Тема: “Реки и озера. Реки и озера нашего края. Море”.
Цели: 1. Конкретизировать знания детей по теме “Реки и озера”.
2. Дать знания о реках и озерах.
3. Познакомить детей с мерами охраны рек и озер от загрязнений, правилами поведения на реке. Охрана морей, рек и озер.
Оборудование: учебник, карта Иркутской области, книги об Ангаре и Байкале, рефераты о воде.
Ход урока:
І. Орг. момент.
ІІ. Проверка д/з с помощью кроссворда.
Бежит, бежит - не выбежит. (Река).
- Скажите, от чего зависит течение реки? (От местности, где она протекает).
- Какое течение реки на равнинах? (Плавное).
- Какое течение реки в горах? (Бурное).
- Чем питаются реки? Озера? (Подземными и поверхностными водами).
ІІІ. Объяснение нового материала.
- Сейчас мы отправляемся в путешествие по реке и озеру, которые расположены в нашем крае.
- Скажите, какое озеро есть в Иркутской области? Вот наша Иркутская область. (Озеро Байкал).
- А какая река протекает в Иркутской области? (Ангара)
- Отправляемся в путешествие на теплоходе “Сибирь” по Байкалу, Ангаре, Братскому водохранилищу. Но нам нужен капитан.
- Капитан в путешествие по озеру Байкалу, Ангаре и Братскому водохранилищу экипаж теплохода “Сибирь” готов!
- Отшвартовываемся от берега.
(Звучит музыка “Славное море, священный Байкал”.
“Когда ты болеешь,
Все мы больны.
Байкал, ты –
Хрустальная печень
Страны!
И кто-то добавил из глубины:
“Байкал – заповедная
Совесть страны”.
- Своё путешествие мы начали с озера Байкал.
- Сибирское озеро Байкал – уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России, жемчужина Сибири.
Расположено оно в Восточной Сибири. Байкал самое глубокое озеро на Земле, его глубина 1637 м, длина его 636 км, наибольшая ширина 79 км, наименьшая – 25 км. В Байкале заключено 1/5 всей пресной воды нашей планеты.
Байкал – древнейшее озеро мира, возник он 20 миллионов лет тому назад. Образовалось озеро за счет котловины, затем эта котловина заполнилась водой. Формирование котловины еще не закончилось, движение земной коры не прекратилось.
Раньше Байкал был более мелководен, чем сейчас. Из русских первым увидел это чудо казак – землепроходец Курбат Иванов.
В 1643 году шел он с небольшим отрядом отрядом по диким и порожистым рекам сибирским – Лене, Иликте и Самаре и увидел вдруг за расступившейся тайгой озеро –море.
В тайге, прилегающей к Байкалу, водятся медведи, косули. изюбри, росомахи, соболь, белки-летяги, дрофы-дудики. На Байкале 30 скалистых островов. Самый крупный из них – Ольхон.
-Здесь наш экипаж делает остановку.
Длина острова достигает – 71км, ширина до 12 км., площадь – 730 км2
Он отделен от западного берега проливом Ольхонские ворота и малым морем. Название острова произошло от бурятского слова “ольхон”- сухой
- Экипаж готов к дальнейшему путешествию по озеру. Мы отшвартовываемся от острова Ольхон.
В озере водятся такие рыбы как : омуль, рачки, рыбка-голомянка. Эта рыбка-голомянка прозрачная, а прозрачная она потому что состоит почти из одного жира. У голомянки, к тому же, нет чешуи.
Вода Байкала отличается необыкновенной прозрачностью и чистотой. Но в последнее время много говорится о защите Байкала. К сожалению его воды стали загрязняться, стали вымирать редчайшие рыбы. Люди борются за чистоту Байкала ; создана специальная партия “зеленых”, которые отстаивают интересы Байкала.
О Байкале и его реках существует очень много легенд у народов, живущих вокруг озера. Вот одна из них :
(Легенда о шаман-камне)
- Из озера Байкал мы попадаем в Ангару (стихотворение об Ангаре).
Длина Ангары – 1779км. На всем протяжении Ангара протекает по средне – сибирскому плоскогорью, расчлененному густой сетью малых и больших рек на отдельные гряды, холмы и массивы. В отличие от других сибирских рек Ангара очень поздно замерзает в верхнем течении, а у истоков часто и совсем не замерзает. Бурная и порожистая Ангара обладает очень большими запасами гидроэнергии. На Ангаре построены Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС.
Благодаря тому, что она вытекает из озера, на ней не бывает высоких паводков. В течении всего года уровень ее и расходы остаются почти постоянными. Ангара протекает почти везде среди крепких скальных пород. Ангара принимает притоки рек справа Оки, Ии, Кова, Мура, Чуны, Бирюсы; слева: Витима, Чадобеца.
Впадает Ангара в Енисей. Русло Ангары очень извилисто. В Ангаре водятся : лещ, окунь, щука, ерш, ленок, омуль. Ангара тоже нуждается в охране своих вод.
Ангара судоходна от Иркутска до плотины ГЭС; поднявшись над дном плотины более чем на 100 метров, разлилось обширное водохранилище.
- Экипаж теплохода, будьте внимательны, мы подплываем к Братскому водохранилищу.
Братское водохранилище- это самый крупный искусственный водоем в стране. Местами глубина Братского моря достигает 160 м. В водохранилище собрано 179км3, длина его около 570 км.
На берегах Братского водохранилища расположены лагеря “Северный Артек”, “Крылатый”, “Олимп”, “Огонек”.
Братское водохранилище за последнее время стало загрязненным. В него идут отходы БЛПК. Стали вымирать рыбы : окунь, щука, лещ, омуль, сорога, пеледь.
- Наше путешествие на теплоходе “Сибирь” подошло к концу.
- Капитан и экипаж приготовится к швартовке к берегу! Команда готова? (Готова!)
- Причалить к берегу!
- Мы с вами проделали небольшое путешествие, говорили о реках, озерах, водохранилищах.
-Скажите как человек использует воду ? (Реферат).
- Необходима для питья, приготовления пищи, водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в помещениях, общественных зданиях, на улицах. По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес. Вода приводит в движение машены, вырабатывает электрический ток. Вода необходима для растений.
ОХРАНА ВОДОЕМОВ
Человек должен следить за чистотой всех водоемов. В воде загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают лес. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов
- Вы, должны помнить правила поведения на водоемах:
- Не бросать в воду мусор, остатки пищи, стеклянные банки.
- Не выливать ядовитые вещества.
Также нужно помнить, что далеко заплывать нельзя.
ИТОГ УРОКА:
- Какие вы знаете моря?
- Что мы называем морем?
- Почему нельзя пить морскую воду?
- Какие рыбы водятся в морях?
- Как нужно охранять моря?
- Что вам понравилось?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.Б.Троицкая “Нестандартные уроки и творческие занятия”.
2. В.П.Брянский “Здравствуй, Байкал”.
3. Б.С.Ротенфельд “Байкальская сторона”.
4. А.Фрейдберг “Байкал, Баргузинский заповедник”.