Тема: “Роль семьи в формировании личности”
Цель:
1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
2. Разработка основных правил семейного воспитания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. На доске написаны выражения (можно написать на плакатах):
“Там где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”.
В. А. Сухомлинский.
“Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого”.
Э. Кант.
2. “Маски”.
3. Анкета “Ребёнок и его семья”.
4. Чистые листы бумаги ф. А4, ручки (для каждого родителя).
5. Пригласительные на родительское собрание.
6. Подборка различных мелодий, магнитофон.
7. Тест “незаконченные предложения”.
8. Литература для родителей.
Подготовительный этап:
1. Провести и обработать среди детей анкету “Ребёнок и его семья”
2. Изготовить “Маски” с детьми.
3. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр класса и родители могли видеть друг друга и доску.
4. Подготовить выставку литературы для родителей.
ХОД СОБРАНИЯ:
Звучит спокойная, приятная музыка. Родители входят в класс и рассаживаются. На доске написаны высказывания великих, развешаны “МАСКИ”.
(На протяжении всего собрания звучит инструментальная музыка из альбома “Одинокий пастух”)
Вступительное слово классного руководителя:
Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог самореализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. - Об этом думают все родители, независимо от того в какой стране они живут, на каком языке говорят, каковы экономический и политический строй. Каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли. Ну, а мы с вами знаем, что дети всегда идут дальше своих родителей.
1. Сейчас мы с вами выполним упражнение, которое называется “ НАСЛЕДСТВО ”.
Инструкция:
Перед каждым из вас на столе лежит белый лист. Поделите его так, как показываю я: ровно пополам горизонтально, а, затем вертикально.
Теперь каждый “квадрант” пронумеруйте (как на доске).
Правый верхний “квадрант” поделите ещё на две равные части по вертикали и слева поставьте знак “+”, а справа “-”.
Заполняем этот “квадрант”.
- “Вспомните, пожалуйста, какими положительными и отрицательными качествами обладали ваши бабушки и дедушки. Запишите в колонке “+” и “-”.
- Переходим к “квадранту” 2. (Выполняем то же по разделению его на две колонки).
- “Запишите какими качествами “+” и “-” обладают ваши родители.
- “Квадрант” 3 – Вы не только внуки своих дедушек и бабушек, но вы также живёте в социуме. Какие – то качества вы приобрели помимо своей семьи: влияние друзей, “двора”, учёба в школе, техникуме, институте. Какие качества у вас имеются? Заполните “квадрант” какие качества имеются у вас?
- Мы с вами хотим видеть наших детей КАКИМИ? – переходим к заполнению последнего – 4 “квадранта”.
“+” - качества, которые вы хотите видеть у своего ребёнка, запишите их.
Но ваш ребёнок также живёт в социуме и обладает отрицательными качествами, которые вам возможно не нравятся, но они всё равно есть. Какие это качества, напишите.
Теперь внимательно посмотрите на то, что у вас получилось. Соедините стрелочками те качества, которые прослеживаются из поколения в поколение.
А качества, которые нигде не прослеживаются? Как могло появиться оно – это качество, откуда оно? У вас есть великолепная возможность проанализировать ближайшее окружение вашего ребёнка, а также задуматься над собственными качествами, собственным примером. Ведь не зря же говорят, что “От осинки не родятся апельсинки”, а “Яблочко от яблоньки далеко не падает”. (Даётся время на анализ и саморефлексию)
- Каждый наш жест, каждое наше слово, поступок помимо нашего желания падает на благодатную почву и прорастает иногда такими неказистыми всходами, которым мы сами иногда удивляемся, - а авторы то - МЫ.
Нам кажется, что мы знаем наших детей. Сейчас мы попробуем в этом убедиться.
2. Перед вами висят “МАСКИ” ваших детей. Я буду показывать маску, читать качества, а вы поднимайте руку, кто узнает своего ребёнка, и не обращайте внимания на то, что поднятыми могут быть несколько рук. (Проводится “узнавание масок” родителями и те, кто правильно отгадал – получают “маску”)
КАК ВЫ УЗНАЛИ “МАСКУ” СВОЕГО РЕБЁНКА? – Рефлексия родителей по кругу.
(Маски, не отгаданные родителями, просто ещё раз зачитываются и отдаются родителям того ребёнка, который изготовил эту маску.)
3. Мы проводим много времени на работе, кажется главное для нас ребёнка накормить, одеть, создать определённые блага, а времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в детской душе у нас нет. Или делаем это на бегу, второпях. И ребёнок, чтобы не расстраивать нас на вопрос “Как дела?” - отвечает “Нормально”. А что такое НОРМАЛЬНО? Нормально для кого? Для нас? Для него сейчас? Для его будущего?
Отложите дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым – его нужно семь раз в течение дня погладить по головке, обнять, похлопать по плечу, ободрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить “Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ”
Вспомните, когда вам плохо, чего вам больше всего хочется? А когда вы были маленькими и вам было плохо, как вам хотелось найти утешение? (Саморефлексия)
4. Перед вами бланки с вопросами анкеты “Ребёнок и его семья”. Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребёнка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, взглянуть на ситуацию его глазами.
(Родители заполняют анкеты)
5. Теперь возьмите анкеты ваших детей (раздаются детские анкеты) и сравните со своими ответами. И вы видите, что ответы частично совпали, а где – то нет. И это правильно. Ведь ребёнок не точная ваша копия. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не так, как предполагали вы? Подумайте об этом обязательно!
6. Как поступить, что изменить, чтобы вашему ребёнку было комфортнее в семье, чтобы могли приходить в дом друзья? Потому, что главное сегодня для ребёнка – это общение со сверстниками. И если они не приходят в дом, то дети “уходят” из дома. И не зря в Библии говорится, что родители должны выбирать друзей детям. (Самоанализ)
7. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: говорим детям, как надо себя вести, читаем нотации, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина?
Может быть, всё дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим?
Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, провалы, падения, как бы мы ни старались это скрывать. А может быть дело в том, что дети учатся жить у ЖИЗНИ?
Попробуем выяснить, чему может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.
8. Закончите предложения: если…
1. Ребёнка постоянно критикуют, он … (учится ненавидеть).
2. Ребёнок живёт во вражде, он … (быть агрессивным).
3. Ребёнок растёт в упрёках, он … (жить с чувством вины).
4. Ребёнок растёт в терпимости, он … (понимать других).
5. Ребёнка хвалят, он … (быть благодарным).
6. Ребёнок растёт в честности, он … (быть справедливым).
7. Ребёнок растёт в безопасности, он … (верить в людей).
8. Ребёнка поддерживают, он … (ценить себя).
9. Ребёнка высмеивают, он … (быть замкнутым).
10. Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он … (находить любовь в этом мире)
В данных вопросах возможны расхождения точек зрения родителей – тогда возникает дискуссия. Учитель даёт правильный ответ только после того, как родители закончат отстаивать свою точку зрения.
(Важно, чтобы высказались все родители, важна точка зрения каждого родителя).
Что можно сказать в заключение?
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Хотелось бы закончить собрание стихотворением, ещё раз подтверждающим это.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше
бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов
поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.
Итоговая рефлексия
Решение:
Решение родительского собрания формулируется на основе высказанных родителями идей и предложений.
Окончание собрания.
Литература:
- Дереклеева Н. И. “Организация родительских собраний в 1х-11х классах” М., 2000г.
- Смирнова Е. Э., Круглов В. Ф. “Мир ребёнка. Некоторые черты школьной жизни” С. Пб., 1997г.
- Миллер В. С. “Как по – настоящему любить детей” // Классный руководитель. 1998г. №6.
- Фридман Л. М. “Школа и родители” // Классный руководитель. 1998г. №5.