Модуль урока.
№ учебного элемента, время. |
Учебный материал с указанием содержания заданий. |
Руководство по усвоению учебного элемента. |
ВК - входной контроль. | Цель: узнать, хорошо ли мы владеем
пройденным материалом. Освоение данного учебного элемента поможет нам вспомнить изученный материал, потренироваться в совершенствовании скорописи и будет способствовать развитию нашей речи. |
|
2 мин. | Минутка чистописания. а). Буква _____ в русском языке обозначает ____ звука : __________________ __________________. |
Работай в паре. 1. Работайте в модуле. 2. Установите, какая буква пропущена? 3. Поясните, какую “работу" она выполняет в русском языке? Закончите фразу. 4. Закончив, поднимите сигнальную карту. |
3 мин. | б). Двадцать второе
ноября. Классная работа. Образуй словосочетание: состав ____________ состав ____________ состав ____________ Слова для справки: Группа, точка, слово, кошка, поезд, месяц. |
Работай индивидуально. 1. Запиши в тетрадь дату и вид работы, обратив внимание на выделенные буквы. 2. Выполни росчерк в тетради – целую строчку. Под самым правильным росчерком поставь точку. 3. Работай в модуле. Образуй словосочетание, подобрав подходящее по смыслу слово к данному. Воспользуйся словами из справки. 4. Закончив, подними сигнальную карточку. 4. Прими участие в работе класса. |
УЭ – 1. 7 мин. |
Цель: найти “помощника –
проводника” для изучения новой темы. Освоение данного учебного элемента поможет вам совершенствовать свою орфографическую зоркость. Словарно – орфографическая работа. Суп, земля, плюш, пенал, , дрова, плод. |
Работай в паре. 1. Расшифруйте слово, подчеркнув в каждом из предложенных слов орфограмму. Работай в модуле. 2. Запиши полученное слово в тетрадь с маленькой буквы, с начала строки. Обозначь ударение, укажи орфограммы. 3. Закончив, подними сигнальную карту. Проверьте выполнение по контрольной карте (на доске). 4. Примите участие в беседе класса. |
УЭ – 2. | Цель: ознакомление с новым материалом. Освоение данного учебного элемента поможет вам познакомиться самостоятельно с новым материалом и сформулировать новое правило по теме “Состав слова”. |
|
3 мин. | а). Практическая работа. Разберите полученное слово по составу. |
Работай в группе. 1. Воспользуйтесь алгоритмом работы по разбору слова по составу. 2. Сделайте вывод, как образовалось слово и, как называются такие слова в русском языке? Для справки прочитайте правило на странице 92 в учебнике. 3. Закончив, поднимите сигнальную карту. 4. Примите участие в работе класса. |
4 мин. 5 мин. |
б). Сценка. в). Игра “Строитель”. физкультура Новгород стенгазета |
Работай со всеми вместе. Работай в группе. 1. Работайте в модуле. 2. Обсудите, как образовались эти слова. 3. В чём их отличие от предыдущих слов? Разберите слова по составу. 4. Сделайте вывод. 5. Закончив, поднимите сигнальную карту. |
УЭ – 3. Физ. пауза. 2 мин. |
Цель: смена деятельности. Освоение данного элемента поможет вам отдохнуть на уроке. |
Выполняй упражнения вместе со всеми. |
УЭ – 4. 5 мин. |
Цель: выявить уровень усвоения нового
материала по теме. Освоение данного элемента поможет тебе определить, как хорошо ты усвоил тему. Самостоятельная работа. 1 балл. Образуй и запиши сложные слова. Разбери их по составу, выдели соединительную гласную. Хор, водить - ________________ Вода, возить - _______________ Сталь, варить -_______________ 2 балла. Замени каждую фразу одним словом. Какие слова получились? Запиши эти слова. Разбери их по составу, выдели соединительную гласную. Большой чайник на ножках - ___________. Лес, поваленный бурей - ____________. Любитель книг - ______________. 3 балла. Прочитай стихотворение. Найди сложное слово, которое имеет лексический смысл в русском языке. Выпиши его. Разбери по составу. Выдели соединительную гласную. Подбери и запиши сложное слово с одним из основ выписанного слова. Показал садовод |
Работай индивидуально. 1. Выбери задание, соответствующее твоему уровню. 2. Выполни задание в модуле. 3. Проверь выполнение по карте самопроверки. 4. Оцени свою работу (критерий оценки – в модуле). |
УЭ – 5. Резюме. 2 мин. |
Цель: подвести итог работы. Освоение данного элемента поможет выделить главное в уроке, научиться чётко формулировать свои мысли. |
Прими участие в работе класса.
*стр. 119, упр. 325. |
УЭ – 6. Рефлексия. 1 мин. |
Цель: оценить свою собственную работу на уроке. Освоение этого элемента поможет тебе увидеть, как ты работал на уроке по сравнению с предыдущим уроком |
Поставь оценку за работу на уроке, исходя из количества набранных баллов (критерии оценки за урок в начале “Модуля”). |
Содержание урока русского языка.
Тема: Состав слова. Сложные слова.
Цели:
создать условия, при которых учащиеся могут открыть новый способ образования слов – сложение основ и введения понятия “сложные слова”;
развивать речь учащихся, умение употреблять в речи сложные слова, разбирать сложные слова по составу;
воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетради, любовь к русскому языку, внимание.
ПЛАН УРОКА.
I. Организация класса.
Вы проверьте-ка, ребятки, |
На места все тихо сядем, |
На столе-то, всё ль в порядке? |
Не нарушив тишину, |
Книжки, ручки и тетрадки? |
Ну, а я, совместно с вами, |
Ну, тогда начнём урок, |
Модульный урок начну. |
Не теряя время, - в срок! |
II. Эмоциональный настрой на урок.
- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:
“Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: “Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”.
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.
III. Изучение нового материала.
1. Входной контроль.
а). Введение.
- Положите перед собой модуль урока.
- С чего начинаем? (с входного контроля)
- Прочитайте вслух цель этого учебного элемента и его значимость.
- Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.
- Выполняйте…
- Проверяем (по “Модулю”).
- Какая буква была пропущена? Почему?
(Блок-схему - на доску.
“Эс”, т.к. буквы идут в алфавитном порядке).
Прочитайте, какая фраза у вас получилась.
- Оцените себя: всё верно – 1 балл – в строчку ВК.
б). Минутка чистописания.
- Прочитайте следующую рекомендацию к работе про себя.
- Выполняйте. Обратите внимание, время работы ограничено.
- Проверяем, какие словосочетания вы смогли образовать?
(состав поезда; состав группы; состав слова)
- Какое из этих словосочетаний имеет отношение к уроку русского языка?
- Почему? (состав слова изучается на уроке русского языка, это языковое понятие)
- Запишите с красной строки тему урока в тетрадь (таблицу с темой на доску).
- Итак, мы продолжаем с вами работать над темой: “Состав слова” и пополняем знания в этой области новой учебной информацией.
- Что мы понимаем под составом слова? (части слова)
- Какие части слова вы знаете? Назовите.
- Сформулируйте правило о той части слова, которая служит для образования новых слов (приставка и суффикс).
в). Итог.
- Вы достаточно хорошо владеете изученным материалом. Значит, я думаю, вам легко будет сегодня работать на уроке.
- За правило выставляем дополнительно 2 балла в маршрутный лист, во вторую колонку ВК, + 1 балл за правильно составленные словосочетания.
2. Учебный элемент 1 (словарно – орфографическая работа).
- Прочитайте вслух цель и значимость первого учебного элемента.
- Прочитайте про себя рекомендации к работе.
- Выполняйте. Помните, время у вас ограничено.
- Проверяем. Какое слово у вас получилось?
- Какое оно имеет лексическое значение?
- Что оно обозначает? (человек, который идёт пешком).
- Обратимся к “Толковому словарю”.
- Как там определяется значение этого слова? (читает ученик)
- Совпало?
- Определим грамматическое значение слова?
- Какая это часть речи? Докажите.
- Одушевлённое или неодушевлённое? Докажите. (Отвечает на вопрос кто? И обозначает живой предмет.)
- В каком числе употреблено слово? (в единственном числе)
- Составьте с этим словом предложение (устно).
- За правильно выполненное задание – 1 балл и за комментарий - дополнительно в УЭ – 1, выставляют … - 1 балл.
*Итог: у многих из вас хорошо развита орфографическая зоркость, вы быстро определили в словах орфограммы и нашли слово, которое и будет “проводником – помощником” в новую тему.
-Переходим к следующему учебному элементу.
3. Учебный элемент 2 (актуализация знаний).
а). Практическая работа.
- Прочитайте вслух цель и значимость второго учебного элемента.
- Прочитайте задание к практической работе про себя.
- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте. Помните, время ограничено.
- Проверяем (вывесить контрольную карту).
- Правильно ли в слове указано окончание? Докажите.
- Правильно ли выделена основа? Докажите.
- Как образовалось это слово?
(путем сложения основ слова пеший и основы слова ход)
-Как соединили основы? (с помощью соединительной гласной е)
-Обратите внимание, соединительная гласная в слове стоит в слабой позиции. Её написание нужно запомнить.
- Сколько корней имеется в составе данного слова?
- Как называются такие слова в русском языке? (сложные слова – табличку на доску)
- Допишем тему урока в тетради.
- Подведём итог: в русском языке есть сложные слова. Они… стр. 92 – учебник.
б). Сценка.
- Прочитайте рекомендации к следующему упражнению.
- В полном объёме познакомиться с новым материалом вам поможет небольшая сценка (инсценируют два человека).
Учитель:
Стихи весёлые послушай
И для чего они подумай…
Ученица:
Жил да был на свете пар.
С виду был он сед и стар.
Но с кипящею водою
Он плясал, как молодой.
Он из чайника струился,
Над кастрюлями клубился.
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Ученик:
Жило - было слово ход.
В слове выход, в слове вход.
В слове ходики стучало,
И в походе вдаль шагало.
Учитель:
Так и жили пар и ход
Жили врозь они, но вот…
Ученики (хором):
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход
В паре ходят пар и ход.
- Какое сложное слово образовалось?
- Что это слово обозначает? (словарь)
- Запишите его в тетрадь после запятой.
- Обозначьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Разберите слово по составу самостоятельно.
- Проверяем (на доске карта контроля).
- Как образовалось это слово? (путем сложения двух основ пар и ход)
- Какая ещё гласная может соединять основы в сложных словах? (о)
- Верно!
- Что вы заметили? В какой позиции стоит соединительная гласная? (в слабой позиции, её написание следует запомнить).
- Подведём итог: в русском языке есть сложные слова. Они… стр. 92 – учебник.
- За правильно выполненное задание – 1 балл и за комментарий - дополнительно в УЭ – 1, выставляют … - 1 балл.
в). Игра “Строитель”.
- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.
- Выполняйте… Время ограничено.
- Проверяем (карточки - самопроверки).
- Подведём итог работы.
- Как образовались эти слова? (путем сложения основ, но без соединительной гласной)
- Сформулируйте вывод.
(В сложных словах основы могут соединяться с помощью соединительных гласных и без них).
- Верно!
*Итог: при выполнении этого задания, я увидела, что вы испытывали некоторые затруднения, но это не страшно. Так как на следующих уроках мы продолжим наблюдать за образованием сложных слов.
- За правильно выполненное задание в УЭ – 2 плюс 2 балла и за комментарий - дополнительно, выставляют … - 1 балл.
4. Учебный элемент 3 (физпауза).
(Цель, значимость и рекомендации читает сам учитель).
- За правильно выполненное задание ставит каждый ученик 1 балл в УЭ - 3.
5. Учебный элемент 4 (дифференцированная самостоятельная работа).
- Прочитайте вслух цель и значимость четвёртого учебного элемента.
- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте.
Карты самопроверки.
1 балл – салатная
2 балла – зелёная
3 балла - белая
Итог.
6. Учебный элемент 5 (резюме).
- Прочитайте цель и значимость пятого учебного элемента про себя.
- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.
- С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?
(сложение основ)
- Как называются слова, образованные таким способом в русском языке?
- Как соединяются основы в сложных словах?
(основы соединяются с помощью соединительных гласных о или е, или без них).
- Где мы можем применить эти знания?
(в правильном образовании и написании таких слов)
- Кто испытывал трудности в работе? В чём?
- Кто с удовольствием бы продолжил урок, поднимите руку?
7. Учебный элемент 6 (рефлексия).
- Прочитайте цель и значимость шестого учебного элемента про себя.
- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте.
- Спасибо за работу на уроке. Мне кажется, что вы справились с поставленной целью и выполнили мое пожелание: были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка.
Р.S. Приоритеты модульного обучения (МО):
- Учитель на уроке – консультант, координирующий деятельность учащихся.
- МО может использоваться в сочетании с другими технологиями.
- Даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
- Модульные уроки можно проводить разово, серийно по теме или в течение всего года.
- МО формирует информационную культуру самообучения, самообразования, самовоспитания – что есть цель всякого обучения.
- Высокая работоспособность детей.
- Комплексно решает идею: научить детей учиться.