Примерные планы уроков информатики по теме: "Разветвляющиеся алгоритмы и их программирование"

Разделы: Информатика


Количество часов: 7.

Знания, умения, навыки учащихся необходимые для изучения темы:

  • работа с операционной системой,
  • работа с файловой системой, оболочкой FAR,
  • работа с текстом,
  • определение алгоритма, его свойства и способы записи,
  • основные конструкции блок-схем,
  • линейный алгоритм и его программирование (операторы INPUT, PRINT, DATA, READ, LOCATE),
  • решение элементарных задач и их программирование на языке Basic (геометрические, логические, с использованием целочисленного деления и т. д. ).

Цели раздела:

  • Познакомить учащихся с понятием разветвляющийся алгоритм, видами его конструкций и соответствующими им командами ветвлений.
  • Познакомить учащихся с формами представления структуры ветвления (на школьном алгоритмическом языке, в виде блок-схем, на языке Basic).
  • Научить учащихся решать типовые задачи по данной теме.
  • Проверить знания учащихся по данной теме.

УРОК № 1

Тема: Разветвляющийся алгоритм и команды ветвления.

Тип: Урок изучения нового материала.

Цели: Познакомить учащихся с понятием разветвляющийся алгоритм и видами его конструкций и соответствующими командами ветвлений.

Научить учащихся представлять разветвляющийся алгоритм на школьном алгоритмическом языке и языке блок-схем.

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

Чем отличаются схемы дорог из Арзамаса в Горелово?

Вывод: Как мы уже ранее говорили, алгоритмы исполняют в естественном порядке команда за командой. Однако жизнь разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. А цели все же хочется достичь. Поэтому алгоритмы могут быть не только линейными, но и разветвляющимися.

3. Подготовительный этап.

Составить блок-схему алгоритма решения задач (блок решения ввести непосредственно, как запись условия).

Задача1: Когда на улице температура ниже – 20 ?, то учащимся школы необходимо остаться дома, в противном случае идти в школу.

Задача 2: Утром, вставая с кровати, ты можешь сделать зарядку и обязательно умыться.

Задача 3: Подъезжая к светофору, посмотри: если горит зеленый цвет, то жми газ, если – желтый, то притормози, если – красный, то стой (дополнительно: иначе, если ты не видишь какой цвет горит, то обратись к окулисту).

4. Ориентировочный этап.

Дается определение разветвляющегося алгоритма, понятие блока решения для такого алгоритма (Блок решения является блоком, где записывается условие), определение условного оператора.

Далее с помощью таблицы описываются основные типы ветвления:

Алгоритмический язык

Язык Бейсик

Язык блок-схем

1. если …то…иначе

2. если…то

3. выбор

4. выбор…иначе

5. Решение задач (непосредственное применение).

Являются ли решения данных задач разветвляющимися алгоритмами? Почему?

Выделить условие и команды, выполняемые в тех или иных случаях в зависимости от выполнения данного условия.

Составить алгоритмы в виде блок-схем и алгоритмическом языке.

Указать тип ветвления.

1. Я беру зонт, если на улице идет дождь.

2. Когда у моей мамы хорошее настроение, то она мне разрешает играть на улице, в противном случае я сижу дома и выполняю домашнее задание на завтра.

3. Выйдя из школы, мне необходимо сходить в библиотеку, найти книгу Д. Карнеги “Как завоевывать друзей”, выписать все правила как быть интересным в кругу друзей, запомнить эти правила и применять их в общении с моими друзьями.

4. Если вы учитесь с 1 по 4 классе, то вы младший школьник, если – с 5 по 8 класс, то вы средний школьник, если – с 9 по 11 классе, то вы старший школьник.

5. Если вы учитесь с 1 по 4 классе, то вы младший школьник, если – с 5 по 8 классе, то вы средний школьник, если – с 9 по 11 классе, то вы старший школьник, иначе вы не являетесь школьником.

6. Итог.

7. Домашнее задание

Заполнить алгоритмические кроссворды, т. е. придумать задания под приведенные бло-схемы (см. Рисунок 2).

 УРОК № 2-3

Тема: Полная и неполная конструкции ветвления.

Тип: Урок решения задач.

Цели: Научить учащихся решать задачи, используя условные операторы полной и неполной конструкций ветвления.

1. Организационный этап.

2. Повторение.

Задача “Висячий хвост”:

Составить блок-схему алгоритма решения данной задачи.

Если тучи облепили горизонт,
Непременно захватите плащ и зонт.
Ну, а ежели на улице жара,
Мы на пляж помчимся с криками “ура!”.

Подчеркнуть, что все действия должны быть определены, алгоритм должен предусматривать нормальное завершение.

3. Решение задач.

/Фронтальная работа/

Полный условный оператор:

1. Задаются два разных по величине числа. Определить какое из этих чисел больше. (Cравнение двух чисел)

2. Вычислить значение у при заданном значении х (функция-система):

3. Задана длина сторон треугольника. Определить, является ли этот треугольник равносторонним (геометрия).

4. Определить, принадлежит ли заданная точка х отрезку [а,b] (логические функции).

5. Дано двузначное число. Определить, одинаковы ли его цифры (целочисленное деление).

Полный разбор каждой задач, выполняется на доске.

Неполный условный оператор:

6. Даны два числа. Если квадратный корень из второго числа меньше первого числа, то увеличит второе число в пять раз.

4. Итог.

  • Какие условные операторы соответствуют полным и неполным разветвляющимся алгоритмам.
  • Что нового узнали учащиеся? Какие выводы учащиеся сделали для себя?

5. Домашнее задание.

Решить задачи:

1. Записать алгоритм решения уравнения ах2 + b=0.

2. Заданы радиус круга R и сторона квадрата A. Записать алгоритм, который определяет какая фигура имеет большую площадь.

УРОК № 4-5

Тема: Вложенные условные операторы.

Тип: комбинированный урок.

Цели: Научить учащихся решать задачи, используя вложенные условные операторы.

1. Организационный этап.

2. Диктант.

1. Дайте определение разветвляющегося алгоритма.

2. Опишите виды разветвляющегося алгоритма.

3. Нарисуйте блок-схему сокращенной формы условного оператора.

4. Напишите полную форму условного оператора.

3. Основная часть.

Изучение нового материала:

IF <усл. 1> THEN

[действие 1]

ELSEIF <усл. 2> THEN

[действие 2]

ELSE <усл. 3> THEN

[действие 3]

…………………. .

ELSE

[действие m+1]

ENDIF

4. Решение задач.

1. Описать агрегатные состояния воды в зависимости от температуры.

REM агрегатные состояния воды

INPUT “t=”; t

IF t<0 THEN

?”вода-лед”

ELSEIF t<100 THEN

?”вода-жидкость”

ELSE

?”вода-пар”

ENDIF

END

2. Составить программу для вычисления значения функции у. Если х<1, то у=-1; если х>1, то у=х; если х=1, то у=1.

REM функция

INPUT “х=”; x

IF x<1 THEN

?”y=-1”

ELSEIF x>1 THEN

?”y=”; x

ELSE

?”y=1”

ENDIF

END

3. В чемпионате по футболу команде за выигрыш дается 3 очка, за проигрыш – 0, за ничью – 1. Известно количество очков, полученных командой за игру. Определить словесный результат игры (выигрыш, проигрыш или ничья).

REM футбол

INPUT “введи количество очков, полученных командой: 3, 1 или 0”; x

IF x=3 THEN

?”выигрыш”

ELSEIF x=1 THEN

?”ничья”

ELSE

?”проигрыш”

ENDIF

END

4. Определить максимальное и минимальное значения из трех различных чисел.

INPUT a, b, c

IF a > b AND a > c AND b > c THEN

PRINT "max="; a, "min="; c

ELSEIF a > b AND a > c AND c > b THEN

PRINT "max="; a, "min="; c

ELSEIF b > a AND b > c AND a > c THEN

PRINT "max="; b, "min="; c

ELSEIF b > a AND b > c AND c > a THEN

PRINT "max="; b, "min="; a

ELSEIF c > a AND c > b AND a > b THEN

PRINT "max="; c, "min="; b

ELSEIF c > a AND c > b AND b > a THEN

PRINT "max="; c, "min="; a

END IF

END

5. Итог.

- Какую структуру имеют вложенные разветвляющиеся алгоритмы?

- Какие особенности имеют вложенные условные операторы?

6. Домашнее задание.

Решить задачу: Для произвольного числа А написать программу, возводящую его в квадрат, если число отрицательное; извлекающую из А квадратный корень, если положительное; оставляющую А без изменения, если А=0.

УРОК № 6

Тема: Условные операторы “выбор” и “выбор-иначе”.

Тип: урок решения задач.

Цели: Научить учащихся решать задачи, используя условные операторы “выбор” и “выбор-иначе”.

1. Организационный этап.

2. Повторение.

Повторить основные конструкции разветвляющихся алгоритмов.

3. Решение задач.

1. В зависимости от ввода в программу длины в см. 100, 71. 12, 30. 0, 4. 45 и 2. 54 программа выводит на экран соответственно слова: метр, аршин, фут, вершок и дюйм.

REM задача 1

INPUT “введи одно из чисел: 100, 71. 12, 30. 0, 4. 45, 2. 54”; a

SELECT CASE a

CASE 100: ? “это метр”

CASE 71. 12: ? “это аршин”

CASE 30: ? “это фут”

CASE 4. 45: ? “это вершок”

CASE 2. 54: ? “это дюйм”

(CASE ELSE: ? “это число не имеет отношения к задаче”)

END SELECT

END

2. Вывести на печать словесное описание полученной оценки.

REM задача 2

INPUT “введи целое положительное число из диапазона 1…5”; a

b$=”этой цифрой кодируется оценка”

SELECT CASE a

CASE 1: ? b$ “очень плохо”

CASE 2: ? b$ “плохо”

CASE 3: ? b$ “удовлетворительно”

CASE 4: ? b$ “хорошо”

CASE 5: ? b$ “отлично”

( CASE ELSE: ? “такой оценки нет”)

END SELECT

END

4. Итог.

Определить особенности условных операторов типа “выбор”, “выбор-иначе”.

Что нового узнали учащиеся? Какие выводы учащиеся сделали для себя?

5. Домашнее задание.

Составить задачу и программу решения данной задачи, где используется условный оператор “выбор-иначе”.

Подготовиться к контрольной работе.

УРОК № 7

Тема: Разветвляющиеся алгоритмы и их программирование.

Тип: контрольная работа.

Цели: Проверить степень усвоения ЗУН по теме.

1. Организационный момент.

2. Контрольная работа.

Задание составлены для двух вариантов, но можно сделать количество вариантов в зависимости от количества учащихся.

1. Составить алгоритм и ей соответствующую программу, вычисляющую значение у, если у=21-х^2, при х<=-110; у=х^3+45*х, при х>-110 (у, если у=89-х^3, при х<=2; у=х^2+45*sqr(х), при х>2).

2. Даны три числа. Напечатать наименьшее (наибольшее) из них.

3. Составить программу печатающую какую награду получит спортсмен (золотую медаль, серебряную медаль, бронзовую медаль или грамоту) в зависимости от занятого места на спортивных состязаниях. (Составить программу, печатающую, какую оценку получит ученик (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично ) в зависимости от полученной отметки. )