Программа элективного курса "Виды анализа художественного текста". Модули 1, 2

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка.

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на профильном уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 9 классе и литературы в 10 – 11 классах. Поскольку изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовку выпускников к итоговой аттестации по русскому языку как в устной форме, так и в письменной, а изучение курса в 10 и в 11 классах помогает школьникам детально вникнуть во все тонкости художественного произведения, то считаем целесообразным следующую разбивку учебного материала по модулям:
9 класс
Комплексный анализ художественного текста – 20 часов (1 полугодие).
Создание авторского текста на основе проанализированного образца – 14 часов (2 полугодие).
10 класс
Литературоведческий анализ художественного текста – 20 часов (1 полугодие).
Филологический анализ художественного текста – 14 часов (2 полугодие).
11 класс
Стилистический анализ художественного текста – 20 часов (1 полугодие).
Школа мастеров-филологов – 14 часов (2 полугодие).
В данном материале представлены программы моделей 1 и 2.

                            Модуль 1 “Комплексный анализ художественного текста”.

Содержание:

  1. Обучение школьников комплексному анализу художественного текста предполагает разбивку учебного материала на 3 блока:
  2. Речеведческий. Это уровень восприятия текста: выразительное чтение, выделение преобладающего в тексте типа речи или комбинацию нескольких, определение стиля, темы и микротем текста, главной мысли, подбор заголовка.
  3. Анализ языковых средств, используемых в тексте. Грамматический, лексический, синтаксический разборы, разбор словосочетания и т.д.
  4. Анализ правописания: орфография, пунктуация.

Цель:

  1. Формирование и развитие у учащихся навыков аналитического мышления,
  2. осознанного восприятия художественного текста,
  3. умения видеть структурно-семантические особенности текста.

Задачи:

  1. Развитие навыка аргументированного речеведческого анализа художественного текста.
  2. Формирование и развитие умения видеть и анализировать языковые особенности художественного текста.
  3. Развитие навыка осознанного правописания.
  4. Развитие навыка передачи личностного смысла художественного текста в выразительном чтении.

Предполагаемый результат:

По итогам обучения учащиеся смогут осознанно воспринимать художественный текст во всем многообразии используемых в нем языковых и структурно-семантических средств.

Интеллектуальный продукт:

Учащиеся выполняют индивидуальные творческие работы по комплексному анализу незнакомого им художественного текста.

Основные формы работы:

Устные формы

Письменные формы

Формы контроля

Выразительное чтение.

Закрепление знаний при помощи различных тренировочных упражнений, игр.

Составление аргументированного речеведческого анализа текста.

Тренировочные упражнения.

Сочинения-миниатюры. Интерпретация информации в различных стилях.

Подражание “образцам”.

Зачеты по анализу языковых средств, используемых в тексте.

Письменный анализ структуры текста.

Орфографический и пунктуационный анализ недеформированного текста.

Учебно-методическое оснащение модуля:

УМК обучающихся

УМК учителя

“Готовимся к письменному экзамену по русскому зыку”.

Т. Н. Пахнова; “Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку”.

Текст как объект лингвистического исследования” А. Н. Гальперин; “Готовимся к письменному экзамену по русскому зыку”; “Стилистика русского языка” Г. Я. Солганик;

Т. Н. Пахнова; “Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку; “Русский язык. Комплексный анализ текста” А. Б. Малюшкин.

Тематическое планирование:

Тема занятия

Тип занятия

Виды деятельности

Введение 1ч.

1 Структура комплексного анализа текста. ТУ Беседа, лекция.

Основы речеведческого анализа текста 7ч.

2 Личностный смысл художественного произведения. Наблюдение, эксперимент. Прослушивание и анализ речи, выразит. чтение.
3 Художественное содержание и словесная форма произведения. Тренинг. Тренировочные упражнения.
4 От слова – к идее: основная мысль текста, тема и микротема, значение заголовка. Моделирование ситуации. Групповая работа, защита модели.
5 Функционально-смысловые типы речи и их особенности. Тренинг. Тренировочные упражнения.
6,7 Функциональные стили языка. Авторская мысль и особенности стиля. Моделирование ситуации. Представление моделей.
8 Итоговая работа по речеведческому анализу художественного текста. Контроль, исследование. Деловая игра.

Искусство образной речи 8ч.

9 Индивидуальность и конкретность языка художественной литературы. Моделирование ситуации. Тренировочные упражнения.
1011 Средства художественной выразительности речи. Моделирование ситуации. Представление моделей.
12 Стилистические фигуры речи. Тренинг. Анализ текста.
13 Виды связи предложений в тексте. Исследование Лингвистический эксперимент.
14 Слово, его значение и место в тексте. Лексический разбор. Тренинг. Лингвистический эксперимент.
15 Грамматическое и лексическое значение словосочетания. Наблюдение. Тренировочные упражнения.
16 Зачетное занятие. Контроль. Написание сочинения-миниатюры.

Орфографические и пунктуационные особенности текста 4ч.

1718 Орфографические особенности текста. Тренинг. Анализ недеформированного текста.
19 Особенности пунктуации. Авторская пунктуация. Исследование Анализ недеформированного текста.
20 Защита интеллектуального продукта. Контроль. Индивидуальная защита.

Модуль 2 “Создание авторского текста на основе проанализированного образца”.

Содержание:
Данный модуль предполагает обучение школьников приемам создания авторского текста, основываясь на структурных, языковых, правописных особенностях проанализированного учениками образца художественного текста.
Цель курса:
Развитие языковой личности, способной убедительно, этично, аргументировано, совершенно словесно воплотить мысль.
Задачи:

  1. Формирование навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации.
  2. Формирование навыка осознанного выбора учащимися наиболее эффективных языковых средств в процессе создания авторских текстов.
  3. Формирование и развитие умения реализовать индивидуальные возможности при структурировании текста.
  4. Развитие навыка использования особенностей стиля, языка, жанра художественного произведения в собственном творчестве.

Предполагаемый результат:

По итогам факультативного курса ученик научен аргументированно, убедительно, этично, грамотно воплотить собственную мысль, с учетом различных целевых установок и интерпретации информации; осознанно выбирать наиболее эффективные языковые средства в процессе создания авторских текстов; использовать особенности стиля, языка, жанра анализируемого образца художественного текста.

Интеллектуальный продукт:

По итогам изучаемого курса учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт в виде сочинения на заданную тему.

Основные формы работы:

Устные формы

Письменные формы

Формы контроля

Составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы.

Выразительное чтение и анализ текста.

Моделирование собственного текста по образцу.

Описание реальных предметов по личным ощущениям.

Различные этапы изложений.

Сочинения.

Подражание “образцам”.

Письменный анализ структуры художественного текста.

Написание сочинения.

Написание изложения.

Программное и учебно-методическое оснащение элективного курса:

УМК обучающихся

УМК учителя

“Готовимся к письменному экзамену по русскому зыку” Т. Н. Пахнова. “Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку”. Текст как объект лингвистического исследования” А. Н. Гальперин; “Готовимся к письменному экзамену по русскому зыку” Т. Н. Пахнова; “Стилистика русского языка” Г. Я. Солганик;

“Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку”; “Уроки словесности” С. И. Львова.

Тематическое планирование:

Тема урока Тип занятия Вид деятельности
Введение 1ч.
1 Виды авторских работ, написанных на основе проанализированного художественного текста (рецензия, эссе, сочинение, изложение, реферат). Лекция с элементами беседы. Беседа, наблюдение.
Работа с текстом 4ч.
2 Понятие микротекста, структура и семантика микротекста. Размышление. Анализ текста, наблюдение, тренинг.
3 Коммуникативный план текста (тема, рема, продвижение смысла и т.д.). Коммуникативный план текста (тема, рема, продвижение смысла и т.д.). Анализ текста.
4 Характер связи предложений внутри текста (параллельная, цепная, контактная, дистантная). Моделирование ситуации. Анализ текста, проба пера.
5 Лексические и грамматические средства связи. Наблюдение, лингвистический эксперимент. Анализ текста, исследовательская работа.
Творческая мастерская 9ч.
6,7 Написание авторского текста по предложенной модели. Моделирование ситуации. Подражание образцам.
8,9 Взаимосвязь жанра, авторского стиля, языка и целевых установок при написании собственного текста. Моделирование ситуации. Тренировочные упражнения.
10 11 Редактирование и рецензирование как этапы работы над авторским текстом. Тренинг. Тренировочные упражнения.
12 13 Защита учащимися сочинений разных жанров. Контроль. Защита интеллектуального продукта.
14 Резервное занятие.