Цели урока:
- Учить детей ставить перед собой вопросы по изученному материалу перед началом новой темы.
- Учить детей ставить пред собой целеполагающие вопросы к новой теме.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать умение анализировать и обобщать материал.
- Развивать наблюдательность, память, внимание, связную речь.
Ход урока
1. Организационный момент. Оформление
классной работы.
2. Словарная работа.
На доске написаны слова с пропущенными
буквами: …лмаз, г…зета, л…б…р…тория,
к…нструкт…р, пр…и…шествие, л…п…сток,
г…л…рея.
Вместе с детьми вставляются и проговариваются
пропущенные буквы. Ученики орфографически четко
произносят слова, которые затем убираются с
доски.
На листочках ( см. приложение )
в этих же словах самостоятельно каждым учеником
вставляются пропущенные буквы. Листок
переворачивается, и ученики записывают данные
слова по памяти с последующей проверкой по
заполненному листу.
3. Подготовительная работа.
- Что объединяет написанные вами слова ? ( Все слова являются словарными, являются именами существительными. )
- Докажите, что это имена существительные. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?что?)
- На какие группы можно разделить данные имена существительные ? (На одушевленные и неодушевленные, на слова женского, мужского и среднего рода.)
4. Сообщение темы, постановка цели урока.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Тема: “ Изменение имен существительных по падежам” записана на доске.)
- Задайте по этой теме мне такие вопросы, на которые вы на данный момент не знаете ответов.
(Все вопросы записываются на доску:
- Что значит изменение по падежам ?
- Что такое падеж ?
- Сколько падежей в русском языке и чем они отличаются?
- Для чего нужно изменять имена существительные по падежам?
- Какие правила связаны с таким изменением существительных?)
- Целью нашего урока является нахождение ответов на поставленные вами вопросы.
5. Работа по теме урока
- На какой из вопросов проще всего найти ответ? (На первый.)
- Где можно проследить за изменением существительных ? (Изменение существительных хорошо видно в тексте.)
- Вспомните недавно изученную басню Крылова “Слон и Моська”.
( Ребята вспоминают по памяти.) Какое имя существительное чаще всего встречается в этой басне ? (Слон.)
- Чтение басни наизусть и выписывание словосочетаний со словом “слон”, стоящим в единственном числе.
Запись в тетради: водили Слона, ходили за Слоном, увидевши Слона, возиться со Слоном.
- Почему существительному “Слон” пришлось измениться ? (Изменяется вопрос, на который это слово отвечает.)
- Докажите свой вывод. ( Дети записывают рядом с каждым словосочетанием вопрос, на который отвечает имя существительное.)
- Что еще изменяется при этом ? ( Окончание. Доказывается выделением окончания.)
- Только ли на эти два вопроса может отвечать слово “слон” ? (Запись с вопросами: (кто?) слон, (кому?) слону, (о ком?) о слоне. Выделение окончаний.)
- Сколько различных вопросов можно задать к одному существительному ? (5)
- Но мы изменяли здесь только одушевленное
существительное. Давайте попробуем изменить
неодушевленное существительное “дом”. ( Что? дом, чего? дома, чему? дому, чем? домом, о чем? о доме. Выделение окончаний) - Давайте попробуем теперь сгруппировать
вопросы.
(Запись на доске и в тетради.
Кто? Что? возможное опорное слово – есть
Кого? Чего? возможное опорное слово – нет
Кому? Чему? возможное опорное слово – даю
Кого? Что? возможное опорное слово – бью
Кем? Чем? возможное опорное слово – играю
О ком? О чем? возможное опорное слово – мечтаю)
- На какие вопросы, поставленные в начале урока, можно уже ответить ?
(На первые четыре вопроса. Изменение по падежам – это изменение по вопросам. Падеж – пара вопросов. Всего падежей в русском языке шесть. Изменение существительных по падежам необходимо для связи слов в предложении.)
- Для того чтобы ответить на последний вопрос,
проанализируем два текста, которые находятся на
вашем дополнительном листочке.
| Чудесен, сказочен русский лес зимой. Белый, пушистый повис на ветвях снег. На вершинах елей смолистые шишки. По вершинам перелетают клесты с красными грудками. Тихо попискивают хлопотливые, шустрые синицы. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. | Чудесен, сказочен русский лес зимой. Белый, пушистый повис на витвях снег. На вершинах елий смолистые шишки. По вершынам перелетают клесты с красными грутками. Тихо попискивают хлопотливые, шустрые синицы. Глубокие, чистые лежат под деревями сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. |
- В тексте с правой стороны допущены ошибки. Сверьте его с текстом с левой стороны и найдите их. Исправьте и обозначьте их графически. (Дети работают самостоятельно)
- Итак, какие ошибки в тексте вы нашли ? ( Дети объясняют найденные ошибки )
- Какую ошибку вы не смогли объяснить ? (В слове елей ошибка была в окончании.)
- Какое правило будет связано с падежами ? (Безударное падежное окончание )
- Раз мы сегодня говорили о падежах, то попробуем их определить. Для этого мы выпишем существительные, в которых допущены ошибки, вместе со словами, от которых к ним можно задать вопрос.
( Запись в тетради:
повис (на чем?) на
ветвях ( П.п.)
на вершинах ( чего?)
елей ( Р.п.)
перелетают ( по чему ?)
по вершинам ( Д.п.)
клесты ( с чем?) с
грудками (Т.п.)
лежат ( под чем?) под
деревьями (Т.п.) )
- Как можно определить падеж имени
существительного? (Надо задать
вопрос к данному имени существительному и по нему определить падеж)
6. Итоги урока.
В начале урока вы задали основные вопросы к теме. Сейчас ответьте на поставленные вами вопросы.
- Изменение по падежам – это изменение по вопросам.
- Падеж – пара вопросов.
- Всего в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
- Существительные изменяются по падежам для того, чтобы связываться с другими словами в предложении.
- Основное правило, связанное с падежами, - написание безударных падежных окончаний.
- Чтобы определить падеж, надо задать к существительному вопрос и по нему определить падеж.
7. Домашнее задание. Выучить названия падежей, вопросы и опорные слова каждого падежа.