Цель:
1. Продолжить формировать умение определять лицо и число глаголов в настоящем и будущем времени.
2. Познакомить с особенностью написания окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.
3. Познакомить с традициями русского народа (праздник «Масленица» и народные приметы).
Оборудование: дидактическая наглядность, индивидуальные перфокарты, тетрадь, учебник.
Х од урока.I. Организационный момент.
(Сообщение темы урока, цели, формы проведения).
а) Чистописание.
В марте воробьи гнёзда вьют.
-Найдите в предложении глагол. Определите его лицо и число, время.
-Как изменяются глаголы?
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над распознаванием лица и числа глаголов в настоящем и будущем времени; познакомимся с особенностью написания окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.
Ярче светит солнце, природа пробуждается от долгой зимней спячки. Эти первые признаки весны, по древнеславянским представлениям , наши предки связывали с победой всемогущего Ярилы (солнца ) над силами холода и тьмы. В честь такого события устраивали праздник-Масленицу: пели, плясали, ели «хлебные солнца», веселились. Мы сегодня поможем Солнцу победить силы холода своими умными речами.
б) «Катание с гор» - любимое занятие наших предков.
(На доске изображение горки).
Надо скатиться с нашей горки и не упасть.
Попробуйте определить лицо и число глагола по его окончанию.
в) «Скоморохи».
На празднике гостей встречали скоморохи, веселили, загадки загадывали.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна).
- Найдите глаголы. Определите лицо и число глаголов. Какое местоимение помогло определить лицо и число глаголов?
Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…
(Солнце).
(При выполнении устных упражнений учащиеся пользуются карточками , на которых записаны число и лицо глаголов).
Люди ждут меня , зовут,
А приду к ним- прочь бегут.
- Что помогает определить лицо и число глагола?
(Вопрос, окончание, местоимение).
II . Объяснение нового материала.
а) Постановка лингвистической задачи.
13 марта в народе называется Василий - капельник. Солнце растапливает лёд. Примета этого дня - длинные сосульки - к долгой весне.
- Какие орфограммы пропущены в тексте?
Л..дяная нак..валенка , как колок..л : всю ноч .. слушаешь звонк .. в..сенн .. к.. пель .
- Найдите слова ,на конце у которых пишется ь знак.
(Ночь, слушаешь, капель).
- Какое слово лишнее?
Почему?
- Назовите глагол. Определите его число и лицо.
- Какой звук вы слышите на конце? Он мягкий или твёрдый?
Мы написали ь знак. Звук стал мягким? Почему?
- Почему мы пишем мягкий знак?
Вывод: здесь ь знак выполняет грамматическую роль. Он показывает , что глагол стоит во 2-м лице единственного числа.
- В каком слове ь знак выполняет тоже грамматическую роль?
Закрепление:
- Какие окончания имеют глаголы 2лица ед. ч.?
- На какие вопросы отвечают?
- Что пишется на конце?
III. Физминутка . «Зима недаром злится».
IV . Упражнения. «Ярмарка».
- Образовать глаголы 2-го лица ед.ч. от данных:
р..веть -…
см..шить -
г..в..рить -
в..сеть -
ст..нать -
- Какая форма глагола представлена в первом столбике?
- Какое местоимение надо подставить , чтобы образовать глаголы 2-го лица ед.ч.?
б) Выборочный диктант. «Карусель».
Катаясь на карусели , каждый выбирает себе коня. Мы будем выписывать из предложений глаголы 2-го л. ед.ч.
- Что написали на конце глаголов 2-го лица ед.ч.?
V. Работа с текстом. «Катание на санях».
Списать. Подчеркнуть глаголы 2-го л., ед. ч.
Знаешь ли ты, какое насл..ждение вы..хать в..сной до зари? Ёщё совсем т..мно , когда ты од..ваеш..ся и выходиш .. на крыл..цо . Скоро ты увидиш .., как з..л..тые пол..сы п..тянутся (по )небу, услышиш .. звонк .. пение жаворонка. Тихо всплывёт б..гровое со..нце , ты почу..ствуеш .. на лице горяч.. ласку света.
(Самопроверка).
VI. Итог. «Доставание петуха».
- Как изменяются глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы 2-го лица ед.числа?
Что надо помнить при написании окончаний этих глаголов?
Домашнее задание: упр. 430, правило.