Урок на тему: "И.С. Бах. Страницы биографии и его творческий гений"

Разделы: Иностранные языки, Музыка


Цели урока:

  • Формирование социокультурной компетенции учащихся через интеграцию музыки и иностранного языка, участие школьников в диалоге культур.
  • Развитие интеллектуальных умений учащихся, в частности, языковой и речевой наблюдательности к познавательно-поисковому творчеству и дальнейшему саморазвитию мотивационной сферы.
  • Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

Задачи урока:

  • Обеспечить культуроведческую направленность обучения.
  • Включить школьников в диалог культур.
  • Формировать функциональную грамотность в восприятии музыкальных стилей.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, познавательной игры.

Тип урока: интегрированный

Уровень усвоения знаний: творческий, эмоционально-ценностного отношения.

Оформление:

  • Картины И.К. Айвазовского “Девятый вал”, “Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой”, “Волна”.
  • Симфонический оркестр под управлением Л. Стоковского Фантазия. Видеоклип.
  • Календарь знаменательных дат (Страницы биографии И.С. Баха).
  • Шляпы с символикой ФРГ и большие белые воротнички.
  • Изображение цветов радуги.
  • Свечи. Рождественская елка. Символы Рождества.
  • Фортепиано, проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

ХОД УРОКА

Звучит фуга из произведения И.С. Баха “Токката и фуга”, под музыку учащиеся входят в класс, слушают и садятся. Пауза.

Учитель музыки: Друзья! Сегодня наш урок, посвящен страницам биографии великого немецкого композитора И.С. Баха и его прекрасной музыке.

Учитель немецкого языка: “Музыка – Бах – немецкий язык” – это единое целое, так как Бах создал не только музыку, а нечто большее – немецкий менталитет (немецкий образ мыслей). Я очень рада, что этот урок мы проводим в уютном кабинете музыки вместе с Еленой Павловной в один из дней Сочельника накануне светлого праздника Рождества Христова, который отмечают все католики мира с 25 на 26 декабря. (звучат вступительные аккорды рождественской песни).
Прислушайтесь, звучит рождественская песня, которую много-много лет тому назад слушал и пел сам великий Бах, творчеству которого мы посвящаем этот урок.

Учащиеся исполняют рождественскую песню на немецком языке.

От Баха нас отделяет 250–270 лет. Однако, поскольку речь идет об искусстве, мы имеем право воспринимать его так, будто оно возникло в наши дни.

Учитель музыки: (обращается к портрету И.С. Баха) Вглядитесь в портрет этого умного, гордого, одаренного человека в возрасте 60–65 лет. И сразу же на ум приходят слова музыкального критика Стасова: “Бах был провидцем тайн и глубин человеческой жизни”. А чтобы найти подтверждение этому, давайте обратимся к страницам его биографии.

Учитель немецкого языка: Ребята, представьте, что сегодня на нашей встрече присутствуют музыкальные критики из ФРГ, которые побывали на торжествах в городе Эйзенахе, где родился Великий маэстро, и в городе Лейпциге, где он умер. Давайте предоставим им слово и на несколько минут окажемся там, где жил и творил музыку сам великий Бах.

Деловая игра

Ученик музыкальной школы исполняет на саксофоне в память о И.С. Бахе мелодию из к/ф “Долгая дорога в Дюнах” Р.Паулса.
Входят два глашатая с посланием, в париках, костюмах тех лет; один из них читает на русском языке, другой переводит на немецкий язык:

“Внимание! Внимание! Сегодня мы говорим о великом немецком композиторе И.С. Бахе. Каждому из нас известно это имя, так как он сочинял музыку, как математик, музыку самую ясную, светлую из когда-либо написанной, творя её во “славу Господню!”.

Звучит прелюдия ми минор И.С. Баха, на фоне которой музыкальные критики из ФРГ начинают повествование:

Глашатай: (объявляет на немецком языке и русском) “Год 1685”.

Музыкальный критик 1: В Эйзенахе, небольшом городке Тюрингии, – глухой провинции отсталой, раздробленной феодальной Германии, в семье скромного городского музыканта Баха в 1685 году родился сын. Его назвали Иоганн Себастьян. По твердо установившейся семейной традиции мальчик должен был стать музыкантом. Среди шести поколений Бахов едва ли можно было найти двух-трех человек, для которых занятие музыкой не стало делом их жизни.
Поэтому так и случилось, что почти все органисты, трубачи, флейтисты, скрипачи, капельмейстеры и канторы Тюрингии принадлежали к многочисленному роду Бахов. Прадедом великого композитора был Фейт Бах. Он жил во второй половине ХVI века. Семейное предание утверждало, что, отправляясь на мельницу молоть муку (Фейт был пекарем), он брал с собой цитру. Фей садился на берегу реки у мельничного колеса, и от веселых звуков его музыки быстрее бежал водный поток, проворнее крутились жернова.

Звучит на немецком языке песня “Laterne” в исполнении учащихся.

Музыкальный критик 2: Удивительной жизненной силой обладал род Бахов. ХVI–ХVII века – тяжелейший период в истории Германии. Поражение Крестьянской войны, одним из центров которой была Тюрингия, привело к жестокой расправе над крестьянами и городской беднотой, ремесленниками, поднявшимися против власти феодалов. Бедствия усугубились Тридцатилетней войной, в которую были втянуты фактически все европейские государства, а военные действия опять-таки не миновали Тюрингской земли.
Казалось, что эти условия произвола и разорения мало способствовали существованию музыкантов-профессионалов. Жизнь, которую вели Бахи, была полна лишений и нужды. Подобно семье музыканта Миллера из шиллеровской трагедии, они, бесправные, постоянно испытывали притеснения и глумления влиятельных князьков или отцов церкви, у которых должны были служить.
Но в суровой непрестанной борьбе росли и крепли опыт, знания, любовь к музыке рода Бахов, чтобы с необыкновенной силой раскрыться в творчестве музыканта, имя которого Иоганн Себастьян Бах.

Музыкальный критик 3: Жизненный путь гениального композитора – это также постоянная борьба за право творчества, право создавать прекрасную музыку для людей. Девяти лет он остался сиротой: в один год умерли его отец и мать. Пять лет живет Себастьян в семье старшего брата, а с 15 лет начинает свой трудовой путь – служит певчим и органистом в протестантских церквях, музыкантом при карликовых дворах правителей немецких земель.

Глашатай: (по-немецки и по-русски) Год 1703.

Музыкальный критик 4: Рано проявился музыкальный гений Баха, его стремление “добиваться своей конечной цели – не досаждая другим, творить настоящую музыку”, как писал Бах в обращении к Совету города Мюньхаузена, в чьем подчинении находилась церковь. Это стремление неизбежно должно было привести к разладу с церковниками, к конфликту художника с феодальным деспотизмом. Унизительные допросы, штрафы, выговоры, даже арест по приказу герцога в Веймаре – все испытал Бах. Ему ставилось в вину, что он создает музыку “слишком короткую или слишком длинную”, что в его музыке “много чуждых звуков”, а в его поведении “недостаточно подобострастия”.
Да, действительно, угождать, приспосабливать свое искусство к примитивным и ханжеским требованиям власть имущих Бах не умел и не хотел. Он высоко ставил достоинство человека и достоинство артиста, видел задачу музыканта в том, чтобы помогать людям жить, делать людей лучше.
По природе своей и воспитанию Бах был очень скромным человеком, в общении с людьми – мягким, добрым. Но во всем, что касалось творчества, он становился непреклонным, резким, не шел ни на какие компромиссы. Своей музыкой он хотел говорить людям только правду.

Звучит на немецком языке песня “Ich gehe mit meiner Laterne” в исполнении учащихся.

Глашатай: (по-немецки и по-русски) Год 1707.

Музыкальный критик 5: Обладая поразительной целеустремленностью, Бах жадно стремился к знаниям, постоянно совершенствовал свое искусство. Еще в детские годы он обнаружил эту черту своего характера, когда тайно от брата ночью, при лунном свете в течение полугода переписывал для себя сочинения любимых композиторов. Так поступал он тогда, когда достиг вершин мастерства. Степными или лесными дорогами, пешком преодолевая расстояния в десятки, а иногда и в сотни километров, он отправлялся в различные города Германии, чтобы услышать игру или произведения известных музыкантов. Так, в октябре 1705 года Бах идет из Арнштадта в Любек (расстояние в 450 км), чтобы присутствовать на концертах Букстехуде – композитора и органиста. Бах так был потрясен его искусством, что все забыл, что кончается четырехнедельный отпуск, и опоздание послужит поводом к очередным гонениям. Бах пробыл в Любеке 4 месяца, пока не понял в искусстве Букстехуде все, что было в нем необычного, нового, и только после этого вернулся в Арнштадт.

Глашатай: (по-немецки и по-русски) Год 1708.

Музыкальный критик 5: Бах был высокообразованным человеком. Он читал в подлинниках великих римских поэтов Вергилия и Горация, хорошо знал современную поэзию, изучал математику, философию. В его библиотеке были книги Лейбница – крупнейшего немецкого философа, своими трудами подготавливающего движение просветителей в Германии. Бах прекрасно знал современную европейскую музыку. Но всеми своими корнями Бах был связан с народным искусством. Ремесленники, крестьяне-труженики окружали его в детские годы. Он слышал народные песни, предания о тяжелых и героических событиях, пережитых его народом.

Глашатай: (по-немецки и по-русски) Год 1717.

Музыкальный критик 1: В гостеприимном доме отца Себастьяна собиралась многочисленная родня. Танцы, шутки, народные песни – грустные и веселые – всегда сопровождали эти встречи. Народная музыка стала одним из основных источников творчества Баха.

Исполнение на немецком языке песни “Nikolaus”.

Глашатай: (по-немецки и по-русски) Год 1723.

Музыкальный критик 2: Более двадцати лет скитался Бах по дорогам Германии, мечтая найти место, где бы он мог сочинять музыку для народа, разговаривать с простыми людьми, поведать им то, что он узнал о жизни человека, о жизни родины.
В 1723 году Бах переезжает в Лейпциг и подписывает с городским магистром тяжелейшие условия договора. Его нанимали на должность кантора певческой школы при церкви св. Фомы и органистом и руководителем оркестра в этой главной церкви Лейпцига и других трех церквях города.

Глашатай: (по-немецки и по-русски) Год 1740.

Музыкальный критик 3: В Лейпциге Баху пришлось вести особенно изнурительную борьбу с городским магистром за право свободного творчества. Дело дошло до того, что непокорному “музыканту среднего достоинства” (так оценивали искусство Баха знатные бюргеры, стоявшие во главе церкви) пригрозили запретом вообще сочинять и исполнять свою музыку. Но Бах не сдавался. Музыка, которую сочинял Бах, никак не внушала богобоязненный трепет прихожан. Она будила мысль, пробуждала радость, внушала людям уверенность в свои силы, звала к подвигу.

Учитель немецкого языка благодарит музыкальных критиков за содержательные сообщения.
Звучит “Органная фуга” соль-минор И.С. Баха.

Учитель музыки: Ребята, вы послушали музыку И.С. Баха. Интересно, какие чувства и мысли вызвала она у вас? Какая она, по вашему мнению, инструментальная или вокальная? А какая музыка называется вокальной? (Дети отвечают). Что такое “вокализ”? (Песня без слов).

На доске на нотном стане двухголосный вокализ Д.Б. Кабалевского. Дети поют, анализируют, делают вывод: один голос (интонация мелодии) бежит за другим, голоса “спорят” и в результате “приходят к согласию”.

– Ребята, вспомните, какая музыка звучала, когда вы заходили в класс? (Называют) А что такое фуга? (Дословно “бег – бежать”). Кто за кем бежит? (Наиграть мелодию фуги). Запомните, в основе этой фуги лежит немецкий мотив немецкой народной песни, а в ней поочередно вступают еще голоса: сначала один, затем другой (как бы по лесенке спускаясь). Мы с вами уже пели подобные мелодии (канон “Со вьюном я хожу”, “Вьется легкий дым” и др.)

Учитель обращается к доске, на которой слово: полифония, “поли” – в одном цвете и “фония” – в другом.

– Что такое полифония? Переводим “поли” – много, а фон? Я приглашаю вас к творческому поиску. Дети придумывают слова, оканчивающиеся на суффикс “фон” – телефон, магнитофон, саксофон и делают вывод: звук! Отсюда следует, полифония – многозвучие, многоголосие.

На магнитной доске появляется слово “многоголосие”.
Релаксация. Учитель предлагает игру в “мелодию”.
Звучит вновь органная фуга соль-минор.

Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите знакомый вам мотив немецкой песни, а один из вас изобразит в виде лесенки бегущие линии друг за другом на доске.

Дети определяют сами правильность выполнения задания.
Вывод делают сами ученики: “Полифония – вид многоголосия в музыке, где по значению все голоса равны, а фуга – крупная форма полифонии” .

– Ребята, в своей музыке Бах пользуется ещё одним стилем. Он называется “гомофония”. Гомофония – вид многоголосной полифонической музыки, где в отличие от “полифонии” слово “гомос” значит “один”, а все другие голоса как бы подчинены ему. Обычно это песни Маэстро. А какой инструмент исполнял фугу? (Орган). Почему его называют “Ваше Высочество?” (Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом). Почему “Ваше Всемогущество”? (Может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнее расстояние, звучит мощно).

Учитель немецкого языка: “Слово “бах” с немецкого переводится “ручей”. Людвиг ван Бетховен, великий немецкий композитор, сказал: “Не ручьем его надо называть, а океаном”. Представляете?

Учитель обращается к картинам Айвазовского: “Волна”, “Бриг Меркурий после победы над турецкими судами встречается с русской эскадрой”, “Девятый вал” и предлагает учащимся выбрать из трех вариантов один, в котором они чувствуют музыку И.С. Баха, и поощряет любой выбор.

Учитель музыки: “Ребята, возьмите альбомные листы и краски, и мы увидим, в какой степени у вас развит цветовой слух, ведь он есть у каждого из вас. Это могут быть сгустки красок или имитация их, могут быть ваши ассоциации на музыку: облака, море и т.п. Покажите, что вы чувствуете, слышите, какой музыкальный образ возникает или рождается на вашем эскизе. Для этого мы вместе с вами послушаем фрагмент фуги из “Токкаты и фуги” И.С. Баха. На магнитной доске изображена радуга, цветами которой вы и будете пользоваться, ведь для каждого звука можно подобрать свой цвет. Давайте попробуем!

Звучит фрагмент фуги из произведения “Токката и фуга” ре-минор И.С. Баха. Дети рисуют.

А теперь проверить свое творчество вам предлагает симфонический оркестр под управлением Леопольда Стоковского.

Звучит фрагмент той же фуги на видео.
После просмотра дети сами анализируют рисунки, сравнивают с изображениями на экране. Лучшие эскизы представляются для демонстрации.

Учитель музыки: Ребята, сегодня мы с вами приобщились к тайне, которая представлена в творчестве великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать ваши ответы на вопросы:

  • С какими стилями музыки мы познакомились?
  • Какой из них главный для музыки И.С.Баха?
  • С каким стилем многоголосия мы чаще всего встречаемся на уроках музыки?

Учитель соглашается с мнением ребят и благодарит за ответы. Наигрывая мелодию песни “Весенняя песня” И.С. Баха, дети узнают её, и на фоне мелодии звучат стихи Людмилы Волошиной.

Учитель немецкого языка:

“Великий Бах, ты музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.

Ручьем сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья
Почувствует бессмертия восторг”.

Учителя: Друзья! Сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Мы благодарим вас за сотрудничество, за прекрасное исполнение немецких песен и ваше творчество. Данный урок один из цикла “Германия и её великие музыканты”. Поэтому мы говорим: “До новых встреч!”.

Исполняется на немецком языке последний куплет “Рождественской песни” и учащиеся под фугу Баха выходят из класса.

Литература:

1. Кабалевский Д.Б. Ровесники. “Музыка”, Москва, 1981.
2. Рыцарева М.Г. Музыка и я. “Музыка”, Москва, 1994.
3. Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. “Советский композитор”, Санкт-Петербург, 1991.
4. Хрестоматия и фонохрестоматия по программе Д.Б. Кабалевского, “Просвещение”, Москва, 1998.
5. Krenzer Rolf. Meine ersten Lieder. KONTAKTE, Musikverlag. Lippstadt, 1992.