Педагогический мониторинг как условие реализации личностно-ориентированного обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Целевыми ориентирами при использовании личностно-ориентированного подхода в обучении являются следующие аспекты:

формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности;

оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытые индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Поэтому хорошее знание возрастных психологических особенностей детей позволяет осуществить личностный подход в воспитании и обучении.

При работе с учащимися необходимо следить за их положительной мотивацией к учебе, за их стремлением использовать полученные знания самостоятельно в ситуациях, не заданных обучением, за расширением кругозора интересов. Это способствует развитию познавательных способностей, проявлению творческой активности, а также создает уверенность в своих силах и возможностях. Итак, для того чтобы дать ребенку проявить свои возможности, можно использовать дифференцированные формы обучения.

Ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организуются на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных интересов ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной деятельности, можно накапливать банк данных о формирующимся у него индивидуальном познавательном уровне, который будет, возможно, меняться от класса к классу. Чтобы получить такую информацию о каждом ученике поможет мониторинг.

Мониторинг (англ.) – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным наблюдениям. (С. Ожегов. Словарь русского языка.)

В процессе мониторинга не только определяется уровень математической подготовки учащихся, но и выявляются факторы, влияющие на качество обучения.

Средством изучения состояния математической подготовки учащихся является диагностическая работа по математике.

Поэтому в своей практике веду диагностическую работу с каждым учеником. Для этого я выбираю такие формы диагностики, как

  • анкетирование;
  • психологические тесты;
  • групповую карту личности и индивидуальные карты личности учащихся;
  • индивидуальные карты;
  • рабочие карты урока;
  • индивидуальные задания;
  • упражнения развивающего характера.

Реализовать свою тему я решила пока только на одном классе. Это средний класс, но состоит из учащихся с различными реальными учебными возможностями.

Обучая этот класс и наблюдая за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной деятельности, организую индивидуальную работу с учащимися.

Анкетирование показало каков уровень мотивации изучения математики в 7 классе:

  • учащиеся седьмого класса уже адекватно отвечают на вопрос “Почему ты учишь математику?”, видят цель на будущее;
  • 79% учащихся желают знать больше о математике, чем дают на уроке;
  • 68% любят математику, а 29% учат её, для того чтобы получить хорошую оценку;
  • и самое, главное, 29% учащихся уже в седьмом классе определили, что они будут сдавать математику при поступлении в ВУЗ.

При организации учебного процесса использую в своей практике:

  • учет индивидуальных достижений учащихся по предмету (оценка учителя, самооценка ученика);
  • индивидуальные карты – контроля (самооценка ученика);
  • рабочие карты урока (самооценка учащегося).

Индивидуальный учет достижений включает в себя личностное и социальное развитие ребенка. Он заполняется каждую четверть, как учениками, так и учителем.

УЧЕТ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Ф.И. ___________________________________ Класс_________

Личностное и социальное развитие I четверть II четверть III четверть Конец года
о х п н о х п н о х п н о х п н
Умение слушать и следовать указаниям                                
Умение завершать работу                                
Умение работать одному                                
Умение работать в группе                                
Умение использовать время                                
Проявление инициативы                                
Аккуратность                                
Умение планировать                                
Умение уважать права других                                
Умение уживаться в коллективе                                
Дисциплина, самоконтроль                                
Выполнение домашней работы                                

Условные обозначения:

о – отлично;

х – хорошо;

п –плохо;

н – неудовлетворительно.

Индивидуальная карта-контроль составляется по главным темам учебника, где следует проследить ЗУН учащихся. Эти карты выдаются учащимся после первичного изучения темы, а затем в последующих разделах, где прослеживается данная тема. Работая с этими диагностическим картами учащиеся делают самооценку. После проверки письменных заданий заполняется мною диагностическая карта, затем я сравниваю получившиеся результаты и показатели учеников. По этим картам видны изменения в изучении темы. Учитывая сведения, занесенные в диагностические карты, составляются разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, а для учащихся, которые хорошо успевают подбираю творческие задания или задания повышенной трудности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА-КОНТРОЛЬ

Ф.И. ___________________________________ Класс_________

Тема: “Решение линейных уравнений”.

Выполнение тождественных преобразований I четверть II четверть III четверть IV четверть
* + - * + - * + - * + -
раскрытие скобок                        
правило “джентльмен”                        
“злодей”                        
распределительный закон                        
приведение подобных членов                        
перенос слагаемых с неизвестным в левую часть уравнения                        
перенос слагаемых без неизвестного в правую часть уравнения                        
упрощение левой и правой части уравнения                        
деление обеих частей уравнения на коэффициент при х                        

Условные обозначения:

* – знаю твердо;

+ – знаю, но иногда ошибаюсь;

- –пока самостоятельно не выполняю.

Иногда на уроках применяется самая простая форма – рабочая карта урока. Например,

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________

Поставь “+”, если

Ответил устно Работал у доски Сделал задание первым “Подсказывал” Отвечал на дополнительные вопросы Выполнил творческое или индивидуальное задание

Самооценка за урок

             

 Работая, таким образом, видно, что диагностические карты повышают качество обучения математики, а также повышается интерес к математике у ребят, их желание учиться, проявляется самостоятельность и ответственность за каждый сделанный шаг.