Проект: "Мы — дети природы"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование здоровья ребёнка через экологическое воспитание.

Задачи:

1. Формировать у ребят уверенность в себе, в своих семьях, позитивное отношение к себе и окружающему миру.

2. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности, как одного из компонентов экологической культуры.

3. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром и влияние его на здоровье школьника.

4. Формировать двигательную активность и здоровый образ жизни учащихся.

5. Формировать доброе отношение ко всему живому, природоохранную деятельность.

6. Мотивировать обучение предметам биологии, географии.

Пояснительная записка

Аналитическая справка.

Проект “Мы - дети природы” представляет собой продолжительную по времени совместную деятельность учащихся и воспитателя-программу экологии окружающей среды, двигательной активности детей и влияние их на здоровье.

Проект имеет три блока по содержанию.

I блок: “Экология и здоровье детей”

II блок: “Физическая активность учащихся и их здоровье”

III блок: “Здоровый образ жизни”

Проект носит комплексный характер: включает в себя практическую экологически ориентированную, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность ребят, пропаганду здорового образа жизни. Нацелен на решение ряда педагогических и воспитательных задач. Данный проект рассчитан на реализацию в коллективе детей с отклонениями в развитии эмоционально- волевой сферы, задержкой умственного развития и отклонениями в развитии.

Учащиеся в моей группе имеют различные хронические заболевания, в том числе: нарушение опорно-двигательной системы 4 человека; у одного ребёнка из них сколиоз, плоскостопие-4 человека, нарушение осанки-3 человека.

Часто болеющие ребята (заболевания простудного характера 3 человека- Липатов Максим, Емельяшин Павел, Хрусталёва Мадина).

Вегетососудистая дистония-3 человека.

Заболевание ЖКТ –2 человека.

Заболевание почек-1 человек.

Учащиеся моего класса - социально неуверенные дети - не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с социумом, с внешним миром. Социальные проблемы порождают внутриличностные проблемы. Ребёнок плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Поэтому необходимо помочь ребятам приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Это формирует осознанный, гармоничный выбор способов жизни. Даёт социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви, психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению и неадекватным защитным поведенческим реакциям, формулируя свой страх в разных его формах- беспокойство, тревогу, вину…, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением.

Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет ребятам приспособиться к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь. Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают социально неуверенное поведение- это путь к нездоровью.

Здоровье понимаем как единое целое. Проект рассчитан на понимание ребятами, что человек- часть природы, каждый со своими индивидуальными особенностями, проблемами, интересами, способностями…

Вовлечение учащихся в экологизацию учебно-воспитательного процесса, формирование у них негативного отношения к вредным привычкам, пропаганде здорового образа жизни, включая каждого ребёнка в деятельность с элементами творчества и физической активности приведёт к пониманию окружающего мира, духовного, эмоционального понимания восприятия природы.

Участвуя в выполнении этого проекта “Мы - дети природы”, можно развивать эмоционально - волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего “Я”, как частицы природы. Воспитать у учащихся заботу о своём здоровье, - понимание проблемы… здоровый “я” –здоровая нация…

Для реализации данного проекта “Мы - дети природы” есть все условия. Окружающая природа, разработаны тропы здоровья и терренкуры, классная комната, спортивный зал школы, тренажеры. Посещение и проведение занятий в ЦЭКиТе- 2ой год по программе “Основы комнатного цветоводства”- руководитель Заякина В.И.

Туристические поездки, экскурсии в музеи, заповедники г. Красноярска и его окрестностей.

Концепция воспитательного проекта “Мы-дети природы.”

Данный проект основан на концепции,
которую объяснить можно понятиями:
“единое целое”, “единение с природой”

Т.е. все воспитательные процессы- это взаимозависимые части нечто целого. Всё, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого.

Для иллюстрации понятия единого целого использую стабилизированное изображение цветка. Каждый из кружков, из которых составлен цветок, представляет собой какой-либо из аспектов воспитания: физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, духовный.

Под физическим аспектом понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.

Под интеллектуальным аспектом – понимается то, как ребята получают информацию, как учатся (или умеют) пользоваться уже полученной о самом себе и о природе.

Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект воспитание подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействия с окружающими. Необходимо понимать, что действительно важно для ребят в отношениях с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми им приходится общаться. Необходимо развивать для этого у ребят навыки общения и взаимодействия.

Личностный аспект – воспитания означает, как ребята осознают себя в качестве личности, как развивается у них собственное “Я”. ( “Я”-это необходимо развитие осознания себя как личности и чувства самореализации), чего должен достичь ребёнок, и что должен каждый понимать под успехом, как ребёнок может самореализовать себя в жизни.

Духовный аспект.

Стебель и стержень цветка, который я использую для иллюстрации идеи. Имеют большое значение для воспитания ребёнка в целом. Это то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим. Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, с которой приходится нам работать, понять и формировать остальные пять.

Проект имеет три блока, которые подразделены на этапы и темы. Формы работы различные, это и беседы, и кл. часы, практикумы и тренинги, тесты, много работаем с ребятами над составлением троп здоровья со “станциями”, где:

“Угадайка.”

“Лесная” (страница)

“Веселинка”

“Музыкальная” и др.

Составляем и рассчитываем один терренкур-2,5 км.

(ребятам очень понравилось)

Любят пешие прогулки, если есть задания (собрать листья для засушивания, шишки для поделок).

Разработано несколько комплексов утренней зарядки, с учётом нагрузки на все комплексы мышц. На работу мышц спины (опорно-двигательной системы.)…

Начала составлять игротеку подвижных спортивных игр.

Работает сменный стенд “Экотопик”. Подбираем стихи, загадки, пословицы, поговорки, мудрые мысли о природе, о временах года, о птицах, явлениях природы.

Ребятам нравится принимать участие, проявляют интерес.

Проводим выставку рисунков.

Сейчас, после посещения курсов немного дорабатываю проект и ввожу интерактивные технологии по формированию:

  1. Навыков обучения и взаимодействия.
  2. Развития навыков самооценки и понимания других.
  3. Развития навыков управления эмоциями, эмоциональными состояниями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
  4. Развития навыков принятия и исполнения решений.

Дополню игротеку.

Ожидаемый результат.

  1. Уменьшение количества пропусков занятий по причине простудных заболеваний.
  2. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
  3. Стабилизировать показания по нарушению осанки, уплощению стоп, сколиозу.
  4. Единение знаний и действий по отрицанию вредных привычек.
  5. Освоение основных приёмов и навыков при проведении спортивных часов, эстафет, спортивных и подвижных игр….
  6. Освоение умений самостоятельно применять приёмы и элементы подвижных игр на досуге.
  7. Освоение умений и навыков экологической культуры и природоохранной деятельности.

Оценка результативности (промежуточная).

-Тестирование.

-Выставка рисунков, поделок

-Акция “Пожелания домовёнка Кузи”.

Прилагается тематическое планирование оно состоит из трех блоков.

1 блок: “Экология и здоровье детей”. Подготовительный этап.

2 блок: “Физическая активность учащихся и их здоровье”. Эмоционально – чувственная сфера, основной этап.

3 блок: “Здоровый образ жизни”. Результативный этап.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Цели

Задачи

Содержание

Форма

 

I Блок: “Экология и здоровье детей”
Подготовительный этап

1

Вводная часть Познакомить учащихся с понятием экология, экотопик Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром “Экология – чистота окружения”

“Посмотри вокруг”

“Собери гербарий”

“Лучшая эмблема”

“Лес – полон чудес”

“Золотая осень”

Беседа

Экскурсия

Практикум, сбор природного материала

Конкурс на лучшую эмблему

Выставка рисунков, экскурсия

Практикум, изготовление поделок, экспозиций из природного материала

6 кл.

1

Общие вопросы   Продолжить формировать позитивный опыт взаимодействия учащихся с окружающей средой и влияние его на здоровье школьника “Экология – как предмет”

“Задачи экологии” “Чистота жилища” “Значение комнатных растений”

“Чистота водоема”

“Краски осени”

Беседа

Диалог, беседа

Практикум, мой дом

Практикум – пересадка растений

Акция: уборка берега р.Барга от мусора

Практикум. Сбор природного материала, участие в выставке

7 кл.

1

Общие вопросы экологии

 

 

 

Экология города, что влияет на его чистоту

Продолжить знакомство с экологией - как наукой Формировать доброе отношение ко всему живому, природоохранную деятельность

Развивать эмоционально -чувственную сферу

Формировать чувство долга, ответственности за свою малую родину

“Наука экология и ее значение” “Изменения природы при воздействии человека”

“Зайди в лес – полон чудес”

“Мой зеленый город”

“Фонтаны, парки и скверы”

“Город, в котором я живу”

“Золото, краски – кружатся в пляске”

Лекторий

Мониторинг, практикум на местности

Экскурсия, выставка рисунков

 

 

Выставка рисунков

Сочинение, миниатюра, зарисовки

Выставка поделок из природного материала.

8 кл.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Список используемой литературы

  1. Социальное проектирование. Рекомендации по оформлению, оценки, эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов. Составитель: Е.В.Горохова – гл. специалист нижегородского областного центра эстетического образования детей и молодежи.
  2. Б.Г.Анатольев “Человек как предмет познания.” Избранные психологические труды. М., Педагогика 1980г.
  3. с. Астафьев Веселые каникулы 1000 советов; М., “АСТ – ПРЕСС книга” 2004 г.
  4. Л.В.Баль, В.В.Ветрова “Букварь здоровья” А ОЗТ изд-во “Эксмо”, 1995 г.
  5. В.В.Байко Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других; М., Информационно-издательский дом “Фимень”. 1996 г.
  6. П.В.Буковский Игры, занятия по формированию экологической культуры мл. школы; М., “Владос” 2002 г.
  7. Г.В.Буковская, “Первые шаги в экологию”Томбов 1995 г.
  8. И.О.Вагин “Уроки психологической защиты” СПб; “Питер”, 2002 г.
  9. Н.А.Вересов Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников/ Дошкольное воспитание 1993 г. №10
  10. Н.М.Верзилин “Путешествие с домашними растениями” Л. “Детская литература” 1970 г.
  11. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей. Под ред. Б.Т.Лихачева, Н.С.Дежниковой; М., 1997 г.
  12. В.Н.Дмитриев Игры на открытом воздухе, - М., Издательский дом МСП, 1998 г.
  13. А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина Экологическое образование школьников во внеклассной работе – М, 1984 г.
  14. Ю.И.Иванов, Э.И.Михайлов Играйте на здоровье изд. “Московская правда”, 1991 г.
  15. О.Н.Казак Путешествие в страну игр.- СПб “СОЮЗ” 1997 г.
  16. О.Н.Казак Летние игры для больших и маленьких-СПб, “СОЮЗ” 1997г.
  17. Е.И.Лебеденко Развитие самосознания и индивидуальности. Вып ! “Какой я”- М., Прометей книголюб 2003 г.
  18. Т.Б.Лихачев Философия воспитания-М., 1995 г.
  19. А.А.Лопатина, М.В. Скребцова Ступени мудрости “Книжный дом Локус” 2003 г.
  20. Могучее средство развития личности А.А.Состов Останец-Свешников – М., 1994 г.
  21. Л.П.Молодова Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996 г.
  22. Л.П.Молодова Экологические праздники для детей. Минск, “Асар”, 1999 г.
  23. Е.М.Минский Игры и развлечения в группе продленного дня-М., “Просвещение”, 1980 г.
  24. А.В.Петровский Дети и тактика семейного воспитания-М., “Знание” 1981 г.
  25. А.А.Плешаков Зеленые страницы-М., 1995 г.
  26. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Составили: Балобанова В.В., Максимцева Т.А.
  27. Н.А.Рыхова Проект “Мое детство” Томбов 1995 г.
  28. Н.В.Самоукина Игры, в которые играют…-Дубна: Издательский центр “Феникс”, 1997 г.
  29. Н.В.Самоукина Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы-М., Новая школа, 1993 г.
  30. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно -развивающие занятия-М., “Аркти”, 2004 г.
  31. Р Смид Групповая работа с детьми и подростками / пер с английского-М., “Генезис”, 1999 г.
  32. С Соловейчик Педагогика щдля всех-М., 1987 г.
  33. Сухомлинский “Сердце отдаю детям”Киев 1969 г.
  34. Сценарии праздников, кл.часов, игр, развлечений-М., Центр Педагогический поиск, 2004 г.
  35. Л.Ф.Тихомирова Упражнения на каждый день-Ярославль, Академия развития Холдинг, 2003 г.
  36. И.В.Цветкова Экология для начальной школы. Игры и проекты
  37. С.Г.Шевченко “Природа и мы” ООО Издательство “Ассоциация ХХ1 век”, Смоленск, 2000 г.
  38. С.Д.Ясвин, А.В.Дерябо Экологическая педагогика и психология-Ростов на Дону, 1996 г.