Цели урока:
- Приобщать детей к искусству. Обогащать мир чувств, эмоций.
- Расширять представления детей средствами искусства о красоте, хрупкости окружающего мира, о любви, как главном законе жизни. Развивать читательские умения, речевые навыки, мышление, воображение.
- Воспитывать культуру восприятия художественной литературы, патриотические чувства, любовь к родному краю, любовь к Родине.
Материал к уроку:
- Л. М. Жариков “Дуб и Ветер” (сказка).
- Пословицы.
- Иллюстрации И.И. Шишкина “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”, “Дубовая роща”.
- П. И. Чайковский “Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Часть I (фрагмент).
Ход урока.
I. Введение в тему урока.
Учитель: Урок литературы. Сядем поудобнее. Урок начнем с минутки поэзии.
Звучит мелодия.
Стихотворения, которые представят вашему вниманию дети, прошу внимательно прослушать и заметить, что их объединяет.
Дети читают наизусть.
- С. Есенин “Белая береза”
- М. Лермонтов “На севере диком…”
- Т. Белозеров “Ранетки”
Ранетки.
Нет слаще сибирских ранеток,
Когда их морозы побьют!
Мальчишки срывают их с веток,
Щеглы и синицы клюют.
С кислинкой, янтарного цвета,
Висят они, встретив пургу,
Горячими каплями лета
Горят на веселом снегу!
Учитель: Что объединяют эти произведения?
Дети: Все произведения о деревьях, о природе. Поэты любуются красотой деревьев, плодов, красотой зимней природы. Картины природы, описанные в стихотворениях вызывают чувства удивления и восхищения картинами родной природы. Эти произведения объединяет тема: “Родная природа”.
II. Ознакомление с темой урока. Определение жанра произведения.
(Запись на доске)
Тема: “Родная сторона”.
Леонид Михайлович Жариков “Дуб и Ветер”.
Дети читают, выражают свое отношение к прочитанному.
Дети: Произведения этого автора мы не читали.
Учитель: Можем ли мы определить жанр произведения?
Дети: Судя по заголовку, это может быть басня или сказка, так как “Ветер” - имя собственное. В сказках и баснях неодушевленные предметы изображаются как одушевленные.
Детям предлагается открыть тексты и убедиться в верности предположения.
Ваши предположения оправдались. С произведениями Леонида Жарикова вы будете знакомиться в старших классах, а сегодня мы прочитаем сказку этого автора.
III. Опора на имеющиеся знания.
(Ранее дети писали сочинение – описание “Ветер”, изложение “Дуб”, читали рассказ Ю. Нагибина “Зимний дуб”.)
Учитель: Прежде, чем прочитать сказку, вспомним, какие бывают ветры?
Дети: Ветры бывают сильные и слабые, теплые и ледяные, добрые и злые. Ветры бывают разрушительной силы: зимой снежные бураны и вьюги, метели, летом в степи горячие суховеи.
Учитель: Что знаем о дубе?
Дети: Дуб – могучее дерево, у него мощный ствол и толстые ветви. Дубы живут сотни лет. Плоды дуба – желуди. Дубы растут в южных районах нашей страны. Из плодов дуба готовят напиток – кофе. Древесина дуба применяется в строительстве. Дуб – кормилец лесных жителей.
Учитель: Вот как о плодах дуба пишет Михаил Тимонин.
(Читает наизусть ученик)
Желудь.
Когда-то желудь был толстым дубом,
Лохматым дымом бродил по трубам.
Он был кроватью, столом, комодом.
Не знаю, чей он, откуда родом?
Таит в себе он свое начало,
Его для пробы гроза качала,
Его для пробы земля растила.
Взгляни на желудь – какая сила!
(Все дети получают желуди. Демонстрация рисунков, выполненных детьми к прочитанному рассказу Ю. Нагибина “Зимний дуб”.)
Учитель: Как о дубе писал Ю. Нагибин?
Дети: Дуб огромный, величественный. Ствол дуба морщинистый, толстый. Сказочно красив зимний дуб. Подножие дуба приютило многих постояльцев.
(Звучит концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Часть I. Дети рассматривают репродукции картин И. Шишкина “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”, “Дубовая роща”. Выражают восторг, делятся впечатлениями.)
Величественные, могучие дубы!
Верхушками касаются неба.
У дуба сломана верхушка,
видно молнией сразило, значит он был намного выше. Сосны величественные, стройные!
Учитель: Иван Иванович Шишкин, непревзойденный поэт и знаток русского леса. он прекрасно знал лес и умел передать его прелесть и величие. Через леса он показывал в своих картинах силу и былинную мощь Родины, ее душевную мудрость и красоту.
IV. Работа с текстом.
Прочитайте сказку, подготовьтесь поделиться впечатлениями о прочитанном.
Л. Жариков“Дуб и Ветер”
Стоят дуб на высокой горе и никому не покланялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:
- Боишься меня?
- Нет!
- Ну тогда держись!
И стал ветер дуть изо всех сил. Налетает с одной стороны, с другой стороны, старался дуб нагнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Так и устоял, не сумел ветер повалить его.
Побежал ветер звать на помощь молнию:
- Помоги, сестрица молния, окажи мне услугу.
- Какую?
- Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он на смех меня поднял, говорит, никакими силами его не повалить. Прошу тебя – повали его, сожги!
Поплыли, заклубились черные тучи, явилась молния и спрашивает у дуба
- Боишься меня?
- Нет! Не боюсь.
Раскололось надвое небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорела вершина дуба, а дождь залил. Ударила молния еще раз - расколола ствол. А дуб как стоял, так продолжает стоять. Кажется, у самого корня еще крепче стал. Как рос, так и продолжает расти.
Думали, думали ветер и молния, как же им одолеть дуб. Наконец придумали, и побежал ветер к леснику:
- Дай каких-нибудь удобрений. Да посильнее.
- Зачем?
- дуб спасать, что-то он вянуть стал…Только побольше давай, чтобы враз вылечить…
- Много удобрений – большой вред для растения, - говорит лесник. – Ты мне так дуб не вылечишь, а погубишь. А мы с ним большие друзья. А что раскололся он – это не беда, он сам себя вылечит.
Разозлился ветер на лесника, подул на него, да только ничем его пронять не мог. И полетел снова к дубу:
- Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твой секрет, твоя сила?
- Могу сказать, - отвечает дуб. – Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю-матушку держусь. А родная земля все раны залечивает. Всем залечивает.
Так и не покорился дуб и до сих пор растет, могучий, красивый. А ты смекай, что каждому из нас силу дает…
Дети: В сказке Л. Жарикова Дуб смелый, выносливый. Он никому не поклонялся и никого не боялся. Он верен своей земле. Я бы сравнил его с богатырем! Его ветер гнул, молния жгла, а он никому не покорился и растет до сих пор!
Учитель: В таких случаях говорят: он жизнестойкий.
V.
Выборочное чтение.Учитель: Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится, как злые силы пытались погубить Дуб.
(Дети зачитывают строки)
VI. Повторное чтение сказки.
Учитель: Прочитайте сказку, подготовьтесь выделить всех персонажей сказки и дать характеристику каждому из них.
Дети: В сказке два положительных и два отрицательных образа.
(Рисуем и делаем запись в тетрадях, выборочно зачитываем строки, характеризующие образ)
Учитель: Почему же не смогли злые силы одолеть дуб?
Дети: В сказках добро побеждает зло. Молния вспыльчива, быстро сгорает от своего гнева. Ветер растрачивает свои силы, слабеет. Дуб крепко держится за землю-матушку, а родная земля раны заживляет.
Учитель: Как понимаете выражение “держаться за землю-матушку”?
Дети: Жить там, где родился. Любить свой дом, свою Родину.
Учитель: Прочитайте пословицы. Скажите, что их объединяет?
- Родимая сторонка – мать, чужая – мачеха.
- На чужбине и собака тоскует.
- Где сосна выросла, там она и мила.
Дети: Эти пословицы о Родине. Их объединяет тема “Родная сторона”.
Учитель: Объясните, как понимаете смысл пословиц?
Дети: Мы ездили в Турцию, купались в море, загорали, там красиво, тепло и чудно! Но очень скоро начинаешь скучать по дому, друзьям. Дома в любой беде помогут родные, друзья, а на чужой стороне могут и не понять тебя, твои трудности, беды.
Учитель: Перечитайте последний абзац сказки.
(Дети читают: “А ты смекай, что каждому из нас силу дает…” )
Прежде чем ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение М. Джалиля “Дуб”.
(Стихотворение читает учитель)
Тот дуб на скрещенье дорог,
Стоит он – совсем одинок,
Он стар, даже слышит едва,
О чем ему шепчет трава…
Тому уже тысяча лет –
Мальчишка, а может быть, дед,
Веселый, а может быть – нет,
Оставил навечно свой след.
Он ямку копал – напевал,
Он желудь землей засыпал.
Кем был он? Неважно, кем был:
Он жизнь, он природу любил.
Остался в земле его пот.
Летели столетья, и вот
Поднялся, могуч и высок,
Тот дуб на скрещенье дорог.
Здесь путник – который уж век! –
Находит приют и ночлег.
И песню листвы и ветвей
Он вспомнит под крышей своей.
А если обрушится дождь –
По листьям проносится дрожь,
И ливень сильней и сильней,
Но сухо у старых корней.
Здесь дремлют в тени косари
В полуденный зной до зари,
Здесь лунною ночью одним
Мечтать хорошо молодым.
Бывает в той местности вдруг
Бело от буранов и вьюг,
И если б не дуб, то пути
Сквозь белый костер не найти.
Мой предок далекий, мой друг!
Я славлю тепло твоих рук;
Вот памятник – бронзы прочней –
В честь юности вечной твоей!
Уж если живет человек –
Пусть память продлит его век,
Пусть каждый оставит свой след –
Глубокий, на тысячу лет!
Учитель: С какими словами автор обращается к вам, ребята?
Дети:
Пусть каждый оставит свой след –
Глубокий, на тысячу лет!
VIII.
Итог урока.Учитель: Что значит “оставить свой след”?
Дети: Посадить дерево, заботиться о природе родного края, беречь растения, животных, проявлять заботу о родном городе, о доме, о родителях.
(Читает ученик)
Я клен у дома посажу,
Чтоб он глядел на юг.
Полью водою и скажу:
- Живи, зеленый друг!
(Дети предлагают посадить желудь дома в горшочек, а весной высадить возле школы, таким образом проявить заботу, оставить свой след)
Учитель: Так что же каждому из нас силу дает?
Дети: Силу каждому дает родная сторона, родной дом, родительская любовь, любовь к родной земле, любовь к Родине.
Учитель: А кто помог нам, ребята, ответить на этот вопрос?
Дети: Писатели, поэты, художники и композиторы в своих произведениях передали любовь к Родине, родному краю, родной стороне.
VII. Домашнее задание.
(По выбору учащихся.)
- Прочитать родителям, обсудить с ними ответ на второй вопрос “Что помогло Дубу удержаться против всех напастей?”
- Подготовиться к чтению сказки по ролям.
- Подготовиться прочитать любое понравившееся произведение на тему “Родная сторона”.
- Выполнить рисунок на тему: “Родная сторона”.