Ежегодно в педагогическое училище поступают студенты, совсем не изучавшие в школе иностранный язык. Их количество составляет около 20% от общего числа студентов нового набора. С такой категорией студентов работаем по отдельно составленной программе в подгруппах для начинающих. Десятилетний опыт использования учебника “Английский язык за два года” (для не изучавших иностранный язык в школе) авторов Роговой Г.В., Рожковой Ф.М. свидетельствует об эффективности предложенной авторами методики, так как она позволяет сформировать у начинающих базовый уровень, необходимый для дальнейшей работы над языком.
Индивидуализация обучения и личностно-ориентированный подход в обучении очень актуальны и необходимы для достижения качественных результатов в работе с данной категорией обучаемых.
Спланировать и провести личностно-ориентированный урок помогает памятка “Деятельность преподавателя на занятии с личностно-ориентированной направленностью”:
1. Наличие у преподавателя учебного плана проведения занятия в зависимости от готовности группы.
2. Использование проблемных творческих заданий.
3. Применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех студентов в ходе урока.
5. Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной деятельности в егоходе.
6. Обсуждение со студентами в конце занятия не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
7. Стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
8. Оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного ответа студентов, но и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
9. Отметка, выставленная в конце занятия, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
10. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ПЗ)
Группа: 33, начинающая подгруппа (“0”)
Методическая тема преподавателя: Формирование способности к межкультурной коммуникации на английском языке через социокультурный компонент в обучении
Тема ПЗ: О себе, своих товарищах, уроках английского языка. Вопросительные и отрицательные формы в настоящем простом времени
Основной учебник: Г.В.Рогова, Ф.М.Рожкова. Английский язык за 2 года. М.,
Просвещение,1993 Lesson 13 [1]
Цель: формирование элементарных умений общения на английском языке (цель урока записывается на доске)
Аспекты цели (задачи):
Учебный аспект:
- развитие речевых умений (диалогическая речь по схеме
“утверждение – переспрос”, “утверждение- возражение”)
- контроль уровня развития речевых умений (монологическая
речь по теме “ About Myself”, “Our English Lesson”)
Развивающий аспект:
-развитие способностей к функционально-адекватному восприятию
грамматических структур (Present Simple Tense) и их использованию
(т.е. усвоение порядка слов и тренировка в употреблении
вопросительных и отрицательных предложений в Present Simple Tense)
Воспитательный аспект:
-воспитание уважительного отношения друг к другу в процессе занятия,
внимательного слушателя своих одногруппников
Формы работы: самостоятельная, фронтальная, индивидуальная
Оснащение ПЗ: грамматическая таблица “The Present Indefinite / Simple Tense”, графопроектор, транспаранты для графопроектора (вопросы и анкета), карточки со словами для “живых” предложений, звуковое приложение к учебнику (аудиокассета 1,
с рифмовкой I live here и текстом “ Bob and Rose”)
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. 2. Сообщение темы и задач урока. 3. Фонетическая зарядка. Phonetic Warming- Up.
A. Разучивание рифмовки I live here. B. Повторение активной лексики урока 12 хором за преподавателем. 4. Подготовительная работа перед заполнением анкеты о себе. Использование графопроектора. 5. Аудирование стихотворения “Personal Questions”. 6. Проверка домашних индивидуальных заданий. Подготовленные устные рассказы о себе, своих друзьях и уроках английского языка. 7. Изучение нового грамматического материала. Present Simple Tense. Interrogative and Negative Forms. 8. Выполнение тренировочных упражнений из учебника на закрепление грамматического материала. 9. Составление живых предложений из заданных слов- карточек. 10. Введение новой лексики. 11. Повторение правил чтения, звуков. Выполнение ex. 7 p. 41. 12.Фонетический тест на различение долгих и кратких гласных звуков. 13. Работа с текстом. Прослушивание текста “ Bob and Rose” (p. 42) в аудиозаписи и выполнение заданий к нему.
14. Рефлексивный этап. Итог урока. Домашнее задание.
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
T: Goog morning! Glad to see you! First let’s call the register. All right. Let’s get down to work. Is everybody ready to start? Listen to me attentively.
2. Сообщение темы и задач урока.
T: Today we begin studying lesson 13 in your textbooks. The theme of today’s lesson is Present Simple / Indefinite Tense.Interrogative and Negative Forms. Сегодня на уроке будем учиться рассказывать о своих товарищах, о себе, о наших уроках английского языка.
Также будем учиться интересоваться о действиях, регулярно происходящих в настоящем и опровергать высказывания о регулярно повторяющихся действиях в настоящем.
3. Фонетическая зарядка. Phonetic Warming- Up.
A. Разучивание рифмовки I live here.
1. Прослушивание рифмовки с аудиокассеты.
T: First let’s brush up your phonetics. Listen to the rhyme which is on page 39 of your text-books.
I live here, |
We leave near, |
You live near, |
You live here, |
Tom lives so far |
Tom and Ray |
That he goes in a car. |
Live far away. |
2. Повторение рифмовки в паузы за диктором.
T: Now repeat it after the speaker.
3.Перевод рифмовки.
T: How much did you understand?
4. Чтение рифмовки каждым учащимся индивидуально.
T: Now read the rhyme one by one.
5. Определение представленной в рифмовке грамматической формы глаголов.
T: Read all the verbs from the rhyme, please. ( live, live, lives, goes, live, live, live)
Какая грамматическая форма глаголов представлена в этой рифмовке? (Настоящее простое время Present Simple Tense, 3 лицо, ед.ч.) (указываю на запись на доске Vs) Remember! Для образования 3 лица ед. ч. в настоящем простом времени к основной форме глагола прибавляется окончание – (e)s.
В. Повторение активной лексики урока 12 хором за преподавателем.
T: Now repeat the words from lesson 12 all togeter after me, please. Answer, ask, do, exercise, know, learn, like, only, our, question, speak, text, them, want, week, well, where, ask questions, answer questions, speak English. We have two English lessons a week. We want to know English well. We learn English at pedagogical school.
4. Подготовительная работа перед заполнением анкеты о себе. Использование
графопроектора.
T: And now let’s remember questions which help you in getting information about a person and filling in an application form about yourself. If you want to know smb’s ... , what would you ask? Write down these questions into your exercise-books. At home you’ ll try to fill in this application form.
QUESTIONS |
APPLICATION FORM |
1. What’s your name? 2. What’s your surname? 3. How old are you? 4. Where were you born? 5. Where do you live? 6. What’s your nationality? 7. What do you do? 8. Are you married ? 9. Can you … (speak English, operate a computer, …)? 10.What do you like? What do you dislike? Doyou like? 11. What’s your hobby? |
Name Surname Age Place of birth Address Nationality Occupation Marital Status Abilities Likes and dislikes Hobby |
… ? - I’d rather not say.
T: Some of these questions are Personal Questions. It’s not always polite to ask personal questions as it may lead to embarrassment ( смущение). If you are asked such questions, you may answer I’d rather not say. ( Меня больше устроило бы не отвечать.) It’s private. ( Это личное.)
5. Аудирование стихотворения I’d rather not say.
T: Listen to the poem “ Personal Questions” and try to understand it.
Where were you born? Where were you last night?
I’d rather not say. I’d rather not say.
Where are you from? Why weren’t you home?
I’d rather not say. I’d rather not say.
How tall are you? Did you stay out late?
How old are you? Did you have a good time?
How much do you weigh ? Did you see a good play?
I’d rather not say. I’d rather not say. [2]
T: Did you like the poem? We’ll learn it next time.
6. Проверка домашних индивидуальных заданий. Устные подготовленные рассказы о себе, своих друзьях и уроках английского языка.
T: Now let’s check up your hometask for the lesson. You were to make oral stories about yourself, your groupmates and your English lessons.
1. T: Rufina will tell us about herself. Will you begin, Rufina?
Questions to the student after her story: What’s your hobby? What’s your table book?
What are you interested in?
2. T: Kate’s story is about Diana. She’ll tell us what she knows about Diana.
Questions to the student after her story: What’s Diana’s hobby? What’s her favourite magazine? Is Diana your girl-friend?
3. T: Diana will tell us about her group-mate Kate. What do you know about Kate?
4. T: Nadya, what do we do at our English lessons?
5. T: Tanya, what does Natasha Sharovatova do at our English lessons?
7. Изучение нового грамматического материала. Present Simple Tense. Interrogative and
Negative Forms.
a) Самостоятельное изучение грамматического материала по грамматическому справочнику на стр. 40.
T: Now study Grammar References to the lesson yourselves.
б) Один из учащихся рассказывает о порядке слов в вопросительном предложении у доски по грамматической таблице.
8. Выполнение тренировочных упражнений из учебника на закрепление грамматического материала.
А) T: Now let’s practise in using interrogative and negative sentences in Present Simple Tense in your speech. Do exercise 3 on page 40. Make up questions and ask your comrades these questions. Pay attention to intonaton. Give a short answer. Режим P1 –> P2 –> P3
1. Do |
you they |
read books? learn English? want to know English? speak Russian? like books? carry books in bags? do exercises at home? live far from school? ask and aswer questions? |
2.Does |
he Ann |
work very well? like to write on the blackboard? want to help us? know English? go to school? speak English well? carry books in the bags? read French books? |
В) T: Now do exercise 5 on page 41. Ask if it is so. Режим P1 –> P2
Например: They work very well. – Do they work very well?
he likes to speak English. – Does he like to speak English?
1. Pete’s sister works in a hospital. 2. You read English books. 3. He writes exercises in his exercise-books. 4. She learns French at school. 5. Kate’s brother works on a farm. 6. Ann helps her mother at home. 7. They know German very well/ 8/ We live far from Leningrad. 9. Pupils carry books in bags. 10. Kate lives near school.
C) T: Now do exercise 4 on page 40. Disagree with the following statements. Add some more information. Режим P1 –> P2.
Например: Kate learns French at school. – Kate does njt learn French at school. She learns English there.
They know German. – They do not know German. They know Russian.
1. Ann does her exercises at school. 2. Pete likes to go to the post- office. 3. These men work in this shop.
4. We learn German at school. 5. The woman works on a state farm. 6. They go to school four times a week. 7. Mike likes to go in a bus. 8. Kate wants to teach English. 9. Boris lives far from school. 10. We read English books at home. 11. The mechanic lives near the shop.
9. Составление “живых” предложений из заданных слов- карточек.
T: Let’s play “Alive Sentence”. Make up sentences out of the following cards with words.
1. Our teacher does not like lazy pupiles.
2. Do you learn English at pedagogical school?
3. I do not know German very well.
10. Введение новой лексики.
A) повторение слов за учителем 3 раза.
T: Now it’s time to learn some new words. Listen to the new words and repeat them after me, please.
All, always, at all, boy, certainly, child, children, dance, girl, hard, help, hundred, lazy, a lot of, should (work), sing, song.
B) выполнение ex. 6 p. 41. с объяснением правил чтения и переводом.
T: Read the words and the sentences after the teacher.
help, helps; She helps her friend. Help me, Nina.
certainly; Do you know Oleg? Certainly, I do.
dance, dances; Ann dances well. Pete likes to dance.
all, all pupils; We all learn English; at all; We do not know this man at all. The chalk is not at all good.
English, young, sing, he sings; he sings well; song, songs, sing a song; Do you like to sing songs?
pavement; lazy, a lazy pupil; He doesn’t like to work, he is lazy. we don’t like lazy pupils.
hard, to work hard; The woman works hard.
boy, boys; There are eight boys in our class.
a lot of, a lot of books, a lot of people; I have a lot of work.
always; She always helps her mother. He always carries his books in this bag. We always answer the
teacher’s questions.
he, who, help; hundred, two hundred; Petrov has hundreds of books at home.
first, girl, girls; Ann is a Russian girl. This girl works hard.
chair, child, a child; This woman has a child. Her child is five; children; Oleg Ivanov has two
children, a boy and a girl.
she, shop, should; I should go there. He should work hard.
11. Повторение правил чтения, звуков. Выполнение ex. 7 p. 41.
Упражнение выполняется по следующему алгоритму:
- краткая характеристика звука;
- произношение звука;
- объяснение правила чтения: какая буква или буквосочетание передают данный звук
на письме;
- чтение группы слов;
- перевод слов на русский язык.
english |
chalk |
them |
pupil |
us |
singer |
child |
that |
student |
but |
sing |
chair |
these |
under |
|
young |
teacher |
those |
Russian |
12. Фонетический тест на различение долгих и кратких гласных звуков.
T: Прослушайте следующие слова. На листе ответа рядом с номером слова поставьте знак
“+”, если вы услышите долгий звук, и знак “ - “ , если вы услышите краткий звук.
1. fall |
7. Hot |
13. Long |
19. wash |
2. form |
8. Wall |
14. Chalk |
20. wrong |
3. not |
9. Short |
15. Warm |
21. morning |
4. door |
10. Fork |
16. doctor |
|
5. box |
11. Draw |
17. watch |
|
6. clock |
12. Stop |
18. fourth |
Ключ:
1. + |
7. - |
13. - |
19. - |
2. + |
8. + |
14. + |
20. - |
3. - |
9. + |
15. + |
21. + |
4. + | 10. + | 16. - | |
5. – | 11. + | 17. - | |
6. - | 12. - | 18. + |
13. Работа с текстом. Прослушивание текста “Bob and Rose” (p. 42) в аудиозаписи и выполнение заданий к тексту.
Bob and Rose
Bob and Rose are English children. Bob is fifteen. Rose is fourteen. They are brother and sister. They go school. Bob goes to a boys’school and Rose goes to a girls’ school. The children’s schools are not far from home. At school Bob learns English and German. Rose learns English and French. Bob and Rose have a lot of books at home. They have English, German, and French books.
Rose is a very good pupil. She always works hard. She reads a lot of books. She always does all her exercises. She always helps her mother at home.
Bob does not work hard. He does not work at all. He does not like books and he does not like school. He does not like to help his mother at home. He is a lazy boy. He only likes to sing and dance. He knows some English songs, and he likes to sing them.
Задания к тексту:
1. Скажите, кто из ребят упорно работает, а кто ленится.
2. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, из которых видно, что в Англии имеются: а)
школы для мальчиков и для девочек; б) хорошие и нерадивые учащиеся.
3. Выпишите и переведите предложения из текста, включающие следующие слова: all, at all,
sing, songs.
14. Рефлексивный этап. Итог урока. Домашнее задание.
Hometask: 1. Learn the rhyme “ I live here” by heart;
2. Write a line of each new word;
3. Do ex. 3 (Б) p. 40 and ex. 12, 13 p. 42
Рефлексия достижения цели [3]: Цель урока была записана на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.
We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson. Choose and finish the sentences.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рогова Г.В., Рожкова Ф.М. Английский язык за два года: Учебник английского языка для учащихся 10- 11 классов средней школы, не изучавших иностранный язык. – М.: Просвещение, 1993.
2. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Книга для учителя к учебнику английского языка для IV класса школ с углубленным изучением английского языка.- М.: Просвещение, 1996.
3. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 1.- С. 19-26.