Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Исторические изменения в составе слова"

Разделы: Русский язык


Цели: обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.

Задачи: повторить состав слова; путём сопоставления анализа древних и современных корней выяснить, какие исторические изменения произошли в составе некоторых слов; тренировать орфографические навыки учащихся; развивать кругозор учащихся; пропагандировать  культуру речи.

Оборудование: доска <Приложение 1>, иллюстрации учащихся, таблица, стенд с книгами, раздаточный материал “Этимологический словарик”, карточки, схема морфемного состава слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам <Приложение 2> (3 человека).

2. Задание “Расшифруй пословицу” <Приложение 3>.

Учитель. Ребята! А сейчас мы проверим, как вы знаете части слова. Вам необходимо “собрать” известную русскую пословицу и объяснить её значение.

3. Работа с классом по схеме морфемного состава слова <Приложение 4>.

Ответ ученика по схеме.

Проверка работающего у доски над заданием “Расшифруй пословицу”.

Учитель. Итак, какая пословица зашифрована на доске?

Дети. Береги землю родимую, как мать любимую.

У. Какие условные знаки помогли определить нужную последовательность карточек?

Д. Правильно “собрать” пословицу мне помогли символы, обозначающие морфемы слова.

У. Как вы понимаете её смысл?

Д. Пословица учит нас любить и беречь свою Родину, защищать её от врагов.

Ш. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя.

У. Мы изучили морфемный состав слова, который не является сложившимся, постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появляются из одного  корня. Во многих словах корни спрятаны, как и в дереве, мы их не видим. А знать эти древние корни очень важно.

Помогает нам в этом наука этимология. Что она изучает?

(От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение)

Это наука о происхождении слова.   Продемонстрировать словарь со стенда. Сегодня на уроке мы обратимся к истории некоторых слов, связанных с понятием “Родина”, и сопоставим их древний состав и значение со структурой и значением в современном языке. А помогут нам в этом наши верные друзья – этимологический словарь (показать) и словообразовательный словарь Тихонова.

Запись темы урока и эпиграфа.

2. Работа с плакатом (на нём изображено солнце и показан древний и современный состав слова).

У. Мы не можем представить нашу жизнь без солнца, а у этого слова – интересная история.

Обратимся к плакату.

Что здесь изображено?

Д. Здесь изображено солнышко и показан его древний и современный корень.

У. Выделите современный корень в слове солнце, опираясь на схему. Для этого подберите однокоренные слова. У вас получился корень -солн-. Так и разберёт это слово современный ученик (иллюстрация справа). А теперь посмотрите на левую сторону плаката, где изображён древний мальчик. В древности солнце обозначалось словом СОЛ. Как видим, в истории языка произошли изменения. Давайте начертим такую таблицу. Заполнять её мы будем на уроке, работая с нашими этимологическими словариками <Приложение 5>.

Проводится коллективная работа.

Древнее слово Современное слово Что изменилось?
сол солнце суффикс слился с корнем
род народ приставка на слилась с корнем
Москы Москва фонетические изменения – по-

явилась буква в

крома Кремль чередование м//мл
стол+иц столица суффикс слился с корнем
плоске площадь фонетические изменения

Итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова, что с ними произошло.

IV. Закрепление.

См. словарик.

1. У. Докажите, что слова мешок и мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами одного корня.

Д. (I вариант). В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х//Ш. Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

Д. (II вариант). Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

2. У. Обращаемся к упражнению 446 [ 2 ]. Работа проводится устно.

Ответы учащихся на вопросы задания.

Вывод

У. Таким образом, мы узнали много интересного о изменении значений слов в процессе исторического развития нашей страны, познакомились с некоторыми древними корнями. Какие это корни?

Д. Это древние корни сол, род, Москы, крома, стол и плоске.

У. Знать их бывает очень важно. Они могут определить правописание современных слов. Например: безударная гласная в корне (столица, Москва), непроизносимая согласная в корне (солнце). Не только в корне происходят изменения. Они коснулись и других морфем: приставки и суффикса. Например, как будет называться мама вашей бабушки?

Д. Прабабушка.

У. Что вы добавите?

Д. Правнук, праязык, прародина.

У. Теперь приставка слилась с корнем.

У. А какие ещё непродуктивные приставки вы знаете?

Д. СУ (суглинок) и ПА (пасынок).

У. Очень интересен древний суффикс -р-. Попробуйте с его помощью образовать существительное от глагола дать.

Д. Дар.

У. А вы, наверное, не знаете о том, как появилось слово “мир”? Это одно из самых употребимых слов, связанных с понятием “Родина”.

К слову “милый” (то есть дорогой, важный) добавили суффикс -р-. Сегодня на уроке мы вспомнили слова, связанные с темой “Родина”, и познакомились с теми историческими процессами, которые происходили в них на протяжении долгой истории нашего государства.

V. Итоги урока.

1. Беседа с учащимися.

У. Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?

Д. Мы узнали, что многие слова русского языка за долгую историю претерпели изменения. Они коснулись разных частей слова. Знать эти изменения важно, чтобы грамотно писать слова.

У. Какие именно исторические изменения произошли в русском языке?

Д. Произошли слияния суффиксов и корней, приставок и корней, а также чередования и фонетические изменения.

У. Какой словарь оказал нам на уроке большую помощь?

Д. Этимологический.

У. А история какого слова показалась вам наиболее интересной?

Ответы учащихся.

У. А теперь обратитесь к эпиграфу <Приложение 1> и скажите, как слова С. Маршака можно связать с темой урока? Чему они учат нас?

Д. В этих словах говорится о долгой истории нашего языка. Они учат нас пользоваться словарём.

2. Борьба за чистоту языка.

У. В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот, кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со словами русского языка, может считать себя образованным человеком. Вспоминаются слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём навеки.

3. Оценки.

Д/з: используя материалы урока и дополнительную литературу, написать творческую работу “Долгая история слова …”, сопоставив древний состав и значение выбранного вами слова с его современной структурой и значением. Слово должно соответствовать ключевой  теме урока – “Родина”.

VI. Рефлексия.

У. Урок мы начали с истории слова солнце. Пусть же оно поможет нам подвести итог урока.

Если вам было интересно на уроке, если вы узнали что-то новое, поднимите солнце. А если

урок вам не понравился, он показался вам скучным, то поднимите кирпич.

Список использованной литературы

1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2002

2. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углублённым изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5 – 11 классы” / В.В. Бабайцева, А.В. Глазков, М.В. Дубровина и др. – М.: Дрофа, 2000

3. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984

4. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978

5. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. –   М.: Просвещение, 1971

6. Гольдин З. Д., Светлышева В. Н. Русский язык в таблицах. 5 – 11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002

7. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982

8. Ковалевская Е. Г. История слов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1968

9. Норман Д. Ю. Этимологические мифы. – ж. “Русская речь”. 1993, №6

10. Еськова Н. А. Лингвистические задачи. – ж. “Русская речь”. 1994, №3