Тема: “Систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемого ударением”.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных на основе знаний формы слова и состава слова.
- Тренировать в умении находить и проверять безударные гласные.
- Закрепить алгоритм (план) проверки этой орфограммы.
- Развивать устную и письменную речь, слованный запас учащихся.
- Развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки.
- Развивать интерес к предмету, чувства языка.
- Формировать навыки сотрудничества.
- Воспитывать учебную активность.
Оборудование:
- карточки на доске с символами орфограмм: а, и, е, о, я; б-п, г-к, в-ф; л, д, т, в; сс, бб, нн.
- картинка,
- Буратино,
- листы с конвертами у каждого ребенка на парте,
- карточки текста с ошибками.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Учитель: Вчера вечером, пока вас не было в школе, третий класс принес Вам задание, которое я повесила на доску.
Открывается доска. На доске карточки, на которых орфограммы, изучаемые в начальной школе.
– Определите, о каких орфограммах третьеклассники хотели вас спросить? (Об безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных.)
– Нам нужно им помочь составить план (алгоритм) работы с данными орфограммами. Все карточки мы оставим на следующие уроки, а вот с этой сегодня поработаем. (Учитель вешает в центр доски карточку ). Как вы думаете какая сегодня будет тема урока, чем мы будем заниматься? (Безударные гласные в словах, составлять план работы с орфограммой.)
III. Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках
Учитель: Чтобы оказать помощь, нам надо самим вспомнить какие знания мы получили на предыдущих уроках о способах работы с данной орфограммой.
Задание 1. Когда Буратино учился в третьем классе, то в начале урока учитель продиктовал детям словарный диктант, вот как написал Буратино. Какие это слова?
На доске текст:
ц е на, и |
ск а ла, о |
стр е ла, и |
ст е на, и |
с о с на, а |
м е ста, и |
з е мля, и |
с о ва а |
– Какой прием использовал Буратино при записи этих слов? В чем он ошибся? (Не выбрал букву для написания.)
– Почему ему было сложно это сделать? (Несоответсвие написания буквы, произносимому звуку.)
– Что поможет выбрать букву, которую надо написать? (Проверочное слово.)
– Какие проверочные слова можно подобрать? (Грядки, цены, скалы стрелы.)
– Чем отличается проверочное слово от проверяемого? (Единственным числом, формой: множественное число, окончанием.)
– Назовите способ проверки, применяемый в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная стала под ударением.)
– Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, напишите проверочное слово. А Гусева Н. запишет у доски.
Вывод по заданию: записать на доске:
1. Прочитай слово.
2. Найди несоответствие.
3. Поставь ударение.
4. Подбери проверочное слово: измени форму слова.
Задание 2.
Учитель:
Объяснять слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
– Объясните, что означают слова записанные на доске:
Кашевар, маслодел, пешеход, мореплаватель, пчеловод, лесоруб, камнетёс
– Где здесь корни? (Дети называют корни.) В этих словах выделены соединительные гласные о-е. Поставьте ударение, назовите безударные гласные. (Учитель их подчеркивает.)
– Как выбрать какую гласную написать? (Подобрать однокоренное слово, где безударный гласный становится ударным, т.к. корни пишутся одинаково, написать ту же гласную в корне.)
– Устно подберите проверочные слова. (Каша, масло, пеший, море, пчелка, лес, камень.)
Задание 3. Подобрать к словам записанным на доске по два проверочных слова?
Учитель: А сейчас проведем небольшую эстафету: “Чей ряд быстрее?”. Посмотрите на слова. Выделите корень, назовите часть речи?
Колосок – сущ. Дорогой – прил. Зеленеет – глаг. |
Голова Молодой Веселится |
Волосок Деревянный Вечереет |
– Как вы думаете, зачем нужно два проверочных слоава? (Так как это слово с двумя безударными гласными в корне слова.)
Задание 4. Записать предложение с коментированием.
Учитель:
Горка, горочка, пригорки,
Помогите-ка Егорке!
Как ему писать слова:
"На горе растёт трава"?
– Прокоментируйте письмо этого предложения,
выделяя орфограммы. Идиков Серёжа комментируют,
остальные записывают в тетрадь.
Не вызвало ли у вас сомнение, когда вы записывали
слово “растёт”. Назовите безударную гласную,
выделите корень? (Безударная гласная – а.)
– А если я вам скажу, что существует слово рост, где ударный гласный [о], а корень – -рост-. Как тогда быть? (Написать ростёт.)
– А вот и неправильно. Вы ошиблись, потому, что не знаете: что существуют корни в которых гласные чередуются, орфограмма “безударный гласный в корне” объясняется подругому. Чередование безударных гласных в корнях: -гор-, -гар-, -лож-, -лаг-, -бир-, -бер-, выбудете изучать в 5-м классе. А теперь правило, по которому пишется слово: растёт. Исторически сложилось, что в корне -рос- пишется гласная [о], в корнях -раст-, -ранд- – пишется гласная [а]. Зная это объясните как пишутся слова, выделяя корень.
выр…с, выр…стает, выр…щенный.
– Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень, подчеркните безударную гласную.
IV. Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова
Задание (текст на доске).
Пришла зима.
[Стаят сильные марозы. На диревьях лижат сниговые
шапки. Мягкий белый кавёр пакрыл халодную землю.
В лису звирьки спрятались в сваих норах.]
– Вам нужно отредактировать текст записанный на листочках у вас на партах. Исправьте ошибки, запомните в какой последовательности вы это выполняли, в конце этой работы мы составим план работы для 3-го класса.
Дети выполняют работу на листочках.
– С какой орфогмаммой вы столкнулись, исправляя ошибки?
– Что нужно знать и помнить, чтобы написать без ошибок? Проверка орфограммы имеет свой чёткий, план, алгоритм. Мы составим его вместе. Повторим.
Учитель читает с доски.
– Вспомните что мы делали в первом задании?
Алгоритм
- Прочитай слово, текст, найди несоответствие звука и буквы в слове.
- Объясни смысл слова, выдели корень и опставь ударение.
- Подбери проверочное слово: однокоренное слово или измени форму этого сллова.
- Напиши гласную букву, вспомни правописание, проверь по словарю.
Учитель вывешивает на доске алгоритм работы с орфограммой.
V. Итог урока
– Молодцы, хорошо сегодня поработали. Чем мы сегодня на уроке занимались? Что важного мы сегодня сделали на уроке? (Работали с безударными гласными, помогли 3-му классу и составили алгоритм работы с орфограммой.)
– Серёжа Идиков, продолжи за мной предложение: “Сегодня на уроке я…”
VI. Домашнее задание
– На листочках в конвертах написать письмо для ученика 3-го класса: алгоритм работы с безударной гласной в корне слова, чисто аккуратно, без ошибок.