В период глубоких общественных преобразований, переживаемых современной Россией, не является исключением и система образования. Процессы ее реформирования предполагают значительное продвижение вперед важнейших составляющих жизнеобеспечения населения. Методы и масштабы, связанные с модернизацией образования весьма существенно влияют на различные области техники, экономики, экологии, производства и политики. Именно образование, изначально нацеленное на благо людей, обогащает труд и человеческую мысль; расширяет материальные возможности; способствует развитию творческого потенциала. В течение нескольких лет образование находится в центре проводимых государством реформ, но процесс адаптации к новым представлениям о жизни общества системой образования явно затянулся. Из всех общественных институтов образование остается наиболее консервативным, вероятно, поэтому и сталкивается чаще других с социальными проблемами.
Сложная ситуация усугубляется несколькими обстоятельствами. Во-первых, радикальностью общественных преобразований, которые требуют принципиального изменения всей учебно-воспитательной системы. Во-вторых, достаточной длительностью исторического периода, в котором складывалась существующая система воспитания и обучения и в котором формировалось не одно поколение, в том числе педагогов. В-третьих, негативным проявлением личностного отношения к происходящему, которое нуждается в объективной оценке, а не удовлетворении человеческих потребностей.
Руководителю образовательным процессом на любом управленческом уровне важно знать специфику становления человека, на которую влияют как внутренние, так и внешние установки. Немаловажную роль в определении профессиональных приоритетов играет и философское осмысление происходящего. Это подтверждает внезапно дарованная нам свобода, ставшая следствием колоссального исторического опыта России. Именно она оказалась разрушительной по своим нравственным последствиям и обнажила проблему, на которую в самом начале перестройки обратил внимание поэт Владимир Корнилов:
Не готовы к свободе-
По своей ли вине?
Ведь свободы в заводе
Не бывало при мне.Никакой мой прапрадед
И ни прадед, ни дед
Не молил Христа ради: «Дай, подай!»
Видел: нет.Что такое свобода?
Это кладезь утех?
Или это забота
О себе после всех?Неподъемное счастье,
Сбросив зависть и спесь,
Распахнуть душу настежь,
А в чужую не лезть.Океаны здесь пота,
Гималаи труда!
Да они несвободы
Тяжелее куда.Я ведь ждал ее тоже
Столько долгих годов,
Ждал до боли, до дрожи.
А пришла – не готов.
Период революционных преобразований общества, его глобальной переориентации стал мощным тормозом на пути прогресса. Качества, становящиеся все более персонально значимыми и востребованными в современной социальной жизни и деятельности – инициативность, творчество, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, диалогичность, умение делать выбор, умение поиска информации и активной работы с нею, личная ответственность, способность к смене позиций и видов деятельности, адаптивность и т.д. – просто не предусмотрены традиционной школьной системой. Но многие коллективы нуждаются в конкретных указаниях для организации своей работы, они страдают по общепринятым лозунгам и не понимают, что различия, привносимые в образование личными инициативами учащихся и их родителей, должны сегодня иметь полное право на существование. Крутой перелом, требующий от человека большей индивидуальной инициативы, принятия на себя ответственности за собственные действия встречает немалое сопротивление в учительской среде. Педагог не готов к восприятию социальных изменений и расчету границ возможности своего участия в инновациях.
Между тем образование становится одной из ведущих сфер в структуре общественной жизни: происходит осознание роли образования как универсального инструмента социализации, изменяются требования к системе образования как со стороны отдельно взятой личности, так и со стороны государственных институтов и общества в целом. Включение в систему изменений является для педагогов принципиально важным, что отнюдь не подтверждает практика работы большинства образовательных учреждений. Несмотря на активную пропаганду новаторских идей, имеющих эффективное продолжение в практической деятельности авторских и частных школ, большинство педагогических работников отдают предпочтение стереотипам. Идти проторенными путями легче, поэтому путешествие по новым дорогам кажутся сложным лабиринтом и частенько приводят в тупик. Нужно приложить достаточные усилия, чтобы выбраться из него. Осознание непривычной ответственности за свободу выбора и множественность возможных перспектив пугает.
Педагогические работники, привыкшие выполнять социальный заказ с конкретными правилами внешнего и внутреннего распорядка, значительно тормозят развитие российского образования. Эти осложнения вызваны негативным отношением к действительности, и педагог, который всегда служил государству, становится его противником. Конечно, большую роль в процессе формирования образовательной политики играет материальное положение учителя. Это неоспоримый факт, но нельзя, на мой взгляд, под эту проблему накручивать все направления организационно-педагогической деятельности, особенно содержание образования. Разве может педагог скрыть знания от детей, если он получает меньше своего коллеги? Как определить объем выдаваемого материала в финансовом эквиваленте? Однако агрессивность имеет место быть. Учителя достаточно убедительно выдвигают аргументированные на их счет предположения: «Все делается с целью разрушения образовательной системы. Нашему государству не нужны умные люди. Идет открытая война против интеллекта.» и т.п. Социальная напряженность стала оказывать отрицательное влияние на различные проявления учителей. Ностальгическое настроение по прошлому для некоторых оборачивается изменой профессиональному долгу. Складывается впечатление, что педагоги вступили в борьбу против собственного развития. На мой взгляд, эта борьба педагогов с обновлением школьной жизни, без всякого предъявления требований, уже является своего рода бунтом. Эмоции захлестнули профессиональные качества и свели программу действий в сплошные противоречия. Как жизнь оценит такую школу?..
Современная Россия предъявляет новые требования к качественному уровню управления системой образования, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем типам и видам образовательных учреждений. Подходить со старыми мерками к новым явлениям в образовательной политике совершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в образовательной сфере. Сегодня очевидно, что в каждом коллективе педагоги должны четко понимать миссию своей школы. Ведь время для кого-то ярко выраженной, а для кого-то почти незаметной конкуренции определило, что каждая школа должна иметь свое лицо. Однако далеко не каждый педагог способен строить свою практическую деятельность на основе самостоятельного выполнения государственных установок и удовлетворения общественных запросов населения на образовательные услуги. Отсутствие стремления создать новые отношения между всеми участниками педагогического процесса приводят к абсолютному исключению из практики демократичного поведения в школе. Социальное пространство за пределами школы резко отличается от образовательной среды. Жизнь учит одному, школа – другому.
В редких случаях используются компьютерные технологии и проектная деятельность; в исключительных – семейное образование и экстернат; в ряде случаев внедряются гимназические и лицейские программы, заключаются договоры о совместной деятельности с высшими учебными заведениями. Именно такие школы мы называем инновационными, несмотря на то, что современное общество заставляет выбирать для данного направления работы более яркие краски. Так, может быть, не зря государство так нерешительно по отношению к учителям. Негодование педагогических работников по вопросам организации профильного обучения, внедрения в систему оценивания качества знаний формы единого государственного экзамена, активизации использования в школах инновационных программ значительно замедляет включение в эти процессы учащихся и их родителей.
В каждом территориальном образовании складывается собственная ситуация, находящаяся в постоянном движении. Для многих школьных коллективов педагогические инновации, которые в течение нескольких лет вызывали различное отношение к ним, сегодня продолжают находиться под вопросом необходимости их реализации, а для целого ряда учреждений составляют суть жизни.
Конечно, яркий пример продвижения по пути обновления – это московские школы, именно они, уверенные в приоритетах образовательной политики демонстрируют всем авторские проекты с качественными результатами. Успешность коллег побуждает большинство педагогов провинциальных школ говорить о том, что: «У москвичей все иначе! Разве можно нас сравнивать?» Однако участие в столичных семинарах и практикумах демонстрирует обратное. Учреждения образования Москвы отличает открытость к профессиональному взаимодействию. Педагогические коллективы, абсолютно разные в плане материального оснащения, стремятся использовать все возможности государственных реформ. Отлаженная система взаимодействия всех участников образовательного процесса укрепляет их позиции и увеличивает группу единомышленников. Хотя, как и везде, человеческий фактор имеет решающее значение в создании оптимальных условий развития. Как сказал А. Морит: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным: это могут сделать только люди».
А если взгляды на обновление школы пессимистичны? Несколько примеров из жизни муниципальных школ Александровского района, которые находятся всего лишь в 100 км от Москвы, убеждают в том, что в осуществлении новых подходов еще очень много работы.
В одной из бесед с заместителем директора средней общеобразовательной школы по учебно-воспитательной работе услышала резкое заявление о том, что «Сегодняшние ученики сидят с пустыми глазами. Им ничего не нужно. Вся информация, которую педагог принес на урок проходит мимо ушей». Подобные реплики встречаются, к сожалению, и в других школах. Почему не принимается во внимание тот факт, что интернет взломал информационную закрытость мира и упразднил информационную монополию школы для подростков? Почему школа по-прежнему трогательно считает себя самым главным источником информации? Ведь учителям известно, что компьютерные технологии не вызывают сегодня проблем у учащихся и позволяют получать необходимую информацию, в прямом смысле – не сходя с дивана. Что совсем не скажешь о педагогах, которые даже не могут себе позволить дистанционную форму повышения квалификации. Так однажды пришлось прекратить обучение на столичных курсах, несмотря на то, что первый этап – лекционный прошел успешно. Второй этап обучения предполагал наличие электронного адреса у каждого участника, при попытке выяснения возможности пользоваться одним или двумя на 10 человек, услышали от организаторов: «Вы что, в тундре живете!?? До Москвы рукой подать! Как у вас программа компьютеризации работает?» Так и работает, где один компьютер, где класс, а электронный адрес из 33 школ и сегодня имеется только в 3 школах.
Педагогический коллектив не может найти выход из понятной для каждого учителя и актуальной для каждой школы проблемы – перегрузка учащихся учебными занятиями. Этот вопрос не вызывает споров, он решаем внутри образовательного учреждения. Нужно только объективно взвесить ситуацию и грамотно составить учебный план. Проведенные исследования в данном направлении доказывают целесообразность использования минимальной нагрузки базисного учебного плана (БУП), так как 87% опрошенных старшеклассников (10-11 кл.) параллельно занимаются с репетиторами. Понятно, что, отказываясь от дополнительных часов по тому или иному предмету, учитель теряет собственную зарплату и очень аргументировано доказывает свою правду. Руководитель определяет нагрузку по максимуму, причем зачастую исходя из интересов конкретного педагога. Заботится о ребенке, вникая в суть его проблемы – не принято. А это еще один приоритет - ценность здоровья.
В мире растет ценность индивидуальности, «особости» каждого человека – школа учит всех всему, одинаково, фронтально, невзирая на различия склонностей и интересов. Почти безнадежным является обучение детей по индивидуальным планам. Несколько лет назад, на одном из муниципальных семинаров для руководителей школ была обозначена идея, позволяющая продвинутым в той или иной деятельности учащимся не посещать ряд предметов, которые дублируют направление их дополнительных занятий. Например, зачем чемпиону спорта ходить на занятия по физкультуре, если его физические нагрузки в несколько раз превышают программные требования школьного урока. Это время можно провести в библиотеке, столовой, а может быть и посетить урок математики в параллельном классе, если данный предмет вызывает проблемную ситуацию. Это касается и лауреатов художественно-эстетического цикла, дипломантов обществоведческих дисциплин и др., конечно по желанию самих учащихся. Несмотря на то, что данный вопрос решился на уровне муниципалитета, школа до сих пор не обеспечивает этим своих подопечных. «Как?!! Кто-то будет ходить по школе во время уроков?!!», - единогласно заявляют педагоги и руководители школ. Так как же выпускнику вступать в жизнь, которая требует способностей работать в команде, понимать людей, вести диалог, если школьная жизнь построена по феодальной модели.
Завуалирована от учащихся и их родителей экстернатная форма обучения. Почему? Скорее всего, потому, что у лучших ребят появляется возможность приходить в школу только на зачеты и экзамены. Время, потраченное на специализированные курсы и занятия с репетиторами, позволит получить достаточно знаний для их успешной аттестации. Естественно для многих педагогов это выгодное предложение государства, оборачивается потерей одаренных детей.
Таким образом, не только образовательные технологии, но и методы организации обучения находятся «под замком» общепринятых установок, а основные заказчики на услуги учебно-воспитательного процесса – дети и их родители даже не подразумевают о своих правах в обеспечении образования. Поэтому, в большинстве своем, практически реализуется лишь возможность на право выбора учебного заведения.
Складывается впечатление, что педагоги относят инновационные процессы к частным случаям и не воспринимают их как целостную систему преобразований. Они будто не слышат о том, что можно что-то поменять. Нельзя конечно сказать о полном «тормозе», но то, что общеобразовательная школа «движется на месте», используя приемы 20-летней давности – явно просматривается. Очень мешает учителю его древняя привычка – спрашивать. Спрашивать с ученика и его родителей, спрашивать с директора и его заместителей, спрашивать с государства и его служащих. По большому счету педагог с одинаковой ответственностью должен распространить этот спрос и на себя самого. Что же делает российское учительство для того, чтобы получить положительный эффект от результата своей работы? Чаще всего критикует инновацию, реформацию, модернизацию, несмотря на то, что больше других нуждается в глобальных изменениях. От руководителя сегодня зависит перспектива российского образования, направлена ли она в будущее, имеет ли динамику развития. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций населения на образовательные услуги, возрастание конкуренции за тип и вид общеобразовательного учреждения, возможность использования современных технологий, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического менеджмента в сфере образования.
Наилучший путь формирования собственной управленческой структуры прост, он должен позволить организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности населения на образовательные услуги и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Находиться в постоянном режиме развития – дело каждого уважающего себя руководителя. Новая школа нужна всем, кто шагнул в современный мир. Впереди главная инновационная работа - национальный проект в области образовательной политики. Очень хочется надеяться, что он будет воспринят педагогическим сообществом как подтверждение необходимости внедрения многочисленных образовательных реформ, которые обсуждаются в течение нескольких лет. Первая реакция на подарок государства снова воспринята педагогами неоднозначно, особенно президентские премии. Естественно, что, находясь в прошлом, очень сложно жить в настоящем, которое складывается из конкурсов профессионального мастерства, объективной оценки качества знаний учащихся и других приоритетов, позволяющих публично заявить о себе. Сегодня каждый педагогический работник может проверить есть ли у него предпосылки к умению жить в новом обществе, да еще и влиять на окружающих, обучать, распознавая логику вокруг себя и в себе. Почему это пугает?.. Менталитет проявляется или определенные качества личности подводят?.. Невозможно предложить какое-либо решение проблемы улучшения материального положения российского учительства, исходя лишь из требований, основанных на отрицательных фактах. Пусть лидирует сильнейший и будет за это поощрен. Нельзя рассуждать эгоистически: «Если не я, то никто!». Наблюдая за происходящим, необходимо объективно анализировать действительность. Ведь подобное происходит и с аттестацией педагогических работников. И те уверенные в своем профессионализме, с одной стороны, но активно игнорирующие систему повышения квалификации через эту форму педагоги, глубоко заблуждаются. Как можно научить своего подопечного быть конкурентоспособным в любых проявлениях современной жизни, если сам не можешь или не хочешь подтвердить авторитет профессионала? Сегодня нужно уметь презентовать свои способности, а не противопоставлять себя конкурсам профессионального мастерства или проектной деятельности, которые изначально ориентированы на успех. И если верить в цитату из романа Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»: «Полет идей – такая же реальность, как и полет птицы», то все получится.
Роль современного управленца очень отчетливо отражает необходимость создания условий для понимания педагогом широкого философского контекста происходящих перемен. Сегодня очевидно, что мало провозгласить потребность в преобразованиях, недостаточно и разъяснений о новых формах сотрудничества. Необходимо обеспечение понятий о нормах последовательной и целенаправленной работы, показательно демонстрирующих широкие возможности изменений в гражданском сообществе.
Все выше сказанное говорит о том, что не существует единой для всех учреждений, универсальной стратегии управления. Каждая школа уникальна в своем роде, поэтому и процесс адаптации к современным условиям жизни для каждого отдельного учреждения зависит от динамики развития, потенциала, поведения всех участников образовательного процесса, характеристик оказываемых услуг, состояния материальной базы, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время, есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об использовании в педагогической практике элементарных приоритетов реального роста новой модели школы.
Для людей, которые переходят от эмоций к действиям, предлагаю программу минимум, которая, на мой взгляд, является решающим звеном в цепочке модернизации образования. Это использование метода проектов, формирование портфолио и система взаимодействия со средствами массовой информации. Возможность эффективной работы по предложенным направлениям позволяет педагогам поверить в себя, в свои силы и способности достичь желаемого результата. Фактическое подтверждение этому дает личный опыт преподавательской работы в школе, организационно-методической деятельности в управлении образованием и руководство молодежной организацией лидеров в округе.
Почему метод проектов? Да потому, что современная система образования должна содействовать формированию социального гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить». Именно этот тезис влияет на эффективность решения той или иной проблемы, побуждает к распространению метода проектов в разных странах мира.
Результатом совместной с детьми работой по технологии проектирования стало трехкратное участие в заключительном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» и получение государственной поддержки на развитие. Главное правильно определить актуальность социального проекта. <Приложение 1>
Почему формирование портфолио? Создание портфолио определяет, прежде всего, цели, содержание и организацию деятельности любого человека. Документальная основа выражает построение рейтинга. Портфолио мотивирует на демонстрацию индивидуальных достижений, побуждает к самооценке, самоконтролю, саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности. Система формирования такого пакета достижений с выпускниками, активистами молодежной организации придала им уверенности при поступлении в вуз. Главное научиться заявить о себе. <Приложение 2>
Почему система взаимодействия со средствами массовой информации? Управляя учреждением образования, каждый руководитель должен заботится о рейтинге, предоставляемых педагогическим коллективом услуг. Работая в данном направлении необходимо определить деловые контакты со средствами массовой информации. Активная позиция всех сотрудников образовательного учреждения осуществлять свою деятельность в режиме информационного поля гарантирует успех в системе конкуренции. Главное правильно выстроить эти отношения. <Приложение 3>
В конечном итоге эффективность деятельности человека прямо зависит от того, насколько объективно он видит мир. Эффективность деятельности современного человека во многом определяется отношением к происходящим изменениям в обществе. Человек - исходный пункт формирования как логической, так и исторической системы образования.