Методическая разработка к проведению урока литературного чтения по теме: "К.Д. Бальмонт "Россия"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Если бы надо было дать Бальмонта
одним словом, я не задумываясь, сказала:
Поэт. …Пройдут годы. Бальмонт есть
литература- есть история”.

М. Цветаева.

 

В истории русской литературы творчество К. Д. Бальмонта и по сей день остаётся как бы лишь до середины прочитанной страницей. Современные ценители поэзии и даже её творцы в большинстве своём недооценивают и недостаточно знают о нём, а его наследие, во всём жанровом многообразии остаётся по разным причинам не собранным воедино, как-то выпадает из поля зрения даже серьёзных специалистов- литературоведов, как нечто пережитое и изжитое и никоим образом не соотносимое с дальнейшим развитием русской поэзии.

Однако в последнее время стихи К. Д. Бальмонта стали появляться в учебниках литературного чтения. Недостаточность литературы о творчестве поэта продиктовала необходимость создания пособия, которое состоит из методических рекомендаций к проведению уроков по темам:

К.Д . Бальмонт
Россия
К зиме
Снежинка
У чудищ
Камыши
Как я пишу стихи

Разработанная мною система уроков по творчеству К. Д. Бальмонта предполагает работу обучающихся в позициях “читатель”, “автор”, “теоретик”, “художник”.

Мы с ребятами создали “Словарь настроений”, где каждому цвету соответствует определённое чувство, что способствует развитию речи и абстрактно-образного мышления обучающихся.

Изучение творчества К. Д. Бальмонта по данной системе позволяет устанавливать связи и объяснять:

- тему стихотворения;

-развитие событий в тексте; структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение её с заглавием;

-соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями.

Кратко характеризовать, описывать:

- основную мысль художественного произведения;

- своё отношение к прочитанному произведению.

Решать практические задачи:

-выразительно читать наизусть программные произведения;

-ставить вопросы к тексту.

Вашему вниманию предлагаю методическую разработку к проведению урока по теме :

К. Д. Бальмонт “Россия”.

Урок по теме: К. Д. Бальмонт “Россия”

Цель.

  • Дать понятие об особенностях поэзии К. Д. Бальмонта;
  • развивать речь, навыки чтения, анализа поэтического текста, обеспечивающие полноценное восприятие произведения;
  • способствовать формированию чувства патриотизма через понимание чувств автора.

Литература:

Ефросинина Л.А., Оморокова М. И. Литературное чтение: учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 2001.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: рабочая тетрадь №2 для 4 класса четырёхлетней школы:- М.: Вентана- Граф, 2001.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка-М.: Азъ, 1995, “словарь настроений”, портрет поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово о поэте.

Сегодня, ребята, мы начнём знакомство с творчеством поэта- символиста Константина Дмитриевича Бальмонта на примере его стихотворения “ Россия”.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии 3/ 15 июня 1867 года.

Константин был третьим ребёнком в большой и очень дружной семье, где было семь сыновей.

Отец Дмитрий Константинович, не отличался ни богатством, ни какими- то особыми талантами, но был человеком мягчайшим и нежнейшим, ни разу в жизни ни на кого не повысившим голос. Он до самозабвения был предан детям и жене Вере Николаевне, женщине страстной и деятельной.

Первые десять лет жизни в деревенской глуши были порой гармонического блаженства. Поэтому, когда в 1876 году его вырвали из уютного рая, отправив в Шуйскую классическую гимназию, он пережил сильное потрясение. Именно гимназические годы выработали в робком мальчике непримиримость ко всякому угнетению и насилию.

Осенью 1886 года Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета. Но стать дипломированным правоведом ему не удаётся.

В 1886 году Бальмонт знакомится с настоящим большим писателем – В. Г. Короленко, дарит ему тетрадь своих стихов и в феврале от Короленко получает письмо с подробным разбором стихов и благожелательным отзывом.

Бальмонт стал поэтом- символистом. Символическая поэзия говорит своим особым языком, более чем другой род поэзии, задевает наши слуховые и зрительные впечатления. Смысл символического произведения всегда скрыт. Каждый образ в творчестве поэта- символиста- символ. Так образ ветра- символ вечного движения, ненасытной тревоги, образ моря- символ свободы. Главный образ в творчестве поэта- образ Солнца- символ жизни.

К. Д. Бальмонт оставил огромное литературное наследство. Он знал 16 языков, занимался переводами зарубежных поэтов.

К. Д. Бальмонту пришлось эмигрировать за границу. Долгое время он прожил во Франции, но до конца своих дней был предан России.

Вот как об этом говорил сам поэт: “Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия…”

Эти слова я взяла эпиграфом к уроку. Мы сегодня попытаемся увидеть , прочувствовать эту любовь к своей Родине.

3. Первичное чтение.

Текст читает учитель.

4. Беседа по содержанию.

- Какое настроение у вас возникло? Поделитесь.

5. Повторное чтение. Работа со “Словарём настроений”.

Текст читает учитель.

- Сколько раз менялось настроение?

- В какие цвета раскрасим своё настроение? Давайте составим цепочку настроений. А теперь опишем словами свои чувства в “Словаре настроений”.

1. Гордость, восторг.

2. Радость любовь нежность.

3. Гордость, счастье.

6. Самостоятельное чтение текста.

При чтении текста отмечайте слова, значение которых вам непонятно.

7. Словарная работа.

Работа с Толковым словарём.

8. Подготовка к выразительному чтению.

- Какую интонацию выберем?

- Будет ли она меняться?

9. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

10 Анализ текста.

- Что помогло поэту создать настроение? Образы.

Составьте цепочку образов.

Россия- апрель- ива- берёза- трава- овраг- ласточка- весна- солнце- ручьи- луга- болота- склоны- подснежник- ветерок- Родина.

Беседа.

- Какова тема произведения? Стихотворение о родине.

- Идея? “Мой край в покров весны одет.

Нерукотворно беспорочен

Другого в мире счастья нет”.

Любить свою Родину- другого счастья нет.

Поэту пришлось эмигрировать за границу, но в стихах, как и в жизни, он остаётся прежним поэтом, верным стихии света, хотя свет для него исходит из России уже запредельной, недосягаемой. Россия становится светоносным идеалом для К. Д. Бальмонта.

- Что помогло увидеть картины, созданные автором, понять тему и идею произведения? Система образов и художественные средства.

- Давайте их найдём.

Метафора

Звук- свирель, снег не враг, заизумрудился овраг, ласточка влюбилась, мир- окно, разбег полей, край одет.

Олицетворение.

Позвавший птиц апрель, берёза раскрыла, злая тоска, родимая ширь, весна луговая и лесная, родные поля.

 - Какая рифма? Перекрёстная.

11. Итог.

- Ребята, как можно ответить на вопросы: “О чём томлюсь? Чего хочу?”

Поэт тоскует по Родине, находясь вдали от неё. Россия стала для поэта тем основным, чем он жил за границей. Эта и та Россия, которую он оставил, и Россия его детства. Это русская природа и русская история, русский фольклор и церковные праздники, это русская действительность, не дающая уснуть ночью.

- Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу.

Эти строки полны любви к миру и своей Родине- матери.

К. Д. Бальмонт умер во Франции, Россия не приняла его тела в свою землю, но она оставалась для поэта всегда родной, любимой и желанной.

12. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения, рисунок, отражающий его содержание.