошку и фруктовый компот”.

Правильность каждого выполненного задания ребенок может проверить на оборотной стороне карточки-задания. Умение самостоятельно проконтролировать свою деятельность способствует развитию рефлексии уже в дошкольном возрасте и ведёт к развитию таких интеллектуальных умений, как самоконтроль и самооценка.

 

Красный сектор - задания на логическое мышление:

“Что сначала, что потом?”, “Отметь, что неправильно” и т.д. Работать надо только на шариках красного ряда, на которые нанесены цифры от 1 до 5. В задание входит 5 последовательно пронумерованных картинок.

Играющему необходимо из предложенных пяти картинок выбрать нужные и выставить их номер на шарике в окошко и объяснить, почему он так считает. В этом же блоке можно закрепить знания на классификацию: “Домашние и дикие животные”, “Хищники”, “Травоядные”, “Растения”, “Птицы”, “Посуда”, “Овощи”, “Фрукты”, “Транспорт”, “Одежда” и т.д.

Зеленый сектор – обучение грамоте.

Здесь ребенок может закрепить звуковой анализ слова, умение делить слова на слоги, составлять предложения из пяти слов. В файл вкладывается табличка со словом из 5 букв, т.к. 5 шариков. На каждый шарик нанесены обозначения: кружки красного, синего, зеленого цвета – звуки (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный соответственно); дуга обозначает слог; желтый кружок – предлог. (Фото № 2 туба-конфетка с буквой “Г”). Производя звуковой анализ слова, ребенок поворачивает шарик кружком нужного цвета в окошке. Например, при анализе слова КОШКА получится вот такая схема.

 

Затем ребенок дает полный звуко-буквенный анализ данного слова.

Разбивая слова на слоги – выставляет в окошки нужные количества дуг и выделяет голосом каждый слог. 

 

Для составления предложений используется этот же сектор.

Красный кружок обозначает слово-предмет, синий – действие, зеленый – качество, желтый – маленькое слово – предлог. Перед ребенком на экране любая сюжетная картинка, ребенок выставляет схему предложения из 5 слов на шариках, затем озвучивает ее.

 

В этом блоке, (как один из вариантов), можно предложить ребенку загадать загадку другому, предварительно, заменив блок шариков на другие. Схему алгоритма загадывания загадок см. в методических разработках к курсу “Здравствуй, мир” (программа “Школа 2100”) Например, загадка про яблоко.

 

Синий сектор – математика.

На трех шариках цифры от 1 до 10, на двух оставшихся - знаки: плюс, минус, равно, неравно, больше, меньше (фото № 2 туба-конфетка с буквой “М”). Ребенок вставляет в файл карточку с заданием: составить неравенство и изобразить решение на шариках, вставив нужный знак.

С целью усложнения задания, можно предложить ребёнку выставить выражение на шариках, используя множественную основу карточки (рис. № 9).

 

В заключение хотелось бы отметить, что игры на “ноутбуке” стали любимым занятием ребятишек. Я с успехом использую его на различных занятиях и вне занятий, осуществляя дифференцированный индивидуальный подход. “Ноутбук” активизирует деятельность ребенка через доступную, реально – жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных и в меру сложных действий.

Дети должны получить право стать субъектами собственной жизнедеятельности. Моя задача - познакомить ребенка с правилами игры и разными вариантами выбора ответов, давая малышу возможность самореализоваться, проявить собственную инициативу, развивать творческие способности.

Необходимо способствовать созданию условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка, продумывать содержание среды, обеспечивающей развитие личностных качеств дошкольника, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. Используя “ноутбук”, я заметила, что у моих воспитанников значительно обогатился запас знаний об окружающей действительности, они научились рассуждать, доказывать, логически мыслить, у них улучшилась речь, память и воображение.

Используемая в процессе обучения данная дидактическая игра несёт в себе радость познания и открытия нового уже только потому, что создана она в совместном труде, где дети играли роль субъекта. Это формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе игры интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

В соответствии с креативным принципом, который говорит о необходимости учить творчеству, я стараюсь “выращивать” у детей способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять их потребность самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Наш “ноутбук” - яркое этому подтверждение.

Любая окружающая нас вещь может привести к исследованию, нужно только научиться быть наблюдательным и любознательным. Вот так простая коробка из-под конфет превратила моих “почемучек” в настоящих исследователей и изобретателей. Желаем и вам успехов!