Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина “С добрым утром!”;
- объяснить значение новых слов; учить работать со словарями;
- развивать воображение, память; помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту слова, поэзии; воспитывать любовь к природе, поэзии.
Оборудование:
- толковый словарь С.И. Ожегова, этимологический словарь, толковый словарь Н.М. Неусыповой;
- портрет С. Есенина; картинка плетня; раковины морские; искусственный жемчуг; слова на доске;
- учебник литературного чтения (автор Н.А. Чуракова)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Тема урока
Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что же такое поэзия?
Д.: Поэзия – это стихи.
У: Мы знаем два значения слова поэзия.
Дети зачитывают значения слова из словаря С.И. Ожегова
- “Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами”,
- “Поэзия – красота и прелесть чего-либо”.
В словаре собрано и объяснено более 70 тыс. слов. В мире поэзии слова встают в определенный строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения. Словарь должен всегда быть под рукой, ведь в нем мы можем посмотреть значения некоторые слов. Специально для начальной школы есть словарик (показ) Н.М. Неусыповой.
А сейчас начинаем наше путешествие в мир слов.
Посмотрите на доску и расшифруйте фамилию автора, чьё стихотворение мы сегодня будем читать.
НИНЕСЕ – Есенин
С. Есенин “С добрым утром!”
Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.
Что вы увидели, представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт?
- Пейзаж – природу. Раннее утро.
- Второе значение слова пейзаж – внутреннее состояние человека, его души.
Прочитайте внимательно стихотворение про себя. Найдите и запомните непонятные слова.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.1
Брезжит2 свет на заводи3 речные
И румянит сетку небосклона.4
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня5 заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.6
И, качаясь, шепчет шаловливо
“С добрым утром!”
(1914 г.)
Какие слова не понятны?
Затон, брезжит, заводи, небосклон, плетень, перламутр.
Разбирается значение слов.
1 четверостишие:
Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.
Брезжит – рассветать, чуть светиться
Заводь – небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением
Небосклон – часть неба над горизонтом
1 четверостишие – “Задремали звезды золотые”. Звезды могут задремать?
Это литературный прием – олицетворение.
Что такое олицетворение? Изображение неодушевленного предмета как одушевленного.
Как написано стихотворение? Красиво, образно.
Как чувствуем красоту? Через слово. Подберите синонимы к словам:
- затон – залив, заводь
- брезжит – рассветает, светится
Синонимы – слова, близкие по значению, разные по звучанию.
Что такое небосклон? – Часть неба над горизонтом.
Какое это слово? Сложное.
Подберите другие сложные слова с основой небо
- Небосвод – тоже, что и небо,
- Небоскреб – очень высокий многоэтажный дом (чуть не до неба в американских городах)
Попробуйте есенинские слова заменить на обычные. Получается красиво?
Нет. С. Есенин – художник слова.
Разберем 2 четверостишие.
Каждая строка – олицетворение и развернутая метафора.
Метафора – переносное значение слова.
В стихах С. Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она рождается и растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Часто прибегает к приему олицетворения:
“А заря на крыше,
как котенок,
Моет лапкой рот”“Рыжий месяц, жеребенком,
Запрягался в наши сани”
Третье четверостишие:
у плетня – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей
плеть – (кнут), стебель, ветка
Показ картинки с изображением плетня.
Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый внутренний слой некоторых раковин.
По этимологическому словарю перл – (старинное значение слова) жемчуг, жемчужина. Слово немецкое – Perle – жемчужина + Mutter – мать. Мать жемчужины. Перламутровый цвет – серебристо-розовый.
Показ рисунков раковин, изображений искусственного жемчуга.
Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налетом).
В стихотворении наблюдаем движение поэтического взгляда: от дальнего (горизонт) – к ближнему (крапива у плетня, прямо рядом).
Есенинская поэзия образная, бытовая, даже крапива шепчет “С добрым утром!”
Вроде и слова обычные, а в то же время не совсем. Мы же пытались заменить есенинские слова на слова из словаря. Что получилось?
Часто в своих стихах С. Есенин описывает очень красивое дерево. Какое?
Березу.
Мы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками (и не только это стихотворение).
Вчитаемся и определим цветовую гамму.
Белый цвет | - белая береза. |
Красный Малиновый |
- румянит сетку небосклона |
Желтый Золотой |
- звезды золотые |
Зеленый | - сережки |
Серебряный | - росы |
Перламутр | - серебристо-розовый |
8 цветов в одном стихотворении.
Не только красками, но и звуками наполнены есенинские строки.
Звуки: тишина. шелест, шепот.
А ароматы стихов – удивительные.
Вот такое замечательное стихотворение мы узнали.
Поэзия – красота и прелесть. Да!
Подводя итоги, вспомним, что обозначает слово под цифрой 1, 2, … (небольшой тест).
Предлагаю Вам продолжить работу дома по творчеству Есенина.
Проанализируйте стихи С. Есенина по такой схеме:
вижу слышу чувствую
Выучите стихотворение наизусть.
Нарисуйте рисунок и подтвердите его словами из текста.
Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Литература может дать представления о широкой картине мира, развернуть богатый внутренний духовный мир человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове, сформулировать культуру человека вообще.
Специфика литературы – в словесной образности, т.к. слово – общедоступный материал общения. Требуются специальные усилия со стороны учителя для формирования чувства удивления перед красотой слова, перед его разнообразием и способностью создавать неповторимые художественные образы.
Нет возможности проводить такую работу на уроках постоянно, но иногда просто необходимо.