Целевыми ориентирами при использовании личностно-ориентированного подхода в обучении являются следующие аспекты:
формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности;
оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытые индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Поэтому хорошее знание возрастных психологических особенностей детей позволяет осуществить личностный подход в воспитании и обучении.
При работе с учащимися необходимо следить за их положительной мотивацией к учебе, за их стремлением использовать полученные знания самостоятельно в ситуациях, не заданных обучением, за расширением кругозора интересов. Это способствует развитию познавательных способностей, проявлению творческой активности, а также создает уверенность в своих силах и возможностях. Итак, для того чтобы дать ребенку проявить свои возможности, можно использовать дифференцированные формы обучения.
Ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организуются на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных интересов ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной деятельности, можно накапливать банк данных о формирующимся у него индивидуальном познавательном уровне, который будет, возможно, меняться от класса к классу. Чтобы получить такую информацию о каждом ученике поможет мониторинг.
Мониторинг (англ.) – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным наблюдениям. (С. Ожегов. Словарь русского языка.)
В процессе мониторинга не только определяется уровень математической подготовки учащихся, но и выявляются факторы, влияющие на качество обучения.
Средством изучения состояния математической подготовки учащихся является диагностическая работа по математике.
Поэтому в своей практике веду диагностическую работу с каждым учеником. Для этого я выбираю такие формы диагностики, как
- анкетирование;
- психологические тесты;
- групповую карту личности и индивидуальные карты личности учащихся;
- индивидуальные карты;
- рабочие карты урока;
- индивидуальные задания;
- упражнения развивающего характера.
Реализовать свою тему я решила пока только на одном классе. Это средний класс, но состоит из учащихся с различными реальными учебными возможностями.
Обучая этот класс и наблюдая за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной деятельности, организую индивидуальную работу с учащимися.
Анкетирование показало каков уровень мотивации изучения математики в 7 классе:
- учащиеся седьмого класса уже адекватно отвечают на вопрос “Почему ты учишь математику?”, видят цель на будущее;
- 79% учащихся желают знать больше о математике, чем дают на уроке;
- 68% любят математику, а 29% учат её, для того чтобы получить хорошую оценку;
- и самое, главное, 29% учащихся уже в седьмом классе определили, что они будут сдавать математику при поступлении в ВУЗ.
При организации учебного процесса использую в своей практике:
- учет индивидуальных достижений учащихся по предмету (оценка учителя, самооценка ученика);
- индивидуальные карты – контроля (самооценка ученика);
- рабочие карты урока (самооценка учащегося).
Индивидуальный учет достижений включает в себя личностное и социальное развитие ребенка. Он заполняется каждую четверть, как учениками, так и учителем.
УЧЕТ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Ф.И. ___________________________________ Класс_________
Личностное и социальное развитие | I четверть | II четверть | III четверть | Конец года | ||||||||||||
о | х | п | н | о | х | п | н | о | х | п | н | о | х | п | н | |
Умение слушать и следовать указаниям | ||||||||||||||||
Умение завершать работу | ||||||||||||||||
Умение работать одному | ||||||||||||||||
Умение работать в группе | ||||||||||||||||
Умение использовать время | ||||||||||||||||
Проявление инициативы | ||||||||||||||||
Аккуратность | ||||||||||||||||
Умение планировать | ||||||||||||||||
Умение уважать права других | ||||||||||||||||
Умение уживаться в коллективе | ||||||||||||||||
Дисциплина, самоконтроль | ||||||||||||||||
Выполнение домашней работы |
Условные обозначения:
о – отлично;
х – хорошо;
п –плохо;
н – неудовлетворительно.
Индивидуальная карта-контроль составляется по главным темам учебника, где следует проследить ЗУН учащихся. Эти карты выдаются учащимся после первичного изучения темы, а затем в последующих разделах, где прослеживается данная тема. Работая с этими диагностическим картами учащиеся делают самооценку. После проверки письменных заданий заполняется мною диагностическая карта, затем я сравниваю получившиеся результаты и показатели учеников. По этим картам видны изменения в изучении темы. Учитывая сведения, занесенные в диагностические карты, составляются разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, а для учащихся, которые хорошо успевают подбираю творческие задания или задания повышенной трудности.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА-КОНТРОЛЬ
Ф.И. ___________________________________ Класс_________
Тема: “Решение линейных уравнений”.
Выполнение тождественных преобразований | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||||||||
* | + | - | * | + | - | * | + | - | * | + | - | |
раскрытие скобок | ||||||||||||
правило “джентльмен” | ||||||||||||
“злодей” | ||||||||||||
распределительный закон | ||||||||||||
приведение подобных членов | ||||||||||||
перенос слагаемых с неизвестным в левую часть уравнения | ||||||||||||
перенос слагаемых без неизвестного в правую часть уравнения | ||||||||||||
упрощение левой и правой части уравнения | ||||||||||||
деление обеих частей уравнения на коэффициент при х |
Условные обозначения:
* – знаю твердо;
+ – знаю, но иногда ошибаюсь;
- –пока самостоятельно не выполняю.
Иногда на уроках применяется самая простая форма – рабочая карта урока. Например,
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________
Поставь “+”, если
Ответил устно | Работал у доски | Сделал задание первым | “Подсказывал” | Отвечал на дополнительные вопросы | Выполнил творческое или индивидуальное задание | Самооценка за урок |
Работая, таким образом, видно, что диагностические карты повышают качество обучения математики, а также повышается интерес к математике у ребят, их желание учиться, проявляется самостоятельность и ответственность за каждый сделанный шаг.