- Программа
- 1 часть “Вступительное слово” (беседа)
- 2 часть “Литературно-правовая викторина”
- 3 часть “Турнир знатоков права” (дискуссия)
Оформление:
- Столы расставлены по цветовому принципу (при входе каждый получает бумажку определенного цвета и садится за соответствующий цвета стол)
- Плакат “Календарь правовых дат
- Презентация <Приложение 1>
- На столах брошюры или разрозненные листы “Конвенция о правах ребенка” (участники диспута уносят из с собой как памятку содержащую наиболее важные статьи из Конвенции о правах ребенка) <Приложение 2>
- Музыкальное оформление “Мы маленькие дети”, из кинофильма “Приключения Электроника”
Действующие лица:
- Ведущий
- Помощники (2 человека)
- Жюри (2 человека)
- Участники сценок:
А) первая (2 человека)
Б) вторая (2 человека)
В) третья (2 человека)
Г) четвертая (2 человека)
Награждение активных участников викторины, памятными дипломами <Приложение 3> и сладкими призами
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
- XXI век — Век ребенка
- 2001-2010 гг. Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
- 1 июня — Международный день защиты детей
- 4 июня — Международный день детей — жертв агрессии <рисунок 1>
- 20 ноября — Всемирный день прав ребенка
- 10 декабря — День прав человека
- 12 декабря — День Конституции Российской Федерации
Рисунок 1
Содержание
1 часть: “Вступительное слово”
Ведущий: Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей, то есть о наших с вами правах. Помогать нам будут два моих помощника, которые знают все-все о наших детских правах. А может быть, среди вас, есть такие, кто все уже знает, и тогда наиболее знающим, а тем более активно участвующим ребятам из зала будут выдаваться специальные жетоны в течение всей нашей встречи, они нам помогут подвести итоги и провести награждение памятными дипломами и сладкими призами.
(Вопрос в зал) Как вы думаете, ребята, когда и как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать?
1 помощник: (вступает в том случае, если не будет ответа из зала или ответ будет не точный)
(Мне бы хотелось еще добавить, да, на самом деле … — начинать с этих слов, если ответ не точный и продолжать основной текст…)
(Начинать с этих слов, если ответа не было) —
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
Ведущий: (с ухмылкой) С тех пор, прошло много времени и жить стало опасней. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе (в государстве), сотрясаемом войнами — Отечественная война 1812 года, Отечественная война 1941. Нужно же что-то придумать, что было бы посильнее государства, нужно завести такого защитника, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, чтобы ни случилось!
2 помощник: Вы правы, ведущий. Миссию такого защитника взяла на себя Международная организация — ООН.
Ведущий: Что же это за организация такая ребята, расскажите мне, пожалуйста?
2 помощник: (вступает в том случае, если не будет ответа из зала или ответ будет не точный).
(В принципе ребята, вы правы, но мне хотелось бы уточнить — начинать с этих слов, если ответ не точный и продолжать основной текст…)
(Начинать с этих слов, если ответа не было) —
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Ведущий: Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства!
1 помощник: Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
Ведущий: О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
1 помощник: На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка.
(Очень кратко перечисляет наиболее важные права ребенка, которые напечатаны на листах и лежат на столе или другой вариант, называть из зала ребят, чтобы они зачитывали по одной две статьи).
Ведущий: Спасибо, вам, ребята, и вам, помощники, за столь поучительную для меня беседу. Но мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить себя, а правильно ли мы все поняли, на что мы имеем право, а на что нет. Проведите, пожалуйста, для нас тестирование.
2 часть: “Литературно-правовая викторина”
2 помощник: Было бы сказано. Мы проведем среди вас, ребята, литературно правовую викторину. Жюри будет фиксировать верные ответы и выдавать жетоны. Итак, за дело.
Помощники зачитывают игровые ситуации, и предлагают за обозначенное время (пока звучит музыка) выяснить, какая статья из конвенции была нарушена. Первому правильно ответившему участнику из зала выдается жетон, которые потом будут подсчитываться.
1 помощник: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 помощник: Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?
(Ответ: Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ст. 15)
1 помощник:
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
2 помощник: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным
(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
1 помощник:
Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)
2 помощник:
Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
3 часть: “Дискуссия”
Ведущий: (с вызовом) “Я имею на это право!”, “Почему вы нарушаете мой права?” — эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. Или подискуссировать на затронутую тему, а может он все-таки был прав, в том, что требовал?
Ситуация 1
Мать: Сколько раз тебе говорить — после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?
Помощник 1 (если не будет ответа)
(Ответ: ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в доме!), и является нарушением общественного порядка)
Ситуация 2
Ученик: Марья Ивана! Я к вам на физику больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы физики не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя физики найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивана! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший — меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя — он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?
Помощник 2: (если не будет ответа)
(Ответ: Чтобы пострадала репутация других людей. Ст. 13)
Ситуация 3
Ведущий: Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассник и сообщили классной руководительнице.
Учитель: Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель: А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка голубчик к директору.
Сидоров: А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности — основные гарантии Международного права.
Ведущий: разъясните, пожалуйста, ситуацию
Помощник 1: (если не будет ответа)
(Ответ: В статье 28, в частности, сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст.40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)
Ситуация 4
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования
Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию.
Помощник 2: (если не будет ответа)
(Ответ: Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей)
Ведущий: Итак, давайте подведем итоги нашей встречи. У каждого ребенка есть права, записанные в конвенции, но не забывайте не нарушать и сами права других людей, требуя выполнения своих.
А сейчас дипломом активного участника …., награждается, … Ф.И.
Далее проводится награждение всех принявших активное участие в диспуте. Активные частники выявляются по наличию жетонов, которые раздавались во время диспута за каждый верный ответ.
Ведущий: Спасибо всем за участие.