Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Звуки [х], [х’], буквы Х, х»

Цели: познакомить с новыми звуками и буквами, их обозначающими; продолжить формирование навыков чтения; упражнять в звукобуквенном анализе; пополнение словарного запаса и развитие речи. Развитие фонематических процессов, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики. Формировать умение сравнивать, устанавливать черты сходства и различия. Воспитывать умение слушать и слышать, анализировать. Воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Оборудование: лента букв, касса букв, речевые профили, слоговые таблицы, таблица родственных слов, таблица для интонирования гласных, пейзаж луга, леса и поля, иллюстрация петуха, хомяка; фонограммы: «Рок-н-ролл», «Лесные звуки»; виды хлеба, мешочек с сушками.

Ход урока.

I. Организационный момент. Речевая разминка.

Ём-ём – утром рано мы встаём.
Ду-ду – быстро в школу я иду.
Ра-ра – заниматься нам пора.
Им-им – правильно мы говорим.

II. Постановка темы урока. Повторение теоретического материала.

- Сегодня у нас урок-знакомство с новыми звуками и буквой. А для этого мы отправляемся в гости. (Физминутка под музыку «Рок-н-ролла».) Сразу после физминутки звучит фонограмма «Лесные звуки».

- Куда мы с вами попали? (В лес).

- Что вы слышите? (Лесные звуки: шелест листьев, голоса птиц).

- А на уроке обучения грамоте о каких звуках мы ведем речь? (О звуках речи).

- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

- Назовите признаки гласных звуков.

- Чем звук обозначается на письме? (Буквой).

- Что значит прочитать гласную букву? (Назвать её).

Интонирование гласных:

А! О! У! Ы!

И? Е? Я?

- Что вы знаете о гласных нижнего ряда? (Обозначают мягкость согласного на письме).

III. Выделение согласных звуков [х], [х’].

- Молодцы! Смотрите, лес расступился. Вот и тропинка, по которой мы попадем на луг. Кто же нас встречает?

Я устраиваюсь ловко:
У меня во рту кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк).

- А встречает Хомка нас весёлым стихотворением. Давайте поможем его прочитать. (Дыхательная гимнастика).

Жил на свете хомячок
Маленького роста,
И смеялся хомячок
Чрезвычайно просто:

Вдох: «Ха-ха-ха,
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!»

Вдох: «Ху-ху-ху,
Да хе-хе-хе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука,
Страшно испугался,
Но, схватился за бока,
Громко рассмеялся:

Вдох: «Хи-хи-хи,
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо,
Да буль-буль!»

Вдох: «Хи-хи-хи,
Да ху-ху-ху,
Хо-хо-хо,
Да гуль-гуль!»

Раз, увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:

Вдох: «Хы-хы-хы,
Да ху-ху-ху,,
Хо-хо-хо,
Да бах-бах!»

Вдох: «Ох, ребята, не могу!
Ой, ребята,
Ах-ах!»

- Какой звук слышим и произносим чаще всего? ([х]).

- Произнесите звук еще раз, глядя в зеркало и опираясь на речевой профиль, объясните артикуляционный уклад. (Губы разомкнуты; между верхними и нижними резцами некоторое расстояние; кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов; задняя часть спинки языка почти смыкается с нёбом, посередине щель; мягкое нёбо поднято; голосовые связки сомкнуты.)

- Дайте характеристику звука [х]. (Согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару [х’])

- Что изменяется в артикуляционном укладе звука [х’]?

IV. Аукцион слов со звуками [х], [х’].

Ребенок называет слово, звук и его место в слове, одновременно обозначает кубиком (синим или зеленым) на модели слова.

V. Знакомство с буквой.

Работа с кассой и лентой букв.

- На что похожа буква х? (ответы детей)

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольная подружка. 

Не рогаты мы, не злы.
Козлы мы, а не козлы.
Держим мы в руках бревно.
Чтоб не выпало оно.

- Давайте попробуем сделать букву из листа бумаги (Сложить лист пополам и вырвать лишнее).

VI. Поучимся читать слоги с новой буквой.

ах

ха

хан

нах

ох

хо

хок

кох

ух

ху

хур

рух

их

хи

хит

тих

ех

хе

хем

мех

- К какому слогу из первого столбика нужно добавить букву М, чтобы получилось слово, называющее лесную подстилку? (мох).

- К какому слогу из второго столбика нужно добавить слог ЛВА, чтобы получилось название восточной сладости? (халва).

- К какому слогу из третьегоо столбика нужно добавить слог КЕЙ, чтобы получилось название зимнего вида спорта? (хоккей).

- Какой слог из четвертого столбика уже является словом? (мех – шерсть животного).

VII. Звуко-буквенный анализ.

Есть у Хомки верный друг:

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом – и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петух)

- Составьте звуковую схему слова.

- Сколько слогов в слове? Почему? Объясните. Назовите мягкий согласный звук. Назовите твердые согласные звуки. Назовите ударный слог. Назовите слог со звуком [х].

- Измените слово так, чтобы звук [х] стал мягким (петухи).

- Как изменилось слово? (стало 3 слога, ударение падает на 3-ий слог).

VIII. Физминутка: Дети поют под фонограмму и выполняют движения.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5!
Хомка хочет сильным стать!

IX. Упражнение на развитие пространственной ориентации.

- Вот и пришло время Хомке и Петушку подкрепиться. Что же у них на обед? Рассмотрите картинки. Назовите предметы (хлеб, банан, яблоко, груша).

- Положите перед собой хлеб. Слева положите банан; справа от хлеба положите грушу. Между хлебом и грушой положите яблоко.

- Внимательно посмотрите на карточки. Что в этом наборе лишнее? Почему? (Хлеб, т.к. банан, яблоко и груши – фрукты).

X. Работа с текстом в «Русской азбуке» на стр. 63. Чтение и анализ текста.

- Прочтите последнее предложение. Какой хлеб нужно собрать до холодов? (Хлебные колосья).

- Рассмотрите пейзаж хлебного поля. Какие же злаковые культуры вы знаете? (Детям раздаются букетики из колосков пшеницы, овса).

- А мы с вами какой хлеб любим? (Дети рассматривают на подносе виды хлеба и называют: буханка, батон, каравай, пирог, баранки и т.д.).

XI. Работа с таблицей родственных слов.

хлеб

хлеба

хлебный

хлебушек

хлебороб

- Прочитайте слова про себя. Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки (хлеб); его ласковое название (хлебушек); поле со злаковыми культурами (хлеба); сделанный из хлеба (хлебный).

- Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает? (хлебороб - профессия: человек, выращивающий хлеб).

XII. О работе хлебороба говорят так:

Без труда хлеб не родится никогда.

Объясните пословицу.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.

Хлеб.

Слава хлебу на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

XIII. - Вот и заканчивается наш урок. Чем мы занимались? С чем нас познакомил Хомка?

- У Хомки есть для вас подарок. Он в этом мешочке. На ощупь определить, что же это? (Сушки).

- Молодцы! Вам понравился наш урок? А теперь возвращаемся в класс (Под музыку «Рок-н-ролла» дети имитируют возвращение в класс, а затем покидают кабинет).