Цель: приобщить ребят к решению нестандартных задач, показать наиболее интересные способы решений.
Ход урока.
I. Вводная беседа.
Нестандартные – это задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и понятий, определяющих точную программу их решения.
Универсального метода, позволяющего решить любую нестандартную задачу, нет, т.к. эти задачи в какой-то степени неповторимы.
В процессе решения задач коснемся спортивной темы. Покажем, как алгебраическими методами решить геометрическую задачу.
Дальнейшее изучение темы «Последовательности» будет в 10 классе, где познакомитесь с понятием предела, докажите его единственность, научитесь находить предел последовательности.
II. Повторение изученного ранее материала.
Мы говорим о различных способах задания последовательности.
Какие способы задания последовательности вы знаете?
а) формулой п-ого члена;
б) рекуррентно;
в) словесно.
Вопрос: Как геометрически изобразить последовательность?
Ученик: Т.к. последовательность – это функция, заданная на множество натуральных чисел, то изобразим график этой функции.
III. Математический диктант (используется копирка).
1. Конечна или бесконечна последовательность чисел.
I в.
кратных числу 150
(Ответ: бесконечна).
II в.
делителей числа 150
(Ответ: конечна).
2. Последовательность задана рекуррентной формулой
I в.
ап+1 = ап – 4, а1 = 5
Найти: а2
(Ответ: а2 = 1)
II в.
ап+1 = 5 + ап , а1 = 5
Найти: а2
(Ответ: а2 = 10)
3. Является ли членом последовательности
I в.
ап = 2п
число 5341 (Ответ: нет)
II в.
ап = 3п
число 1122
(Ответ: нет)
4. Чему равна сумма к-членов геометрической прогрессии, если знаменатель прогрессии равен 1? (Ответ: не существует).
5. Какое число нужно вписать в пустой сектор? (Ответ: 65).
IV. Решение задач (по карточкам).
Каждый получает карточку с задачами. (Обдумывают, начинают решать самостоятельно.)
В это время ученица выходит к доске объяснить задачу, которая была предложена на дом.
Её способ решения был наиболее удачным.
Задача: Длины сторон прямоугольного треугольника образуют арифметическую прогрессию. Найти углы треугольника.
Решение:
Пусть стороны треугольника равны а, а+d, а+2d. Согласно условию задачи, тогда
Решение задачи 1 (по карточке).
Ученик выходит к доске.
В соревнованиях по стрельбе за каждый промах в серии из 25 выстрелов стрелок получает штрафные очки: за первый промах – одно штрафное очко, а за каждый последующий – на 1/2 очка больше, чем за предыдущий. Сколько раз попал в цель стрелок, получивший 7 штрафных.
Решение:
1) составим последовательность, представляющую собой арифметическую прогрессию.
1, 1+1/2, 2 ……. , где а1=1, d=1/2, Sn =7.
Найти: п – количество членов последовательности, а по условию задачи найти количество промахов.
2) 25-п = 21 (раз) Ответ: 21 раз.
Вопросы к задаче:
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Были ли промахи у стрелка?
- Какова зависимость между промахами и штрафными очками?
Решение задачи 2 (по карточке).
Задание 2. Решить уравнение
(х2 + х + 1) + (х2 + 2х + 3) + (х2 + 3х + 5) … (х2 + 20х + 39) = 4500
Решение.
Предложили 2 способа решения.
I способ.
Слагаемые, стоящие в левой части уравнения, образуют арифметическую прогрессию с разностью d=х+2 а1 = (х2 + х +1),
п = 20 - число нечетных чисел в последовательности.
1, 2, 3, … 39
S20 = (x2 + x + 1) + (x2 + 20x +39) * 10
2x2 + 21x + 40 = 450 ,
x1 = 10; х2=-20,5
Ответ: х1=10; х2=-20,5.
II способ.
1) S1 = 20x2
S2 = x + 2x + 3x + …. 20x = (x + 20x) * 10
S3 = (1+39)/2 * 20 = 400
S1 + S2 + S3 = 2x2 + 21x – 410 = 0
2x2 + 21x – 410 = 0
х1=10; х2=-20,5
Ответ: х1=10; х2=-20,5.
Решение задачи 3 (по карточке).
Задача 3. Доказать, что, если стороны треугольника образуют геометрическую прогрессию, то его высоты образуют геометрическую прогрессию.
Решение:
Пусть стороны треугольника a1 , a1g , a1g2
V.Сообщение ученика о числовых рядах.
В теоретических исследованиях и вычислительной практике находят широкое применение числовые ряды.
Что это такое?
Пусть задана последовательность . Тогда последовательность Sn = a1 + a2 +a3 + … an называется числовым рядом и обозначается
Тригонометрические функции sin х , cos х можно записать в виде суммы сменных рядов или разложить в ряд.
х – радианная мера угла.
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание:
По учебнику “Алгебра 9 класс”. Автор Алимов.
- №481**, 482**, 483**;
- Подобрать интересные задачи на прогрессии.