Уроку предшествовала экскурсия в Православный храм.
Цель урока: Дать представление о синтезе искусств в Православном храме, и его роли в осмыслении храма с точки зрения православной эстетики, как средоточения всей духовной и душевной жизни человека, как учителя нравственности и источника духовного наслаждения.
Задачи:
Образовательные:
- Уяснить принципы синтеза и взаимодействия искусств.
- Научиться отличать и выделять компоненты различных искусств в синтетических жанрах.
Развивающие:
- Дать понятие о синтезе искусств в Православном храме.
- Познакомить с его символикой.
Воспитательные:
Помочь учащимся осознать красоту Православного храма как достижения русской национальной культуры и роль прекрасного в нравственном совершенствовании личности.
Оборудование:
Диапозитивы:
- Интерьер Успенского собора Московского Кремля, центральная часть с видом на иконостас.
- Благовещенский собор Московского Кремля, внутренний вид с иконостасом.
- Алтарный крест.
- Оклад Евангелия 1571 г.
- Оклад Евангелия 1678 г.
- Пантократор в куполе Исаакиевского собора.
- Паникадило Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Запись музыкальных произведений: Рахманинов С. Литургия “Благослови, душа, Господа”.
Ход урока.
1. Звучит литургия Рахманинова “Благослови, душа, господа”, проецируется диапозитив “интерьер Успенского собора Московского Кремля с видом на иконостас”.
Вопросы:
- Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?
- Знакомо ли вам слово "Благолепие"? Как вы его понимаете? (Растолковать слово “благолепие” как сочетание добра и красоты).
- Какие виды искусств вы можете выделить в храме? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).
2. Символичногсть храмовой архитектуры и живописи.
Проецируется даипозитив "Дмитровский собор во Владимире"
Вопросы:
- Давайте вспомним особенности конструкции Православного храма (крестово-купольная система, ориентация храма по сторонам света, его составные части).
- Существуют ли отличия во внешнем и внутреннем облике храма?
- Как отражается во внешнем и внутреннем облике храма значение его, как воссоздание модели микро и макрокосма (человека и Вселенной)?
(Микрокосм – простота, строгость, скромность внешнего облика и богатство внутреннего убранства, как символ образа человека-христианина, внешность которого проста и аскетична, а душа богато украшена добродетелями.
Макрокосм – отражение взаимодействия двух миров во Вселенной – горнего и дольнего, божественного и человеческого).
/Вопросы составлены по материалам урока “Общая характеристика Православного храма”/.
3. Постановка задачи:
Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.
Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра – алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.
Вопросы:
- Ребята, вы уже знаете, что алтарь отделен от средней части храма алтарной преградой – иконостасом (проецируется диапозитив “Благовещенский собор в Московском Кремле. Внутренний вид с иконостасом”). Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма?
- Как выражена идея заступничества в структуре
деисусного чина, в особенностях его образов?
(вопросы по материалам урока “Иконостас, как явление древнерусской культуры, его космологическое значение в структуре Православного храма”). - Мы с вами были в храме. Вы помните, что
изображено под куполом храма?
(проецируется диапозитив “Пантократор из купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге”). - С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократом? (С небом как местообиталищем бога).
- Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократа, если бы оно было расположено на стене?
- В свою очередь купол без изображения Пантократа был бы для верующего символом места обитания небесных жителей?
Мы с вами увидели, что в соответствии с символикой пространства и ориентацией на богослужение строилась система росписей в древнерусском храме. Д.С. Лихачев писал: "Росписи храма охватывали собой всю священную историю, были посвящены прошлому, настоящему и будущему (композиции Страшного суда, деисис). Совершаемое в этом храме богослужение, включавшее в себя литературные, театральные, музыкальные и изобразительные стороны, напоминало молящимся о священной истории”.
Таким образом, мы ясно увидели, что только в неразрывном синтезе архитектуры и изобразительного искусства рождается новое символическое пространство Православного храма, как модель Вселенной, которая для верующего человека объединяет в себе два мира – горний и дольний.
4. Постановка задачи:
Теперь давайте попытаемся увидеть, как процесс богослужения, который тоже представляет собой синтез различных искусств, наполняет духовное пространство храма еще более глубоким смыслом, еще более детально конкретизирует его символическое значение.
Звучит литургия Рахманинова, последовательно проецируются диапозитивы: Алтарный крест, Оклад евангелие 1571 г., оклад евангелия 1678 г., паникадило Исаакиевского собора.
Вопросы:
- Задумывались ли вы, ребята, над тем, чем отличается церковная музыка от обычной светской?
- Каково значение декоративно-прикладного искусства в Православном храме, каков смысл такого богатого украшения церковной утвари?
- Как вы думаете, почему так торжественна, так продуманна церемония проведения службы в Православном храме? (Ученики должны попытаться дать самостоятельные ответы).
Все эти вопросы очень сложны. Тот ритуал богослужения, который мы видим в храме сейчас, складывался на протяжении многих веков. Этот процесс сопровождался долгими и сложными богословскими спорами и размышлениями.
Сам процесс богослужения представляет собой некое мистериально-символическое действо, происходящее по законам зрелищных искусств, строго подчиняющееся определенному каноническому сценарию, включающему в себя хореографию (т.е. движение) священнослужителей, чередование музыки и слова, последовательное участие в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих.
Церемония проведения службы торжественна и продумана до мельчайших подробностей, много внимания уделяется всем элементам литургического действа.
Это хорошо иллюстрирует пример подробнейшего описания чина (порядка) облачения патриарха, где каждому движению, каждому жесту, слову придается особое возвышенное значение. Действия клириков (служителей) плавны, медлительны, торжественны. Они полны сознания того, что их руками вершится отнюдь не обычное дело, но некое мистико-символическое действо. Каждый элемент облачения имеет символическое значение, и поэтому, облекая в него патриарха, клирики произносят как бы заклинательные фразы, в которых объясняется глубокий смысл производимой процедуры и утверждается его реальность. Так, например, стихарь (длинная с широкими рукавами одежда для богослужения) понимается как “риза спасения” и “одежда веселия” (духовного, естественно), опоясывание рассматривалось как наделение силой, митра (позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения) осмысливается, как венец, возложенный самим Господом.
Подобной символикой обладает каждый элемент (жест, движение, персонаж, действие, предмет и т.п.) литургического действа. Постоянно употребляются такие слова, как красота, украшение, радость, веселие, благолепие, благополучие и т.п., чем утверждается неутилитарный характер действа, его ориентация исключительно на высшие духовные ценности и, главное, на возможность реального контакта с объектом, на который ориентировано действо – с божеством.
Музыка в тесной связи с поэзией составляет эмоциональную основу богослужения. Она заполняет духовное пространство, созданное синтезом архитектуры и живописи. А многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства (предметы церковного обихода, одежды священнослужителей, оклады икон, резьба иконостаса), так же, как и цветосветовая среда и даже обонятельная атмосфера в храме способствовали превращению храма в православную модель мироздания. В средоточие всей духовной и душевной жизни верующего человека.
“Здесь, – писал П.А. Флоренский, – говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столп купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь”.
5. Вопросы для закрепления:
- Что вы понимаете под синтезом искусств?
- Какие виды искусств взаимодействуют в Православном храме?
- Как выражаются с помощью синтеза архитектуры и живописи в Православном храме идеи мироздания?
- Как вы думаете, воздействует ли красота Православного храма на душу человека?
- Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?
6. Вывод урока:
Таким образом, большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Поэтому культовая архитектура, иконопись, церковная музыка и поэзия может быть правильно осмыслена только с учетом места и функций этих искусств в системе храмового действа, как синтеза различных искусств.
(вывод записывается в тетрадях).
7. Домашнее задание: проанализировать, какие виды искусства взаимодействуют в кинематографе.
Литература.
- Бычков В.В. “Русская средневековая эстетика”.
- Лихачев Д.С. “Поэтика древнерусской литературы”.
- Флоренский П.А. “Иконостас”.