“В великом знании – великая печаль, и умножая познание, мы умножаем горести” (если заботимся лишь о познании)…
Г.А.Цукерман
Основная задача педагогического процесса в современной школе – это развитие ребенка.
В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения для развития ребенка на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале.
Изучение статей, передового опыта трудов научных сотрудников Московского Педагогического Центра “Эксперимент” показало, что одним из средств развития мышления учащихся является групповое мыслительно-деятельностное взаимодействие.
Использование групповой работы в младших классах должно быть построено так, чтобы учитель мог организовать взаимодействие учащихся для поиска способов решения класса задач, а так же запустить процесс теоретического исследования и рефлексии.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.
Была проведена исследовательская работа, цель которой:
- Внедрение в учебный процесс групповой работы.
- Использование учебного материала – как средство развития познавательных процессов.
- Использование диагностики, при помощи котрой будет фиксироваться исходный уровень развития мыслительных операций и контроль за их развитием.
- Формирование рефлексивных способностей учащихся.
Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встает вопрос. Любые ли вопросы заставляют нас задуматься? Надо ли, например, глубоко погружаться в мысли, чтобы ответить, какого цвета снег? Нет.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия.
Важно, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развить.
Развивать мышление – значит, развивать умение думать.
Мы начинаем развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.
Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предпологает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.
Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия?
Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.
По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.
Учащиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе.
С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен процесс целеполагания и постановки задач групповой работы.
В учебной деятельности целеполагание опирается на понимание задания, его условий. Иными словами, целью групповой работы явялется нахождение (построение) способа решения поставленной задачи.
Т.е., цель – не столько решать и решать, сколько создать способ решения. Именно такое целеполагание делается осмысленным.
Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.
Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.
Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.
Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно явялется специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.
Рисунок 1. Организационное устройство группы.
Четыре – восемь человек распеределяются по двум позициям: организатор и участник групповой работы.
Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося к поставленной задаче и к предложенной учителем форме работы. Это самоопределение подготавливает педагог, ставя перед учащимися определенные учебные цели и предлагая такие задачи, решить которые за ограниченное время по силам только группе.
Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.
- У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.
- При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.
Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.
В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться:
- по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;
- по теме работы;
- по уровню сложности задания.
Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-8 человек, не более.
Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.
Основными средствами работы организатора являются:
- Определение направления движения работы группы;
- Контроль за процедурой работы;
- Оппонирование;
- Рефлексия.
Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.
Созданные группы могут быть зрелыми и самостоятельными. Т.е., когда в группе есть позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.
Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора. Учитель реагирует на малейшее отклонение и останавливает работу.
Учитель должен попросить вспомнить норму, правила и убедиться, что всем стала очевидна ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа может быть продолжена.
Рефлексия групповой работы. Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.
Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.
Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.
Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого.
Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.
Как только кто-то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.
Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:
- вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;
- систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества;
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевать коммуникативными умениями.
7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Все выше изложенное показывает развитие таких свойств мышления, как:
- систематизация
- обобщение
- классификация
- аналогии
- анализ
- абстрагирование
Как возможно проявление рефлексивных способностей? Рождение рефлексии – это чудо. Ей невозможно научить: взрослый не может показать как он рефлексирует. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная вспышка в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью.
В период формирования рефлексии, когда действия ребенка еще далеки от самостоятельности, несовершенный, невзрослый партнер по рефлексивному взаимодействию приносит гораздо больше пользы, чем партнер взрослый, совершенный.
Наиболее эффективной является групповая работа, в которую учитель вмешивается лишь по запросу группы.
Рисунок 2. Тип обучения: групповой.
Для диагностики способности рефлексировать можно применить методику Дембо-Рубинштейн.
Валидизируя шкалы Дембо, можно опереться на экспериментально установленный факт: “испытуемые, склонные давать более низкую оценку, добивались лучших результатов, чем те, которые склонны оцценивать себя выше, чем учитель”.
Связь уровня самооценки и уровня рефлексии отмечают и другие авторы: “снижение уровня рефлексии соотносится с увеличением уверенности в себе”.
Учащиеся с высоким уровнем рефлексии дают осторожные оценки: “Может быть…”, “Думаю, что смогу”.
Вариант методики Дембо уместен в первом классе. Каждый ребенок получает по шкале “Умный – глупый” оценки учителя. В ходе эксперимента выявлена завышенная, неадекватная самооценка первоклассников.
При обследовании учеников 3, 4 классов была выявлена общая тенденция к снижению уровня самооценки.
Вероятно, это связано с тем, что с возрастом самооценка становится более критичной, дети все реже смешивают “хочу” и “могу”.
Ребенок, проучившийся 3, 4 года, уже ясно сознает, как много он не знает и не умеет, как долог его путь к совершенству и оценивает себя соответственно (чуть выше среднего).
Итак, взаимодействие со сверстниками способствует развитию у младших школьников рефлексии. А фактором, повлиявшим на формирование более рефлексивной самооценки, явялется учебное взаимодействие со сверстниками (групповая работа).
Сверстник, несовершенный партнер по учебному взаимодействию, необходим ребенку для рефлексивного совершенствования во всех сферах – и в личностной, и в интеллектуальной, и для формирования рефлексивных опреаций.
Данное исследование дало не только свои плоды, но и много новых вопросов.
К примеру:
- каковы критерии оценки групповой работы?
- в чем состоит специфика задач и заданий для групповой работы?
- каковы особенности организации разных по типу работы групп?
- как формировать позицию педагога, реализующего в своей деятельности групповые формы работы?
- с какого возраста целесообразно использовать групповую работу, в чем разница групповой работы в начальной, основной и средней школе?
По данной теме была изучена следующая литература:
1. Г.А.Цукерман “Виды общения в обучении”, Томск “Пеленг”, 1993 г.
Г.А. Цукерман, ведущий психолог-педагог, поднимает в своей книге вопрос о предметном общении, о взаимодействии, сотрудничестве через групповые формы работы.
Автор учит, как строить предметные отношения учеников и учителя, сотрудничать со сверстниками. Раскрывает способы формирования рефлексивных способностей у детей, участвующих в групповой работе.
Цель книги – рассказать о способах организациии обучения, воспитывающего умение учиться, мощно развивающего рефлексивные способности младшего школьника.
2. С.Танцоров “Групповая работа в развивающем обучении”, пед.центр “Эксперимент”, Рига, 1997 г.
В работе Сергея Танцорова представлена первая исследовательская разработка Педагогического Центра “Эксперимент” по проблемам групповой работы в развивающем обучении. В доступной форме раскрывается понятие групповой работы и описываются процессы, организуемые для достижения основной цели групповой работы – развития мышления учащихся. Значительное место отводится технике практической организации групповой работы.
3. А.Гин “Приемы педагогической техники”, “Вита-Пресс”.
В своей книге автор поднимает вопрос о том, как повысить интерес к учебному материалу. Показывает значение деловых игр, раскрывает приемы письменного контроля, подачи домашнего задания. Особо интересный вопрос – решение творческих и эвристических задач в группах.
Все перспективные формы учебной деятельности применимы к любым возрастам. Автор утверждает, что нет школьного предмета, на котором бы эти формы не могли быть применены, все зависит от интереса учителя.
4. В.М. Курятова “Как организовать обучение в малых группах” (статья).
В данной статье автор знакомит с примерами организации малых групп в нашей стране и за рубежом. Делиться опытом работы в плане организации учебного процесса, с оцениванием работы групп, с принципами подбора групп. Учит методике подбора заданий для работы, расстановки рабочих мест.
Завершая рассказ о способах организациии обучения, воспитывающего умение учится, мощно развивающего рефлексивные способности младших школьников, хочется еще раз взвесить ответственность взрослого, выбирающего для ребенка (за ребенка!) это рискованное – рефлексивное направление развития…