I. Цели и задачи викторины:
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- популяризация государственных символов Российской Федерации: флага РФ, герба РФ;
- расширение исторических знаний и представлений обучающихся;
- развитие творческих способностей обучающихся.
II. Оборудование: эпидиаскоп; экран; магнитофон; маленькие флажки РФ; призы.
На доске записаны высказывания:
- Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан.
М. Монтень
- Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!”
С.Есенин
А также строчки из поэмы Симеона Полоцкого (см. дальше).
Кабинет можно украсить лентами, шарами, цвета которых соответствовали бы цветам родного флага: красный, белый, синий; флажками, сделанными из бумаги и ткани; плакатом с изображением герба России. Название викторины “Овеянные славою флаг наш и герб” написано на доске, а буквы можно раскрасить в цвете триколора флага России.
В центре кабинета – три стола для команд, принимающих участие в викторине. Болельщики, жюри, ведущий, архивариус в мантии и шапочке магистра, три чтеца. Архивариус даёт исторические справки, а также дополняет ответы учащихся. Команда, поднявшая первой флажок РФ, отвечает на вопрос ведущего. Если участники команды дают неверный ответ, то могут ответить соперники.
Состязание проводится в два тура:
- Герб.
- Флаг.
Вступление:
1 чтец:
Россия степная, Россия озерная,
С ковыльной бескрайнею
стороной,
Россия холмистая, лесистая,
горная,
Ты вся дорога мне! И все же,
бесспорно, я
Всех больше люблю тебя
вот такой!
Такой: с иван – чаем, с морошкою
хрусткой
В хмельном и смолистом твоем раю,
С далекой задумчивой песнею
русской,
С безвестной речушкой в лесном краю. (Э. Асадов)
2 чтец:
О России петь – что стремиться
в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить
мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить,
что бессмертным быть! (И. Северянин)
Звучит аудиозапись песни “С чего начинается Родина?” в исполнении М. Бернеса.
3 чтец:
Только вдумайся,
Вслушайся,
В имя – “Россия”!
В нем и росы,
И синь,
И сиянье,
И сила… (Ю. Друнина)
1 чтец: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия…
2 чтец: Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия…
3 чтец: Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия …
Ведущий: А еще Россия – это российский государственный флаг, ныне представляющий собой полотнище из трех равновеликих белой, синей и красной полос; герб, на котором красуется золотой двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и красным щитком на груди, где изображен воин - драконоборец; слова гимна, написанные С.В. Михалковым на музыку А.В. Александрова.
Звучит гимн Российской Федерации.
I ТУР: ГЕРБ
Ведущий: Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые главные отличительные знаки страны. Государственные символы священны, и какое – либо надругательство над ними влечет за собой ответственность в соответствии с законами страны. Когда были приняты современные герб, флаг и гимн России?
(В декабре 2000 года).
Архивариус:
Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…
Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века, один из авторов проекта создания первого в нашей стране высшего учебного заведения – Славяно–греко–латинской академии – Симеон Полоцкий.
Ведущий: Что в переводе с польского означает слово “герб”?
(Наследство).
Архивариус: Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства. Есть даже такое стихотворение:
Дети мои, понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Что – нибудь знаете вы о гербе?
Герб – это ваш великанский размах.
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла.
Чтобы отечества память цвела!
Перья над конскою мордой литой…
Герб – это эхо судьбы родовой!
Ведущий: Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. Изображение двуглавого орла без геральдического щита тоже имеет значение государственного символа России. Но все же – какой формы и цвета геральдический щит?
(Красный, четырехугольной формы, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена).
Ведущий вывешивает плакат с изображением герба России.
Ведущий: В каком веке на гербе России появился двуглавый орел?
(В XV веке).
Ведущий: Что явилось прародителем будущих гербов?
(Печати, монеты).
Ведущий: Изображение какого животного было предшественником двуглавого орла?
(Лев, пожирающий змею). Демонстрация иллюстрации через эпидиаскоп.
Архивариус: Двуглавый орел потребовался великому князю московскому в последнее десятилетие XV века не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы – императоров Священной Римской Империи, где существовало разделение: печать с одноглавым орлом – королевская, с двуглавым – императорская.
Через эпидиаскоп демонстрирует изображения печатей.
Слева – печать Ивана III; справа – печать Петра I
Ведущий: Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. А что означают в гербе:
- короны над его головами?
- скипетр и держава?
- всадник, поражающий копьем дракона?
(Суверенитет всех субъектов Федерации, символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной).
(Сильную власть и защиту государства).
(Победу добра над злом).
Ведущий: Чтобы не возникло путаницы, нужны были правила составления гербов. Так появилась наука геральдика. А сейчас каждая команда представит свое домашнее задание.
Нужно было нарисовать герб выдуманной страны и представить его. Непременное условие – это должен быть необычный герб.
Жюри подводит итоги первого тура.
II ТУР: ФЛАГ
Ведущий: Наряду с гербом является символом государства и государственный флаг. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. История российского флага насчитывает более трех столетий. Когда появилось первое упоминание о российском трехцветном флаге?
(В 1668 г. во время царствования Алексея Михайловича, отца царя Петра I).
Ведущий: Царь, основательно изучив цвета флагов разных стран, остановился на бело-сине-красном. Почему именно эти цвета выбрал Алексей Михайлович?
(По русским обиходным понятиям XVII – XIX веков красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовную веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, невинность).
Ведущий: Петр I не стал изменять государственные цвета, но внес одно серьезное новшество – определил расположение горизонтальных полос, которые отражали древнерусское понимание строения мира. Объясните расположение полос на флаге.
(Внизу – мир физический, красный; выше - небесный, голубой; еще выше – мир божественный, белый, или (сверху - вниз) Вера, Надежда, Любовь).
Ведущий: В начале Северной войны (1700 –1721гг.) Петр вводит специальный флаг для флота. Как он выглядел и назывался?
(Белый с лазоревым крестом – знаменитый Андреевский флаг).
Через эпидиаскоп демонстрирует изображение Андреевского флага.
Архивариус: Андреевский флаг назван в честь святого Андрея Первозданного – первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей.
Ведущий: Где непременно должно быть зафиксировано описание флага?
(В Конституции).
Ведущий: Какое “прозвище” есть у Государственного флага России?
(“Бесик” или “бесикр”).
Ведущий: С конца XVIII века появились государственные флаги почти всех стран Европы. Некоторые европейские флаги, как и российский, состоят из трех цветов. Каждая команда должна из полос красного, белого, синего цветов собрать флаги Франции, Королевства Нидерландов и Федеративной Республики Югославии.
Пока жюри подводит итоги, ведущий задает вопросы болельщикам и участникам викторины:
1. Назовите синонимы слова “флаг”.
(Знамя, стяг).
2. Чьи это флаги?
Через эпидиаскоп демонстрируются изображения флагов Федеративной Республики Германии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и др.
Рис. 4 – флаг Королевства Нидерландов;
Рис. 5 – флаг ФРГ;
Рис. 6 – флаг Югославии
Рис. 7 – флаг Великобритании.
3. Чем отличается флаг РСФСР от Государственного флага СССР?
(Голубой вертикальной полоской со стороны древка).
Заключение:
1 чтец:
Завтра России –
счастья России россыпи!
2 чтец:
Дай ты ей, Господи,
ласковой сини радуги!
3 чтец:
Дай же ты, Господи,
грустной России радости!
1 чтец:
Пусть же ее осеняются
кровли музами!
2 чтец:
Пусть ничего ей не слышится,
кроме музыки!
(В. Маняхин).
Звучит аудиозапись песни “По полю с конем…” в исполнении группы “Любэ”.
Жюри объявляет результаты викторины. Награждение. Призами за участие в викторине могут стать маленькие флажки, книги о Руси, о русских городах, о государственных символах России; тетради, блокноты с изображением флага и герба, со словами гимна.
Литература
- Асадов, Э.А. Мечта веков: стихотворения [Текст] / Э.А. Асадов. – М.: Сов. Россия, 1985.
- Голованова, М.П. Герб, флаг, гимн России [Текст] / М.П. Голованова – М.: ООО “Издательство РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.
- Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие [Текст] / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2003.
- Дегтярев, А.Я. История Российского флага [Текст] / А.Я. Дегтярев– М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2000.
- Из родословной государственной символики: Герб. Флаг. Гимн [Текст] // Домашний лицей. – 2001. - № 1. – С. 39 – 44; № 2. – С. 43 – 46.
- Родина: Стихи русских поэтов [Текст] . – М.: Дет. литература, 1986.
- Соболева, Н.А. Российская государственная символика: история и современность [Текст] / Н.А. Соболева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Энциклопедия детских праздников: сборник [Текст] . – М.: Пилигрим,1999.