Цели:
- Продолжить знакомство с историей развития нашего государства, с выдающимися личностями – правителями нашего государства, заинтересовать учащихся и пробудить интерес и уважение к прошлому.
- Обучить учащихся ориентироваться в исторической информации, прививать навыки самостоятельного поиска решений в приобретении этой информации.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся, формировать образное мышление.
Материалы и оборудование:
- “Твоя Россия” Учебник-хрестоматия по истории под ред. Н.Я. Чутко и Л.Е. Родионова.
- Изображение генеалогического древа.
- Карточки с именами выдающихся личностей – правителей государства, исторических понятий.
- Иллюстрации с изображением Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Успенского собора.
ХОД УРОКА.
I. Вступительное слово учителя
– Хочется сегодняшний урок истории начать со слов писателя-историка – Николая Карамзина:
“История в некотором смысле есть священная книга народов: … завет предков к потомству, дополнения, изъяснения настоящего и пример будущего”.
– Как вы понимаете словосочетание "священная книга"? (Чрезвычайно почетная, исключительная по важности, святая, проникнутая высокими чувствами, возвышенная.)
Вывод: Священная – святая, святая – почетная, книга, к которой относятся бережно.
– Почему к ней относимся как к святой? (Узнаем о событиях, которые происходили очень давно, о людях, у которых мы учимся любить свою Родину, уважительно относиться к ним.)
– Сегодня мы продолжим разговор об этих людях, которые внесли большой вклад в развитие государства. Ведь история Русского государства уходит глубокими корнями в старину.
II. Напряжение мысли
– С каким именем, по вашему мнению, связано происхождение русских князей? (Рюрик – основоположник династий Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России.)
а) Чтение имен выдающихся личностей на карточках.
Учащимся предлагается изображение генеалогического древа.
в) Выявление знаний учащихся о русских князьях (выслушиваются ответы учащихся).
– Что вы знаете о князе Олеге?
– Что вы можете сказать об Олеге?
– О чем вам напоминает имя Владимир?
– Почему Ярослава прозвали “Мудрым”?
г) Соотнесение имен исторических личностей с событиями. Беседа об этих личностях.
– Имена каких князей мы еще не восстановили на генеалогическом древе? (Учащиеся называют имена князей.)
Чтение имен на карточках и соотнесение с событием:
Иван IV – “лишняя” карточка.
– Назовите 2 имени, которые можно объединить. Что их объединяет?
Невский Донской |
} | князья из династии Рюриковичей, правили во
времена правления татаро-монгольского ига, прозвища: Невский – за победу на р. Неве над шведами; Донской – за победу на Куликовом поле (меж Доном и Днепром) |
Показ портретов Невского и Донского.
– Назовите черты характера, присущие этим людям, достойные подражанию.
Мужественные, решительные, расчетливые, |
огромная любовь к Родине, великодушие, самообладание. |
– Какие сведения известны об Иване III? (Во время правления Россия окончательно освободилась от татаро-монгольского ига.)
III. Сообщение новых сведений
а) Беседа учителя.
Освобождение России от ордынского ига произошло без особых выдающихся битв, без громкой славы, без блеска личной храбрости государя. В России восстановлена государственность. После смерти Ивана III престол принимает его сын Василий Иванович, который идет по пути, указанному его отцом. Василий привлекал иностранцев в Россию, первый из великих князей имел при дворе немецкого лекаря. При нем были построены 4 важные крепости с каменными стенами: в Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске. При жизни он благословил на престол своего трехлетнего сына Ивана, а жене Елене приказал держать государство до его возмужания.
б) Что вы узнали о детстве Ивана IV? (Заслушивание ответов учащихся.)
в) Принятие царского титула.
– Когда Ивану исполнилось 16 лет, он вдруг
созвал бояр, пригласил митрополита (старшего из
священников) и объявил, что принимает титул царя.
16 января 1547 года происходило торжество
коронования в знак того, что с этого дня государь
уже сам может править Россиею. Иван Васильевич,
окруженный целою толпой придворных, одетых в
сияющие золотом и серебром платья, отправился в
самый великолепный из московских соборов, а
именно в Успенский.
Включается запись звона колоколов.
– Вошел Иван в храм. Застыл. Свечи горят.
Мерцают лампады. Лица святых с икон и со стен
смотрят. Хор певчих встретил Ивана многолетием.
Иван сел на дорогое кресло митрополита. Затем
священники возложили на его плечи мантию
(широкая и длинная одежда в виде плаща), на голову
надевают ему знаменитую “шапку Мономаха”, а
митрополит произносит ему:
“Радуйся и здравствуй, православный царь Иван,
всея Руси самодержец (монарх, общее название
царей, королей), на многие лета”.
При выходе из собора Ивана обсыпали несколько
раз золотыми деньгами в знак счастья и богатства.
С тех пор Иван Васильевич, а затем все государи
русские стали называть себя царями, то есть
титулом высоким, чем великокняжеский.
– О том, какие изменения произошли в государстве, узнаете, прочитав текст.
г) Знакомство с текстом стр. 131–133 “Юрьев день”. Чтение учащихся по абзацам.
– Какие открытия сделали? (Крепостное право – общественный строй, основанный на праве помещика на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к Земле и принадлежащих ему крестьян.)
– В тексте есть слова: “Вот те и Юрьев день”. Как вы понимаете смысл этих слов по тексту? (Разочарованы в том, что долго ждали и не дождались, с сожалением.)
– Это крылатое выражение и сейчас широко известно. Когда можно употреблять его? (Разочарование)
– Что еще интересного узнали об Иване IV во время его правления государством? (Заслушивание сообщения учащихся: покорение Казани высоко поставило его в глазах народа.)
IV. Итог урока
Показ карточки Ивана IV.
– Что можно сказать об этом человеке? (Впервые в истории России принял титул царя – “Царь, государь всея Руси”, жестокий, злой, любил мучить и пытать.)
V. Домашнее задание
О том, какой вклад внес в развитие государства царь Иван IV, прочитаете дома на стр. 133–139.