Цели:
- Упражнять в правописании безударных гласных в корне слова.
- Закреплять работу над изученными правилами.
- Развивать каллиграфические навыки.
- Воспитывать активность, внимательность, любовь к природе.
- Познакомить с обитателями морей, наукой, изучающей мир морей.
Оборудование:
- макет корабля,
- иллюстрации моря,
- видеозапись,
- рисунки рыб,
- бескозырки,
- карточки с заданием,
- сигнальные карточки.
I. Вступление
– Давайте улыбнемся друг другу. Поприветствуем гостей. Сегодня мы с вами единая команда, которая совершит заочное путешествие по морям, по волнам. Все вы моряки нашего корабля, а я капитан, который управляет кораблем и вами. Вот на этом корабле мы будем совершать путешествие, покажем, как умеем красиво, аккуратно писать, как знаем правила и как умеем их применять, покажем свою активность и внимательность. Познакомимся с некоторыми обитателями морей и с наукой, изучающей рыб.
II. Беседа
Включается видеозапись.
– Каждый мальчик хоть раз да забрасывал в речку удочку. А потом трясущимися руками снимал с крючка рыбешку, сверкающую, яркую, незнакомую посланницу темного и таинственного подводного мира. На земле около 200 тысяч видов рыб. Рыбы – дети воды. Тело почти всех рыб покрыто чешуей, как кольчугой. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. Рыбы прекрасно приспособлены к жизни в воде. Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Есть у рыб плавательный пузырь – ни у кого, кроме рыб, его больше нет, он помогает рыбам нырять, всплывать, парить в воде и даже разговаривать. Есть еще удивительный орган – боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. Веками люди имели смутное представление о рыбах. Водолазные костюмы, маски да специальные подводные аппараты дали людям заглянуть в этот мир и изучить его. Наука, изучающая рыб, называется ихтиология. А люди, которые занимаются этой наукой, – ихтиологи (новые слова написаны на карточках).
– Отдать концы!
– Есть отдать концы!
– Наше путешествие начинается.
III. Инсценирование
- Апчхи!
– Будь здоров, краб!
– Спасибо…Ап-ап-ап-чхи!
– Кто это разговаривает? Два краба. Да разве они
чихают? Еще как. Бежит краб по дну, шлеп – в ямку с
илом попал. Илинки мелкие, сразу все жабры
запорошил. Давайте поможем ему очистить жабры.
Если правильно будете подбирать проверочные
слова, то вы ему поможете.
IV. Проверка домашнего задания
– Зачитайте из упражнения слова, которые требовали проверки.
Четыре человека работают по карточкам и получают оценки.
– Какое правило вы вспомнили, когда писали эти слова?
– Молодцы! Вы помогли крабам, очистили жабры, потому что выполнили мое задание.
V. Чистописание
– Но что это? Не успели отплыть, как новое знакомство. Перед нами стая рыб-чистильщиков. Эти рыбы помогают больным рыбам, они очищают плавники рыб от раков, от кусочков содранной кожи. У больных рыб чистят даже рот и зубы, являясь для них зубными щетками. К таким рыбам порой выстраиваются целые очереди. Вот и сейчас мы с вами покажем чистое, аккуратное письмо без единой помарки.
Показ иллюстраций.
На доске записаны слова: рама, крючок, прорубь, северные.
– Из этих слов определи, какую букву будем писать. Она обозначает согласный, непарный звонкий звук, может быть твердым и мягким.
– Р Ра рраа рррааа.
Учитель проходит по рядам, проверяет.
– Рыбы-чистильщики довольны вашей работой.
VI. Словарная работа
– Ой, опять чудо. Есть рыбы, которые плавают хвостом вперед или могут плыть стоя торчком, а то и головой вниз. Рыбы не только плавают, но и летают. Летучие рыбки, разогнавшись, выскакивают из воды и, развернув веером грудные плавники, парят в воздухе. Рыбы питаются, а вот чем, мы сейчас узнаем. Перед вами зашифровано слово, если вы успешно справитесь с кодом (ключ), то угадаете, чем питаются рыбы. Начинаем с буквы р и идем, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз.
С А Г Т Л Н Д Е
Р Ж С Б Е О И Л
Если учащиеся будут затрудняться, то загадать загадку: дышит и растет, а ходить не может.
– Растение – организм, развивающийся обычно в неподвижном состоянии, который питается из почвы и воздуха.
Запись в тетрадь: растение,
растительность, расти, вырасти.
Слова-исключения: рост, росток.
– Как пишутся гласные в однокоренных словах? На какое правило записали слова? Выдели корень в словах.
Запись предложения с комментированием (работа у доски, разбор по членам, выписать словосочетания).
На морском дне растут разные растения.
- растения (какие?) разные,
- растут (где?) на дне,
- на дне (каком?) морском.
VII. Самостоятельная работа
– Многими подводными растениями рыбы лечатся. Назовите основу предложения, подчеркни, выпиши словосочетания.
Проверка на оценку.
– Внимание, что я вижу. К нам приближается стая хищников. Как вы думаете, кто это? Конечно, акулы (включается видеозапись). Они очень опасны для людей; это белая акула, тигровая акула, акула-молот. Немало людей они погубили. Акулы большие, зубастые, быстрые. В акульей пасти зубы бывают в 6 рядов, как пила. Они все время растут и постоянно меняются, за 10 лет у нее может вырасти и выпасть до 24 000 зубов. Чтобы не попасть в зубы этого чудовища, должны выполнить задание.
На доске: cпиши слова, вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово.
М...рская – …,
кр...сивые – …,
т...гровая – …,
р...чная – …,
хв...сты – …,
м...сные – …,
в...да – …,
с...мы – …,
...довитые – ….
Проверка с помощью сигнальных карточек.
Вывод. Над какой темой урока мы сегодня работаем? Рассказать правило.
VIII. Физминутка
– У каждого моряка всегда должен быть порядок на рабочем месте. Давайте и мы наведем порядок на нашем корабле. На мотив песни “Яблочко” выполняем движения – моем палубу, наклонившись вперед; вытираем иллюминаторы круговыми движениями рук; лезем по лестнице, перебирая руками вверх.
IX. Закрепление по теме
– Исправьте ошибки, допущенные штурманом корабля, иначе попадем в шторм.
- Матрос поласкал тряпку в ведре.
- Все спустились с трапа, а Витя все слизал.
- Мама отварила дверь.
– Молодцы! Какое правило вспомнили, чтобы исправить ошибки?
X. Работа по учебнику
– Выполнить самостоятельно упражнение 251 (1 часть).
Проверка выполнения.
XI. Подведение итогов урока
– Наше путешествие подошло к концу. Что нового и интересного вы узнали? Как называется наука, изучающая рыб?