Цели:
- Расширить знания детей об овощах. Учить сознательному, правильному, плавному чтению по слогам; соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.
- Развивать произвольное внимание через упражнения в переключаемости и сохранении объёма внимания.
- Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Оборудование: картина “овощи”, магнитные буквы, закрытое название темы, книги с закладками, слова на карточках, зашифрованное слово, маски овощей, посуда, слова из слогов на доске, магнитофон, предметные картинки овощей и посуды.
Ход урока.I. Орг. момент.
Входим в класс на своё рабочее место по “пропускам”. Найди у себя карточку с такой же последовательностью букв: ОВЩОИ
(варианты: ВЩИОО и ОВЩОИ)
Составь из этих букв слово: овощи (на доске).
II. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание.
- Представьте, что вы зашли на кухню, а там мама режет огурцы и вы чувствуете свежий огуречный запах:
И.п.: стоя.
- Глаза закрыты, руки на диафрагме. Медленно вдыхаем носом, ощущая запах огурца. Резкий выдох - ртом. И так 3-4 раза.
- Высматриваем огурцы: вытянуть шею (вдох ртом), наклонить голову вперёд вниз (выдох носом).
- Стручок фасоли. Изобразим створки фасоли; челюсти спокойны на 1-2-3: стручок лопнул - движение нижней челюсти вперёд (на счёт 4).
Упр. для губ, щёк, языка.
- Дети увидели тыкву: О-о-о-о! (под счёт до 6)
- “Толстячки-худышки” (кочан капусты, горох)
- “Лопата”. Язык внизу спокоен до 10 раз.
- “Копаем картошку”. Кончик языка закрывает то верхнюю, то нижнюю губу.
- “Ровная грядка в огороде”. Широко открыть рот, опустив язык за нижние зубы.
Упр. На развитие голоса, мимики.
- Разговор овощей в масках:
Помидор красивый, красный хвастается: ла-пу, па-лу.
Огурец обиженно: пы-по, пы-по
(Эта игра в парах.)- Произнести: Ох! Ах! шепотом, тихо, громко от имени бабушки, которая зашла в огород и увидела много красных помидоров.
- Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Огородное пугало. Показать: вы испугались пугала. Изобразите огородное пугало и птицы его испугались.
Упражнение для глаз: выбери игрушку, которая тебе понравится.
- Глаза следят за игрушкой, влево - вправо, верх — вниз.
- Игрушку приблизить к носу, отодвинуть.
- Крепко зажмурить глаза, открыть под счет.
III. Проверка домашнего задания.
1. Ответы на вопросы.
- Какой рассказ читали на прошлом уроке, кто автор, какие овощи выбирали на огороде, найти и прочитать о…(показ картинок огурца, лука, капусты).
- Почему говорят:
“У капусты 77 одежек”?
2. Чтение рассказа: “Кто как одет”, “цепочкой” по одному предложению. Я рисую цепочку на доске из бусин, если вы ошиблись, то ниточка порвется.
IV. Физминутка.
Упражнение на внимание.
V. Сообщение тему, цели урока.
- Будем читать шутливое стихотворение Ю. Тувима.
- Прочитайте название стихотворения на доске. Ваша задача — читать слова правильно, четко, соблюдая интонацию в конце предложения.
VI. Работа над текстом.
1. Чтение учителем.
- Какие овощи принесла хозяйка?
2. Словарная работа:
ба |
петь |
душ |
шок |
ки |
зар |
гор |
ный |
кро |
шить |
базар — место для торговли;
кипеть — бурлить;
крошить — раздроблять на мелкие части;
душный — тяжелый для дыхания;
горшок — округлый сосуд для приготовления и хранения пищи.
- Найди среди этих предметов горшок (кастрюля, кувшин, горшок, чайник).
- Встретились еще несколько трудных слов, Мы их прочитаем вместе.
Хозяйка - женщина, ведущая хозяйство.
Завели — это значит “начали”
Спор — разногласие.
Кипяток — это значит кипящая вода.
З. Чтение по частям по магнитофонной записи.
Дети следят указкой по тексту.
1 часть. Где была хозяйка? Какие овощи она принесла?
2 часть. О чем заспорили овощи?
З часть. Что сделала с ними хозяйка?
4 часть. Что приготовила хозяйка из овощей?
4. Самостоятельное чтение. Индивидуальная работа.
VII. Заключительная работа.
1. Просчитать строчки, в которых говориться о... (картинки горшка, ножа, хозяйки).
2. Чтение отрывка текста с 1/4 прикрытой нижней частью строчки (текст на доске).
VIII. Мини драматизация.
“Как зайцы морковь потеряли”.
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Морковку нашли
- Нашли.
- Я тебе ее дал?
- Дал.
- Ты ее взял?
- Взял.
- Где она?
- Кто?
- Морковка.
- Какая?
- Мы с тобой шли? и т. д.