Пояснительная записка.
Программа данного курса составлена в
соответствии с требованиями Федерального
агентства по образованию к уровню подготовки
выпускников и содержанию Федерального
компонента стандарта основного и среднего
(полного) общего образования по русскому языку и
литературе на профильном уровне и представляет
собой углубление основного курса русского языка
в 9 классе и литературы в 10 – 11 классах. Поскольку
изучение курса в 9 классе преследует основную
цель – подготовку выпускников к итоговой
аттестации по русскому языку как в устной форме,
так и в письменной, а изучение курса в 10 и в 11
классах помогает школьникам детально вникнуть
во все тонкости художественного произведения, то
считаем целесообразным следующую разбивку
учебного материала по модулям:
9 класс
Комплексный анализ художественного текста
– 20 часов (1 полугодие).
Создание авторского текста на основе
проанализированного образца – 14 часов (2
полугодие).
10 класс
Литературоведческий анализ
художественного текста – 20 часов (1 полугодие).
Филологический анализ художественного текста –
14 часов (2 полугодие).
11 класс
Стилистический анализ художественного текста
– 20 часов (1 полугодие).
Школа мастеров-филологов – 14 часов (2 полугодие).
В данном материале представлены программы
моделей 1 и 2.
Модуль 1 “Комплексный анализ художественного текста”.
Содержание:
- Обучение школьников комплексному анализу художественного текста предполагает разбивку учебного материала на 3 блока:
- Речеведческий. Это уровень восприятия текста: выразительное чтение, выделение преобладающего в тексте типа речи или комбинацию нескольких, определение стиля, темы и микротем текста, главной мысли, подбор заголовка.
- Анализ языковых средств, используемых в тексте. Грамматический, лексический, синтаксический разборы, разбор словосочетания и т.д.
- Анализ правописания: орфография, пунктуация.
Цель:
- Формирование и развитие у учащихся навыков аналитического мышления,
- осознанного восприятия художественного текста,
- умения видеть структурно-семантические особенности текста.
Задачи:
- Развитие навыка аргументированного речеведческого анализа художественного текста.
- Формирование и развитие умения видеть и анализировать языковые особенности художественного текста.
- Развитие навыка осознанного правописания.
- Развитие навыка передачи личностного смысла художественного текста в выразительном чтении.
Предполагаемый результат:
По итогам обучения учащиеся смогут осознанно воспринимать художественный текст во всем многообразии используемых в нем языковых и структурно-семантических средств.
Интеллектуальный продукт:
Учащиеся выполняют индивидуальные творческие работы по комплексному анализу незнакомого им художественного текста.
Основные формы работы:
Устные формы |
Письменные формы |
Формы контроля |
Выразительное чтение. Закрепление знаний при помощи различных тренировочных упражнений, игр. Составление аргументированного речеведческого анализа текста. |
Тренировочные упражнения. Сочинения-миниатюры. Интерпретация информации в различных стилях. Подражание “образцам”. |
Зачеты по анализу языковых
средств, используемых в тексте. Письменный анализ структуры текста. Орфографический и пунктуационный анализ недеформированного текста. |
Учебно-методическое оснащение модуля:
УМК обучающихся |
УМК учителя |
“Готовимся к
письменному экзамену по русскому зыку”. Т. Н. Пахнова; “Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку”. |
“Текст как объект
лингвистического исследования” А. Н. Гальперин;
“Готовимся к письменному экзамену по русскому
зыку”; “Стилистика русского языка” Г. Я.
Солганик; Т. Н. Пахнова; “Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку; “Русский язык. Комплексный анализ текста” А. Б. Малюшкин. |
Тематическое планирование:
№ | Тема занятия |
Тип занятия |
Виды деятельности |
Введение 1ч. |
|||
1 | Структура комплексного анализа текста. | ТУ | Беседа, лекция. |
Основы речеведческого анализа текста 7ч. |
|||
2 | Личностный смысл художественного произведения. | Наблюдение, эксперимент. | Прослушивание и анализ речи, выразит. чтение. |
3 | Художественное содержание и словесная форма произведения. | Тренинг. | Тренировочные упражнения. |
4 | От слова – к идее: основная мысль текста, тема и микротема, значение заголовка. | Моделирование ситуации. | Групповая работа, защита модели. |
5 | Функционально-смысловые типы речи и их особенности. | Тренинг. | Тренировочные упражнения. |
6,7 | Функциональные стили языка. Авторская мысль и особенности стиля. | Моделирование ситуации. | Представление моделей. |
8 | Итоговая работа по речеведческому анализу художественного текста. | Контроль, исследование. | Деловая игра. |
Искусство образной речи 8ч. |
|||
9 | Индивидуальность и конкретность языка художественной литературы. | Моделирование ситуации. | Тренировочные упражнения. |
1011 | Средства художественной выразительности речи. | Моделирование ситуации. | Представление моделей. |
12 | Стилистические фигуры речи. | Тренинг. | Анализ текста. |
13 | Виды связи предложений в тексте. | Исследование | Лингвистический эксперимент. |
14 | Слово, его значение и место в тексте. Лексический разбор. | Тренинг. | Лингвистический эксперимент. |
15 | Грамматическое и лексическое значение словосочетания. | Наблюдение. | Тренировочные упражнения. |
16 | Зачетное занятие. | Контроль. | Написание сочинения-миниатюры. |
Орфографические и пунктуационные особенности текста 4ч. |
|||
1718 | Орфографические особенности текста. | Тренинг. | Анализ недеформированного текста. |
19 | Особенности пунктуации. Авторская пунктуация. | Исследование | Анализ недеформированного текста. |
20 | Защита интеллектуального продукта. | Контроль. | Индивидуальная защита. |
Модуль 2 “Создание авторского текста на основе проанализированного образца”.
Содержание:
Данный модуль предполагает обучение школьников
приемам создания авторского текста, основываясь
на структурных, языковых, правописных
особенностях проанализированного учениками
образца художественного текста.
Цель курса:
Развитие языковой личности, способной
убедительно, этично, аргументировано, совершенно
словесно воплотить мысль.
Задачи:
- Формирование навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации.
- Формирование навыка осознанного выбора учащимися наиболее эффективных языковых средств в процессе создания авторских текстов.
- Формирование и развитие умения реализовать индивидуальные возможности при структурировании текста.
- Развитие навыка использования особенностей стиля, языка, жанра художественного произведения в собственном творчестве.
Предполагаемый результат:
По итогам факультативного курса ученик научен аргументированно, убедительно, этично, грамотно воплотить собственную мысль, с учетом различных целевых установок и интерпретации информации; осознанно выбирать наиболее эффективные языковые средства в процессе создания авторских текстов; использовать особенности стиля, языка, жанра анализируемого образца художественного текста.
Интеллектуальный продукт:
По итогам изучаемого курса учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт в виде сочинения на заданную тему.
Основные формы работы:
Устные формы |
Письменные формы |
Формы контроля |
Составление устных высказываний
в различных жанрах на предложенные темы. Выразительное чтение и анализ текста. Моделирование собственного текста по образцу. |
Описание реальных предметов по
личным ощущениям. Различные этапы изложений. Сочинения. Подражание “образцам”. |
Письменный анализ структуры
художественного текста. Написание сочинения. Написание изложения. |
Программное и учебно-методическое оснащение элективного курса:
УМК обучающихся |
УМК учителя |
“Готовимся к письменному экзамену по русскому зыку” Т. Н. Пахнова. “Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку”. | “Текст как объект
лингвистического исследования” А. Н. Гальперин;
“Готовимся к письменному экзамену по русскому
зыку” Т. Н. Пахнова; “Стилистика русского языка”
Г. Я. Солганик; “Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку”; “Уроки словесности” С. И. Львова. |
Тематическое планирование:
№ | Тема урока | Тип занятия | Вид деятельности |
Введение 1ч. | |||
1 | Виды авторских работ, написанных на основе проанализированного художественного текста (рецензия, эссе, сочинение, изложение, реферат). | Лекция с элементами беседы. | Беседа, наблюдение. |
Работа с текстом 4ч. | |||
2 | Понятие микротекста, структура и семантика микротекста. | Размышление. | Анализ текста, наблюдение, тренинг. |
3 | Коммуникативный план текста (тема, рема, продвижение смысла и т.д.). | Коммуникативный план текста (тема, рема, продвижение смысла и т.д.). | Анализ текста. |
4 | Характер связи предложений внутри текста (параллельная, цепная, контактная, дистантная). | Моделирование ситуации. | Анализ текста, проба пера. |
5 | Лексические и грамматические средства связи. | Наблюдение, лингвистический эксперимент. | Анализ текста, исследовательская работа. |
Творческая мастерская 9ч. | |||
6,7 | Написание авторского текста по предложенной модели. | Моделирование ситуации. | Подражание образцам. |
8,9 | Взаимосвязь жанра, авторского стиля, языка и целевых установок при написании собственного текста. | Моделирование ситуации. | Тренировочные упражнения. |
10 11 | Редактирование и рецензирование как этапы работы над авторским текстом. | Тренинг. | Тренировочные упражнения. |
12 13 | Защита учащимися сочинений разных жанров. | Контроль. | Защита интеллектуального продукта. |
14 | Резервное занятие. |