Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок – аналитическая беседа.
Методические приемы: лекция учителя, постановка вопросов, решение проблемной ситуации, реализация домашнего задания, творческая работа.
Цели урока:
- углубить представление о понятии “портрет в литературе”, дать представление о музыкальном и живописном портретах,
- развивать креативные и коммуникативные способности учащихся,
- формировать интеллектуальные чувства учащихся: удивления, новизны,
- подготовить учащихся к речевому действию – сочинению – описанию внешности человека.
Оборудование:
- аудиозапись отрывков из оперы Ф.Глинки “Руслан и Людмила”, “Аве, Мария!” Шуберта, сочинений А.Моцарта,
- репродукция картины Ф.Рокотова “Портрет А.П.Струйской”,
- тексты повести Л.Андреева “Иуда Искариот”, романа А.Фадеева “Молодая гвардия”,
- фотографии военных корреспондентов.
Ход урока
I. Активизация
1. Организационный момент
2. Морфологическая “пятиминутка”
- Что такое причастие?
- Назвать виды причастий.
- Образовать все возможные причастия от следующих глаголов: нахмурить, просиять, улыбнуться, порозоветь, блестеть, сощурить, взволновать, повернуть, побледнеть.
- Что можно описать этими глаголами и образованными от них причастиями?
Учитель: Ребята, сегодня мы расширим представление о понятии “портрет” и подготовимся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека
II. Актуализация прежних знаний
Учитель: В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чем говорят эти лица?
Большинство из них наша память стирает даже раньше, чем они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или антипатию – в зависимости от нашего настроения, характера, темперамента. И все же механизм наших впечатлений не настолько субъективен, как нам кажется. То, как мы видим внешность другого человека, что при этом чувствуем и думаем, будет в какой-то мере зависеть от нашего социального положения и опыта.
Представьте себе, например, нищего: синее испитое лицо, отвратительный запах, засаленные лохмотья. Предположим теперь, что с нищим встречаются поочередно банкир, священник и другой нищий. Как они воспримут его? Наверное, на их восприятие повлияют, прежде всего, социальные стереотипы.
(Ответы учащихся.)
Учитель: Но существуют стереотипы восприятия другого рода. Они формируются культурной традицией в широком смысле слова. Все, что становится элементом культуры, превращается в язык, то есть становится знаком чего-либо, всему сообщается значение, не исключая и самого человека.
Например, рыжие волосы для древних греков были знаком огня, знойного солнца. Рыжеволосый бог – злой бог, бог-разрушитель. Древнегреческий актер надевал рыжий парик – и зрители знали, что перед ними злодей, коварный и жестокий.
Другой пример. Эпоха романтизма. В моду входит бледный цвет лица. На страницах литературных произведений сплошь и рядом действуют бледнолицые герои. Бледное лицо становится признаком избранности, тайных страданий…
Или возьмем пример из более позднее времени: фрак, черный фрак, который принято надевать в особо торжественных случаях, в котором являются на приемы, фестивали, собирающие самое блестящее общество. При таком употреблении фрак стал знаком или, как принято говорить, символом респектабельности, успеха, богатства.
А теперь попробуйте создать портрет человека, о котором вам известно, что он бледный, рыжеволосый и носит черный фрак. Охарактеризуйте этот персонаж, пользуясь суммой значений трех деталей: “бледное лицо”, “рыжие волосы”, “черный фрак”.
(Творческая работа.)
Учитель: Так что же такое портрет? Как человек видит другого человека? Как он выражает это видение, какие приемы для этого использует? Как это видение меняется с течением времени? Обратимся вначале к словарям.
(Выступления учащихся с материалами, взятыми из Словаря иностранных слов, Толкового словаря В.Даля, Словаря русского языка С.И.Ожегова, Словаря литературоведческих терминов.)
Учитель: В прошлом году на уроках литературы мы с вами познакомились с понятием “портрет литературного героя”. Что вы помните о литературном портрете? Для чего он вводится в произведение?
Задание: на столах перед вами литературный портрет из повести Леонида Андреева “Иуда Искариот”. Какие элементы внешней характеристики использует Леонид Андреев?
Ответы: мы узнаем, как он ходит, о его росте, его силе, волосах, форме черепа, о его лице, глазах.
Задание: подчеркнуть эпитеты, сравнения, которые использует Л.Андреев, “героического”, величественного плана – красным карандашом, “низкого, бытового” – черным. Какого цвета больше?
Ответ: примерно поровну красного и черного цвета.
Учитель: Писатель через элементы внешней характеристики показывает и внутренний мир героя. Он обращает внимание на глаза Иуды. Почти 1/4 часть текста посвящена им. А ведь говорят: глаза – зеркало души. Какие глаза у Иуды?
Ответ: Один живой, другой слепой. “Но не верилось в его слепоту”.
Учитель: Что можно сказать об этом герое на основании его описания? Хороший? Плохой? Злой? Добрый?
Ответ: Противоречивый. Двойственный.
Учитель: Таким увидел Иуду писатель Леонид Андреев. Заглянуть во внутренний мир героя нам помог его же портрет. Портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, характер, называется психологическим.
(Запись определения в тетради.)
Учитель: В описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, в выражении его глаз, улыбке.
(Реализация домашнего задания.)
Учитель: А какими вы видите своих одноклассников? Было задание написать портрет одноклассника так, чтобы, не называя имени, можно было угадать, о ком идет речь.
(Ребята читают сочинения, слушатели отгадывают.)
III.
Учитель: В начале урока вы прослушали три определения слова “портрет”, связанные с изобразительным искусством. Приведем еще одно определение из “Иллюстрированного художественного словаря” В.Власова.
(Ученик зачитывает.)
Учитель: Художнику написать портрет нелегко, поскольку при этом важно уловить не только внешнее сходство, но и характер портретируемого, всю полноту человеческой личности. В портрете проявляется и отношение автора к своему герою.
(Демонстрируется “Портрет А.П.Струйской” Ф.Рокотова.)
Учитель: Образ Струйской, созданный Федором Рокотовым в 1772 году отличается обаянием, целомудрием и идеальной возвышенностью, хотя в портрете нет ничего определенного, реалистичного. Молодая женщина изображена на нейтральном темном фоне и как прелестное видение выплывает из глубины веков – “из тьмы былого”.
Мягкий спокойный свет акцентирует ее тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами, с налетом легкого, едва уловимого сожаления. Взгляд этих миндалевидных глаз как бы не направлен ни на что конкретно, он вне времени. Чуть заметная улыбка, собственно улыбкой и не являющаяся, – это один из характерных признаков рокотовских образов. Черты лица Струйской размыты. Контуры ее фигуры расплывчаты, она словно проявилась из мрака и готова исчезнуть в нем. В посадке головы, развороте фигуры, взгляде глаз – сознание непричастности сегодняшнему дню, отдаленности, причастности тайне. Сумрак на лице, волосах, плече, платье усиливает ощущение зыбкости и неопределенности образа. Прозрачная, как бы сотканная из тайны и света дымчатая ткань, закрепленная на плече Струйской драгоценной брошью, изящно обрисовывает фигуру и придает воздушность всему облику молодой женщины.
Мир, в котором живет Струйская, необыкновенно красив; его можно ощутить через нежные полутона розового и пепельно-серого цветов. Рокотов лишь слегка обозначает оттенки душевного состояния, намеренно не конкретизируя их, оставляя зрителю возможность разгадать глубоко спрятанную тайну ее натуры. Легкость, воздушность, зыбкость дают возможность для повторения образа другими средствами, не обязательно в красках.
Но даже для тех, кто не видел или не помнит картины Рокотова, образ этой женщины встает из строк Заболоцкого зрительно ощутимым.
(Звучит стихотворение Н.Заболоцкого “Портрет”, 1953 г.)
Учитель: А теперь вспомните, пожалуйста, сюжет поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”. Каким вам запомнился Черномор?
Ответы: колдун, карлик, вся сила в бороде.
(Учащимся предлагается прослушать “Марш Черномора” из оперы Ф.Глинки “Руслан и Людмила”.)
Учитель: Каким вы представили себе Черномора? Как музыка помогает понять его характер?
Ответ: Он маленький. Вокруг него великаны, они несут его бороду. А он бежит вприпрыжку.
Учитель: Мы с вами рассмотрели портрет литературный, живописный, музыкальный. Сейчас мы соединим наши вновь полученные знания.
(Звучит “Аве, Мария!” Шуберта, на фоне музыки – стихотворение А.Блока “Девушка пела в церковном хоре…”, демонстрируются фотографии военных корреспондентов.)
Учитель: Смотрите, как совпало: век XVIII, XIX, XX… Мы помним подвиг героев, подвиг народа. Никогда не смолкнет в наших сердцах бухенвальдский набат…
(Минута молчания.)
Учитель: Мне хотелось бы заметить, что с помощью портретов героев и конкретных лиц авторы произведений пытались поразмышлять о времени и о себе. Но подробнее об этом будем говорить в старших классах.
IV.
Учитель: Теперь пришло время написать “портрет” самостоятельно. Тема сочинения “Портрет моей мамы”. Тема выбрана мною не случайно. Слово “мама” – особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами и сопровождает нас всю жизнь. Но как часто не знают дети о матери главного, видя ее будничную внешность, обманываются “случайными чертами” и не замечают настоящего лица. Цель сочинения: задуматься о самом близком человеке, научиться его понимать. Я предлагаю вам задуматься над словами Сухомлинского: “Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой”. Я очень верю, ребята, что каждый из вас хоть раз в жизни заглянул в заботливые, тревожные, печальные, редко счастливые глаза своей матери. Закройте глаза и вспомните, какой цвет глаз у вашей мамы, какая улыбка, голос, походка. А что отличает вашу маму от остальных людей? Вспомните ситуацию, когда с особой силой вы поняли: самый близкий человек – это мама.
О своих мамах писали и великие люди: художники, поэты, ученые, писатели.
(Отрывок из романа А.Фадеева “Молодая гвардия”.)
Задание: Придумать вариант вступления к сочинению.
V. Домашнее задание
Написать сочинение.