Количество часов: 7.
Знания, умения, навыки учащихся необходимые для изучения темы:
- работа с операционной системой,
- работа с файловой системой, оболочкой FAR,
- работа с текстом,
- определение алгоритма, его свойства и способы записи,
- основные конструкции блок-схем,
- линейный алгоритм и его программирование (операторы INPUT, PRINT, DATA, READ, LOCATE),
- решение элементарных задач и их программирование на языке Basic (геометрические, логические, с использованием целочисленного деления и т. д. ).
Цели раздела:
- Познакомить учащихся с понятием разветвляющийся алгоритм, видами его конструкций и соответствующими им командами ветвлений.
- Познакомить учащихся с формами представления структуры ветвления (на школьном алгоритмическом языке, в виде блок-схем, на языке Basic).
- Научить учащихся решать типовые задачи по данной теме.
- Проверить знания учащихся по данной теме.
УРОК № 1
Тема: Разветвляющийся алгоритм и команды ветвления.
Тип: Урок изучения нового материала.
Цели: Познакомить учащихся с понятием разветвляющийся алгоритм и видами его конструкций и соответствующими командами ветвлений.
Научить учащихся представлять разветвляющийся алгоритм на школьном алгоритмическом языке и языке блок-схем.
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
Чем отличаются схемы дорог из Арзамаса в Горелово?
Вывод: Как мы уже ранее говорили, алгоритмы исполняют в естественном порядке команда за командой. Однако жизнь разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. А цели все же хочется достичь. Поэтому алгоритмы могут быть не только линейными, но и разветвляющимися.
3. Подготовительный этап.
Составить блок-схему алгоритма решения задач (блок решения ввести непосредственно, как запись условия).
Задача1: Когда на улице температура ниже – 20 ?, то учащимся школы необходимо остаться дома, в противном случае идти в школу.
Задача 2: Утром, вставая с кровати, ты можешь сделать зарядку и обязательно умыться.
Задача 3: Подъезжая к светофору, посмотри: если горит зеленый цвет, то жми газ, если – желтый, то притормози, если – красный, то стой (дополнительно: иначе, если ты не видишь какой цвет горит, то обратись к окулисту).
4. Ориентировочный этап.
Дается определение разветвляющегося алгоритма, понятие блока решения для такого алгоритма (Блок решения является блоком, где записывается условие), определение условного оператора.
Далее с помощью таблицы описываются основные типы ветвления:
Алгоритмический язык
Язык Бейсик
Язык блок-схем
1. если …то…иначе
2. если…то
3. выбор
4. выбор…иначе
5. Решение задач (непосредственное применение).
Являются ли решения данных задач разветвляющимися алгоритмами? Почему?
Выделить условие и команды, выполняемые в тех или иных случаях в зависимости от выполнения данного условия.
Составить алгоритмы в виде блок-схем и алгоритмическом языке.
Указать тип ветвления.
1. Я беру зонт, если на улице идет дождь.
2. Когда у моей мамы хорошее настроение, то она мне разрешает играть на улице, в противном случае я сижу дома и выполняю домашнее задание на завтра.
3. Выйдя из школы, мне необходимо сходить в библиотеку, найти книгу Д. Карнеги “Как завоевывать друзей”, выписать все правила как быть интересным в кругу друзей, запомнить эти правила и применять их в общении с моими друзьями.
4. Если вы учитесь с 1 по 4 классе, то вы младший школьник, если – с 5 по 8 класс, то вы средний школьник, если – с 9 по 11 классе, то вы старший школьник.
5. Если вы учитесь с 1 по 4 классе, то вы младший школьник, если – с 5 по 8 классе, то вы средний школьник, если – с 9 по 11 классе, то вы старший школьник, иначе вы не являетесь школьником.
6. Итог.
7. Домашнее задание
Заполнить алгоритмические кроссворды, т. е. придумать задания под приведенные бло-схемы (см. Рисунок 2).
УРОК № 2-3
Тема: Полная и неполная конструкции ветвления.
Тип: Урок решения задач.
Цели: Научить учащихся решать задачи, используя условные операторы полной и неполной конструкций ветвления.
1. Организационный этап.
2. Повторение.
Задача “Висячий хвост”:
Составить блок-схему алгоритма решения данной задачи.
Если тучи облепили горизонт,
Непременно захватите плащ и зонт.
Ну, а ежели на улице жара,
Мы на пляж помчимся с криками “ура!”.
Подчеркнуть, что все действия должны быть определены, алгоритм должен предусматривать нормальное завершение.
3. Решение задач.
/Фронтальная работа/
Полный условный оператор:
1. Задаются два разных по величине числа. Определить какое из этих чисел больше. (Cравнение двух чисел)
2. Вычислить значение у при заданном значении х (функция-система):
3. Задана длина сторон треугольника. Определить, является ли этот треугольник равносторонним (геометрия).
4. Определить, принадлежит ли заданная точка х отрезку [а,b] (логические функции).
5. Дано двузначное число. Определить, одинаковы ли его цифры (целочисленное деление).
Полный разбор каждой задач, выполняется на доске.
Неполный условный оператор:
6. Даны два числа. Если квадратный корень из второго числа меньше первого числа, то увеличит второе число в пять раз.
4. Итог.
- Какие условные операторы соответствуют полным и неполным разветвляющимся алгоритмам.
- Что нового узнали учащиеся? Какие выводы учащиеся сделали для себя?
5. Домашнее задание.
Решить задачи:
1. Записать алгоритм решения уравнения ах2 + b=0.
2. Заданы радиус круга R и сторона квадрата A. Записать алгоритм, который определяет какая фигура имеет большую площадь.
УРОК № 4-5
Тема: Вложенные условные операторы.
Тип: комбинированный урок.
Цели: Научить учащихся решать задачи, используя вложенные условные операторы.
1. Организационный этап.
2. Диктант.
1. Дайте определение разветвляющегося алгоритма.
2. Опишите виды разветвляющегося алгоритма.
3. Нарисуйте блок-схему сокращенной формы условного оператора.
4. Напишите полную форму условного оператора.
3. Основная часть.
Изучение нового материала:
IF <усл. 1> THEN
[действие 1]
ELSEIF <усл. 2> THEN
[действие 2]
ELSE <усл. 3> THEN
[действие 3]
…………………. .
ELSE
[действие m+1]
ENDIF
4. Решение задач.
1. Описать агрегатные состояния воды в зависимости от температуры.
REM агрегатные состояния воды
INPUT “t=”; t
IF t<0 THEN
?”вода-лед”
ELSEIF t<100 THEN
?”вода-жидкость”
ELSE
?”вода-пар”
ENDIF
END
2. Составить программу для вычисления значения функции у. Если х<1, то у=-1; если х>1, то у=х; если х=1, то у=1.
REM функция
INPUT “х=”; x
IF x<1 THEN
?”y=-1”
ELSEIF x>1 THEN
?”y=”; x
ELSE
?”y=1”
ENDIF
END
3. В чемпионате по футболу команде за выигрыш дается 3 очка, за проигрыш – 0, за ничью – 1. Известно количество очков, полученных командой за игру. Определить словесный результат игры (выигрыш, проигрыш или ничья).
REM футбол
INPUT “введи количество очков, полученных командой: 3, 1 или 0”; x
IF x=3 THEN
?”выигрыш”
ELSEIF x=1 THEN
?”ничья”
ELSE
?”проигрыш”
ENDIF
END
4. Определить максимальное и минимальное значения из трех различных чисел.
INPUT a, b, c
IF a > b AND a > c AND b > c THEN
PRINT "max="; a, "min="; c
ELSEIF a > b AND a > c AND c > b THEN
PRINT "max="; a, "min="; c
ELSEIF b > a AND b > c AND a > c THEN
PRINT "max="; b, "min="; c
ELSEIF b > a AND b > c AND c > a THEN
PRINT "max="; b, "min="; a
ELSEIF c > a AND c > b AND a > b THEN
PRINT "max="; c, "min="; b
ELSEIF c > a AND c > b AND b > a THEN
PRINT "max="; c, "min="; a
END IF
END
5. Итог.
- Какую структуру имеют вложенные разветвляющиеся алгоритмы?
- Какие особенности имеют вложенные условные операторы?
6. Домашнее задание.
Решить задачу: Для произвольного числа А написать программу, возводящую его в квадрат, если число отрицательное; извлекающую из А квадратный корень, если положительное; оставляющую А без изменения, если А=0.
УРОК № 6
Тема: Условные операторы “выбор” и “выбор-иначе”.
Тип: урок решения задач.
Цели: Научить учащихся решать задачи, используя условные операторы “выбор” и “выбор-иначе”.
1. Организационный этап.
2. Повторение.
Повторить основные конструкции разветвляющихся алгоритмов.
3. Решение задач.
1. В зависимости от ввода в программу длины в см. 100, 71. 12, 30. 0, 4. 45 и 2. 54 программа выводит на экран соответственно слова: метр, аршин, фут, вершок и дюйм.
REM задача 1
INPUT “введи одно из чисел: 100, 71. 12, 30. 0, 4. 45, 2. 54”; a
SELECT CASE a
CASE 100: ? “это метр”
CASE 71. 12: ? “это аршин”
CASE 30: ? “это фут”
CASE 4. 45: ? “это вершок”
CASE 2. 54: ? “это дюйм”
(CASE ELSE: ? “это число не имеет отношения к задаче”)
END SELECT
END
2. Вывести на печать словесное описание полученной оценки.
REM задача 2
INPUT “введи целое положительное число из диапазона 1…5”; a
b$=”этой цифрой кодируется оценка”
SELECT CASE a
CASE 1: ? b$ “очень плохо”
CASE 2: ? b$ “плохо”
CASE 3: ? b$ “удовлетворительно”
CASE 4: ? b$ “хорошо”
CASE 5: ? b$ “отлично”
( CASE ELSE: ? “такой оценки нет”)
END SELECT
END
4. Итог.
Определить особенности условных операторов типа “выбор”, “выбор-иначе”.
Что нового узнали учащиеся? Какие выводы учащиеся сделали для себя?
5. Домашнее задание.
Составить задачу и программу решения данной задачи, где используется условный оператор “выбор-иначе”.
Подготовиться к контрольной работе.
УРОК № 7
Тема: Разветвляющиеся алгоритмы и их программирование.
Тип: контрольная работа.
Цели: Проверить степень усвоения ЗУН по теме.
1. Организационный момент.
2. Контрольная работа.
Задание составлены для двух вариантов, но можно сделать количество вариантов в зависимости от количества учащихся.
1. Составить алгоритм и ей соответствующую программу, вычисляющую значение у, если у=21-х^2, при х<=-110; у=х^3+45*х, при х>-110 (у, если у=89-х^3, при х<=2; у=х^2+45*sqr(х), при х>2).
2. Даны три числа. Напечатать наименьшее (наибольшее) из них.
3. Составить программу печатающую какую награду получит спортсмен (золотую медаль, серебряную медаль, бронзовую медаль или грамоту) в зависимости от занятого места на спортивных состязаниях. (Составить программу, печатающую, какую оценку получит ученик (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично ) в зависимости от полученной отметки. )