Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Окончания глаголов второго лица единственного числа"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Продолжить формировать умение определять лицо и число глаголов в настоящем и будущем времени.
2. Познакомить с особенностью написания окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.
3. Познакомить с традициями русского народа (праздник «Масленица» и народные приметы).

Оборудование: дидактическая наглядность, индивидуальные перфокарты, тетрадь, учебник.

Х од урока.

I. Организационный момент.

(Сообщение темы урока, цели, формы проведения).

а) Чистописание.

В марте воробьи гнёзда вьют.

-Найдите в предложении глагол. Определите его лицо и число, время.

-Как изменяются глаголы?

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над распознаванием лица и числа глаголов в настоящем и будущем времени; познакомимся с особенностью написания окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.

Ярче светит солнце, природа пробуждается от долгой зимней спячки. Эти первые признаки весны, по древнеславянским представлениям , наши предки связывали с победой всемогущего Ярилы (солнца ) над силами холода и тьмы. В честь такого события устраивали праздник-Масленицу: пели, плясали, ели «хлебные солнца», веселились. Мы сегодня поможем Солнцу победить силы холода своими умными речами.

б) «Катание с гор» - любимое занятие наших предков.

(На доске изображение горки).

Надо скатиться с нашей горки и не упасть.

Попробуйте определить лицо и число глагола по его окончанию.

в) «Скоморохи».

На празднике гостей встречали скоморохи, веселили, загадки загадывали.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна).

- Найдите глаголы. Определите лицо и число глаголов. Какое местоимение помогло определить лицо и число глаголов?

Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…
(Солнце).

(При выполнении устных упражнений учащиеся пользуются карточками , на которых записаны число и лицо глаголов).

Люди ждут меня , зовут,
А приду к ним- прочь бегут.

- Что помогает определить лицо и число глагола?

(Вопрос, окончание, местоимение).

II . Объяснение нового материала.

а) Постановка лингвистической задачи.

13 марта в народе называется Василий - капельник. Солнце растапливает лёд. Примета этого дня - длинные сосульки - к долгой весне.

- Какие орфограммы пропущены в тексте?

Л..дяная нак..валенка , как колок..л : всю ноч .. слушаешь звонк .. в..сенн .. к.. пель .

- Найдите слова ,на конце у которых пишется ь знак.

(Ночь, слушаешь, капель).

- Какое слово лишнее?

Почему?

- Назовите глагол. Определите его число и лицо.

- Какой звук вы слышите на конце? Он мягкий или твёрдый?

Мы написали ь знак. Звук стал мягким? Почему?

- Почему мы пишем мягкий знак?

Вывод: здесь ь знак выполняет грамматическую роль. Он показывает , что глагол стоит во 2-м лице единственного числа.

- В каком слове ь знак выполняет тоже грамматическую роль?

Закрепление:

- Какие окончания имеют глаголы 2лица ед. ч.?

- На какие вопросы отвечают?

- Что пишется на конце?

III. Физминутка . «Зима недаром злится».

IV . Упражнения. «Ярмарка».

- Образовать глаголы 2-го лица ед.ч. от данных:

р..веть -…
см..шить -
г..в..рить -
в..сеть -
ст..нать -

- Какая форма глагола представлена в первом столбике?

- Какое местоимение надо подставить , чтобы образовать глаголы 2-го лица ед.ч.?

б) Выборочный диктант. «Карусель».

Катаясь на карусели , каждый выбирает себе коня. Мы будем выписывать из предложений глаголы 2-го л. ед.ч.

 

Ветер, ветер, ты могуч, ты (гоняешь) стаи туч, ты(волнуешь) сине море, всюду( реешь) на просторе. 2. Свет наш солнышко! Ты (ходишь) круглый год по небу, (сводишь) зиму с тёплою весной, всех нас (видишь) под собой.

- Что написали на конце глаголов 2-го лица ед.ч.?

V. Работа с текстом. «Катание на санях».

Списать. Подчеркнуть глаголы 2-го л., ед. ч.

Знаешь ли ты, какое насл..ждение вы..хать в..сной до зари? Ёщё совсем т..мно , когда ты од..ваеш..ся и выходиш .. на крыл..цо . Скоро ты увидиш .., как з..л..тые пол..сы п..тянутся (по )небу, услышиш .. звонк .. пение жаворонка. Тихо всплывёт б..гровое со..нце , ты почу..ствуеш .. на лице горяч.. ласку света.

(Самопроверка).

VI. Итог. «Доставание петуха».

- Как изменяются глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы 2-го лица ед.числа?

Что надо помнить при написании окончаний этих глаголов?

Домашнее задание: упр. 430, правило.