Цели урока:
- Учить детей ставить перед собой вопросы по изученному материалу перед началом новой темы.
- Учить детей ставить пред собой целеполагающие вопросы к новой теме.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать умение анализировать и обобщать материал.
- Развивать наблюдательность, память, внимание, связную речь.
Ход урока
1. Организационный момент. Оформление
классной работы.
2. Словарная работа.
На доске написаны слова с пропущенными
буквами: …лмаз, г…зета, л…б…р…тория,
к…нструкт…р, пр…и…шествие, л…п…сток,
г…л…рея.
Вместе с детьми вставляются и проговариваются
пропущенные буквы. Ученики орфографически четко
произносят слова, которые затем убираются с
доски.
На листочках ( см. приложение )
в этих же словах самостоятельно каждым учеником
вставляются пропущенные буквы. Листок
переворачивается, и ученики записывают данные
слова по памяти с последующей проверкой по
заполненному листу.
3. Подготовительная работа.
- Что объединяет написанные вами слова ? ( Все слова являются словарными, являются именами существительными. )
- Докажите, что это имена существительные. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?что?)
- На какие группы можно разделить данные имена существительные ? (На одушевленные и неодушевленные, на слова женского, мужского и среднего рода.)
4. Сообщение темы, постановка цели урока.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Тема: “ Изменение имен существительных по падежам” записана на доске.)
- Задайте по этой теме мне такие вопросы, на которые вы на данный момент не знаете ответов.
(Все вопросы записываются на доску:
- Что значит изменение по падежам ?
- Что такое падеж ?
- Сколько падежей в русском языке и чем они отличаются?
- Для чего нужно изменять имена существительные по падежам?
- Какие правила связаны с таким изменением существительных?)
- Целью нашего урока является нахождение ответов на поставленные вами вопросы.
5. Работа по теме урока
- На какой из вопросов проще всего найти ответ? (На первый.)
- Где можно проследить за изменением существительных ? (Изменение существительных хорошо видно в тексте.)
- Вспомните недавно изученную басню Крылова “Слон и Моська”.
( Ребята вспоминают по памяти.) Какое имя существительное чаще всего встречается в этой басне ? (Слон.)
- Чтение басни наизусть и выписывание словосочетаний со словом “слон”, стоящим в единственном числе.
Запись в тетради: водили Слона, ходили за Слоном, увидевши Слона, возиться со Слоном.
- Почему существительному “Слон” пришлось измениться ? (Изменяется вопрос, на который это слово отвечает.)
- Докажите свой вывод. ( Дети записывают рядом с каждым словосочетанием вопрос, на который отвечает имя существительное.)
- Что еще изменяется при этом ? ( Окончание. Доказывается выделением окончания.)
- Только ли на эти два вопроса может отвечать слово “слон” ? (Запись с вопросами: (кто?) слон, (кому?) слону, (о ком?) о слоне. Выделение окончаний.)
- Сколько различных вопросов можно задать к одному существительному ? (5)
- Но мы изменяли здесь только одушевленное
существительное. Давайте попробуем изменить
неодушевленное существительное “дом”. ( Что? дом, чего? дома, чему? дому, чем? домом, о чем? о доме. Выделение окончаний) - Давайте попробуем теперь сгруппировать
вопросы.
(Запись на доске и в тетради.
Кто? Что? возможное опорное слово – есть
Кого? Чего? возможное опорное слово – нет
Кому? Чему? возможное опорное слово – даю
Кого? Что? возможное опорное слово – бью
Кем? Чем? возможное опорное слово – играю
О ком? О чем? возможное опорное слово – мечтаю)
- На какие вопросы, поставленные в начале урока, можно уже ответить ?
(На первые четыре вопроса. Изменение по падежам – это изменение по вопросам. Падеж – пара вопросов. Всего падежей в русском языке шесть. Изменение существительных по падежам необходимо для связи слов в предложении.)
- Для того чтобы ответить на последний вопрос,
проанализируем два текста, которые находятся на
вашем дополнительном листочке.
Чудесен, сказочен русский лес зимой. Белый, пушистый повис на ветвях снег. На вершинах елей смолистые шишки. По вершинам перелетают клесты с красными грудками. Тихо попискивают хлопотливые, шустрые синицы. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. | Чудесен, сказочен русский лес зимой. Белый, пушистый повис на витвях снег. На вершинах елий смолистые шишки. По вершынам перелетают клесты с красными грутками. Тихо попискивают хлопотливые, шустрые синицы. Глубокие, чистые лежат под деревями сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. |
- В тексте с правой стороны допущены ошибки. Сверьте его с текстом с левой стороны и найдите их. Исправьте и обозначьте их графически. (Дети работают самостоятельно)
- Итак, какие ошибки в тексте вы нашли ? ( Дети объясняют найденные ошибки )
- Какую ошибку вы не смогли объяснить ? (В слове елей ошибка была в окончании.)
- Какое правило будет связано с падежами ? (Безударное падежное окончание )
- Раз мы сегодня говорили о падежах, то попробуем их определить. Для этого мы выпишем существительные, в которых допущены ошибки, вместе со словами, от которых к ним можно задать вопрос.
( Запись в тетради:
повис (на чем?) на
ветвях ( П.п.)
на вершинах ( чего?)
елей ( Р.п.)
перелетают ( по чему ?)
по вершинам ( Д.п.)
клесты ( с чем?) с
грудками (Т.п.)
лежат ( под чем?) под
деревьями (Т.п.) )
- Как можно определить падеж имени
существительного? (Надо задать
вопрос к данному имени существительному и по нему определить падеж)
6. Итоги урока.
В начале урока вы задали основные вопросы к теме. Сейчас ответьте на поставленные вами вопросы.
- Изменение по падежам – это изменение по вопросам.
- Падеж – пара вопросов.
- Всего в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
- Существительные изменяются по падежам для того, чтобы связываться с другими словами в предложении.
- Основное правило, связанное с падежами, - написание безударных падежных окончаний.
- Чтобы определить падеж, надо задать к существительному вопрос и по нему определить падеж.
7. Домашнее задание. Выучить названия падежей, вопросы и опорные слова каждого падежа.