Цель: формирование здоровья ребёнка через экологическое воспитание.
Задачи:
1. Формировать у ребят уверенность в себе, в своих семьях, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
2. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности, как одного из компонентов экологической культуры.
3. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром и влияние его на здоровье школьника.
4. Формировать двигательную активность и здоровый образ жизни учащихся.
5. Формировать доброе отношение ко всему живому, природоохранную деятельность.
6. Мотивировать обучение предметам биологии, географии.
Пояснительная записка
Аналитическая справка.
Проект “Мы - дети природы” представляет собой продолжительную по времени совместную деятельность учащихся и воспитателя-программу экологии окружающей среды, двигательной активности детей и влияние их на здоровье.
Проект имеет три блока по содержанию.
I блок: “Экология и здоровье детей”
II блок: “Физическая активность учащихся и их здоровье”
III блок: “Здоровый образ жизни”
Проект носит комплексный характер: включает в себя практическую экологически ориентированную, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность ребят, пропаганду здорового образа жизни. Нацелен на решение ряда педагогических и воспитательных задач. Данный проект рассчитан на реализацию в коллективе детей с отклонениями в развитии эмоционально- волевой сферы, задержкой умственного развития и отклонениями в развитии.
Учащиеся в моей группе имеют различные хронические заболевания, в том числе: нарушение опорно-двигательной системы 4 человека; у одного ребёнка из них сколиоз, плоскостопие-4 человека, нарушение осанки-3 человека.
Часто болеющие ребята (заболевания простудного характера 3 человека- Липатов Максим, Емельяшин Павел, Хрусталёва Мадина).
Вегетососудистая дистония-3 человека.
Заболевание ЖКТ –2 человека.
Заболевание почек-1 человек.
Учащиеся моего класса - социально неуверенные дети - не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с социумом, с внешним миром. Социальные проблемы порождают внутриличностные проблемы. Ребёнок плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Поэтому необходимо помочь ребятам приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Это формирует осознанный, гармоничный выбор способов жизни. Даёт социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви, психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению и неадекватным защитным поведенческим реакциям, формулируя свой страх в разных его формах- беспокойство, тревогу, вину…, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением.
Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет ребятам приспособиться к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь. Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают социально неуверенное поведение- это путь к нездоровью.
Здоровье понимаем как единое целое. Проект рассчитан на понимание ребятами, что человек- часть природы, каждый со своими индивидуальными особенностями, проблемами, интересами, способностями…
Вовлечение учащихся в экологизацию учебно-воспитательного процесса, формирование у них негативного отношения к вредным привычкам, пропаганде здорового образа жизни, включая каждого ребёнка в деятельность с элементами творчества и физической активности приведёт к пониманию окружающего мира, духовного, эмоционального понимания восприятия природы.
Участвуя в выполнении этого проекта “Мы - дети природы”, можно развивать эмоционально - волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего “Я”, как частицы природы. Воспитать у учащихся заботу о своём здоровье, - понимание проблемы… здоровый “я” –здоровая нация…
Для реализации данного проекта “Мы - дети природы” есть все условия. Окружающая природа, разработаны тропы здоровья и терренкуры, классная комната, спортивный зал школы, тренажеры. Посещение и проведение занятий в ЦЭКиТе- 2ой год по программе “Основы комнатного цветоводства”- руководитель Заякина В.И.
Туристические поездки, экскурсии в музеи, заповедники г. Красноярска и его окрестностей.
Концепция воспитательного проекта “Мы-дети природы.”
Данный проект основан на концепции,
которую объяснить можно понятиями:
“единое целое”, “единение с природой”
Т.е. все воспитательные процессы- это взаимозависимые части нечто целого. Всё, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого.
Для иллюстрации понятия единого целого использую стабилизированное изображение цветка. Каждый из кружков, из которых составлен цветок, представляет собой какой-либо из аспектов воспитания: физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, духовный.
Под физическим аспектом понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.
Под интеллектуальным аспектом – понимается то, как ребята получают информацию, как учатся (или умеют) пользоваться уже полученной о самом себе и о природе.
Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.
Социальный аспект воспитание подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействия с окружающими. Необходимо понимать, что действительно важно для ребят в отношениях с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми им приходится общаться. Необходимо развивать для этого у ребят навыки общения и взаимодействия.
Личностный аспект – воспитания означает, как ребята осознают себя в качестве личности, как развивается у них собственное “Я”. ( “Я”-это необходимо развитие осознания себя как личности и чувства самореализации), чего должен достичь ребёнок, и что должен каждый понимать под успехом, как ребёнок может самореализовать себя в жизни.
Духовный аспект.
Стебель и стержень цветка, который я использую для иллюстрации идеи. Имеют большое значение для воспитания ребёнка в целом. Это то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим. Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, с которой приходится нам работать, понять и формировать остальные пять.
Проект имеет три блока, которые подразделены на этапы и темы. Формы работы различные, это и беседы, и кл. часы, практикумы и тренинги, тесты, много работаем с ребятами над составлением троп здоровья со “станциями”, где:
“Угадайка.”
“Лесная” (страница)
“Веселинка”
“Музыкальная” и др.
Составляем и рассчитываем один терренкур-2,5 км.
(ребятам очень понравилось)
Любят пешие прогулки, если есть задания (собрать листья для засушивания, шишки для поделок).
Разработано несколько комплексов утренней зарядки, с учётом нагрузки на все комплексы мышц. На работу мышц спины (опорно-двигательной системы.)…
Начала составлять игротеку подвижных спортивных игр.
Работает сменный стенд “Экотопик”. Подбираем стихи, загадки, пословицы, поговорки, мудрые мысли о природе, о временах года, о птицах, явлениях природы.
Ребятам нравится принимать участие, проявляют интерес.
Проводим выставку рисунков.
Сейчас, после посещения курсов немного дорабатываю проект и ввожу интерактивные технологии по формированию:
- Навыков обучения и взаимодействия.
- Развития навыков самооценки и понимания других.
- Развития навыков управления эмоциями, эмоциональными состояниями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
- Развития навыков принятия и исполнения решений.
Дополню игротеку.
Ожидаемый результат.
- Уменьшение количества пропусков занятий по причине простудных заболеваний.
- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
- Стабилизировать показания по нарушению осанки, уплощению стоп, сколиозу.
- Единение знаний и действий по отрицанию вредных привычек.
- Освоение основных приёмов и навыков при проведении спортивных часов, эстафет, спортивных и подвижных игр….
- Освоение умений самостоятельно применять приёмы и элементы подвижных игр на досуге.
- Освоение умений и навыков экологической культуры и природоохранной деятельности.
Оценка результативности (промежуточная).
-Тестирование.
-Выставка рисунков, поделок
-Акция “Пожелания домовёнка Кузи”.
Прилагается тематическое планирование оно состоит из трех блоков.
1 блок: “Экология и здоровье детей”. Подготовительный этап.
2 блок: “Физическая активность учащихся и их здоровье”. Эмоционально – чувственная сфера, основной этап.
3 блок: “Здоровый образ жизни”. Результативный этап.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Цели |
Задачи |
Содержание |
Форма |
|
I Блок: “Экология и
здоровье детей” |
||||||
1 |
Вводная часть | Познакомить учащихся с понятием экология, экотопик | Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром | “Экология – чистота окружения” “Посмотри вокруг” “Собери гербарий” “Лучшая эмблема” “Лес – полон чудес” “Золотая осень” |
Беседа Экскурсия Практикум, сбор природного материала Конкурс на лучшую эмблему Выставка рисунков, экскурсия Практикум, изготовление поделок, экспозиций из природного материала |
6 кл. |
1 |
Общие вопросы | Продолжить формировать позитивный опыт взаимодействия учащихся с окружающей средой и влияние его на здоровье школьника | “Экология – как предмет” “Задачи экологии” “Чистота жилища” “Значение комнатных растений” “Чистота водоема” “Краски осени” |
Беседа Диалог, беседа Практикум, мой дом Практикум – пересадка растений Акция: уборка берега р.Барга от мусора Практикум. Сбор природного материала, участие в выставке |
7 кл. | |
1 |
Общие вопросы экологии
Экология города, что влияет на его чистоту |
Продолжить знакомство с экологией - как наукой | Формировать доброе отношение ко всему
живому, природоохранную деятельность Развивать эмоционально -чувственную сферу Формировать чувство долга, ответственности за свою малую родину |
“Наука экология и ее значение”
“Изменения природы при воздействии человека” “Зайди в лес – полон чудес” “Мой зеленый город” “Фонтаны, парки и скверы” “Город, в котором я живу” “Золото, краски – кружатся в пляске” |
Лекторий Мониторинг, практикум на местности Экскурсия, выставка рисунков
Выставка рисунков Сочинение, миниатюра, зарисовки Выставка поделок из природного материала. |
8 кл. |
Л И Т Е Р А Т У Р А
Список используемой литературы
- Социальное проектирование. Рекомендации по оформлению, оценки, эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов. Составитель: Е.В.Горохова – гл. специалист нижегородского областного центра эстетического образования детей и молодежи.
- Б.Г.Анатольев “Человек как предмет познания.” Избранные психологические труды. М., Педагогика 1980г.
- с. Астафьев Веселые каникулы 1000 советов; М., “АСТ – ПРЕСС книга” 2004 г.
- Л.В.Баль, В.В.Ветрова “Букварь здоровья” А ОЗТ изд-во “Эксмо”, 1995 г.
- В.В.Байко Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других; М., Информационно-издательский дом “Фимень”. 1996 г.
- П.В.Буковский Игры, занятия по формированию экологической культуры мл. школы; М., “Владос” 2002 г.
- Г.В.Буковская, “Первые шаги в экологию”Томбов 1995 г.
- И.О.Вагин “Уроки психологической защиты” СПб; “Питер”, 2002 г.
- Н.А.Вересов Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников/ Дошкольное воспитание 1993 г. №10
- Н.М.Верзилин “Путешествие с домашними растениями” Л. “Детская литература” 1970 г.
- Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей. Под ред. Б.Т.Лихачева, Н.С.Дежниковой; М., 1997 г.
- В.Н.Дмитриев Игры на открытом воздухе, - М., Издательский дом МСП, 1998 г.
- А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина Экологическое образование школьников во внеклассной работе – М, 1984 г.
- Ю.И.Иванов, Э.И.Михайлов Играйте на здоровье изд. “Московская правда”, 1991 г.
- О.Н.Казак Путешествие в страну игр.- СПб “СОЮЗ” 1997 г.
- О.Н.Казак Летние игры для больших и маленьких-СПб, “СОЮЗ” 1997г.
- Е.И.Лебеденко Развитие самосознания и индивидуальности. Вып ! “Какой я”- М., Прометей книголюб 2003 г.
- Т.Б.Лихачев Философия воспитания-М., 1995 г.
- А.А.Лопатина, М.В. Скребцова Ступени мудрости “Книжный дом Локус” 2003 г.
- Могучее средство развития личности А.А.Состов Останец-Свешников – М., 1994 г.
- Л.П.Молодова Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996 г.
- Л.П.Молодова Экологические праздники для детей. Минск, “Асар”, 1999 г.
- Е.М.Минский Игры и развлечения в группе продленного дня-М., “Просвещение”, 1980 г.
- А.В.Петровский Дети и тактика семейного воспитания-М., “Знание” 1981 г.
- А.А.Плешаков Зеленые страницы-М., 1995 г.
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Составили: Балобанова В.В., Максимцева Т.А.
- Н.А.Рыхова Проект “Мое детство” Томбов 1995 г.
- Н.В.Самоукина Игры, в которые играют…-Дубна: Издательский центр “Феникс”, 1997 г.
- Н.В.Самоукина Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы-М., Новая школа, 1993 г.
- С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно -развивающие занятия-М., “Аркти”, 2004 г.
- Р Смид Групповая работа с детьми и подростками / пер с английского-М., “Генезис”, 1999 г.
- С Соловейчик Педагогика щдля всех-М., 1987 г.
- Сухомлинский “Сердце отдаю детям”Киев 1969 г.
- Сценарии праздников, кл.часов, игр, развлечений-М., Центр Педагогический поиск, 2004 г.
- Л.Ф.Тихомирова Упражнения на каждый день-Ярославль, Академия развития Холдинг, 2003 г.
- И.В.Цветкова Экология для начальной школы. Игры и проекты
- С.Г.Шевченко “Природа и мы” ООО Издательство “Ассоциация ХХ1 век”, Смоленск, 2000 г.
- С.Д.Ясвин, А.В.Дерябо Экологическая педагогика и психология-Ростов на Дону, 1996 г.