Современные педагогические технологии. Модульное обучение, как фактор повышения самостоятельной активности учащихся на уроке

Разделы: Начальная школа


Модуль урока.

№ учебного элемента, время.

Учебный материал с указанием содержания заданий.

Руководство по усвоению учебного элемента.

ВК - входной контроль. Цель: узнать, хорошо ли мы владеем пройденным материалом.

Освоение данного учебного элемента поможет нам вспомнить изученный материал, потренироваться в совершенствовании скорописи и будет способствовать развитию нашей речи.

 
2 мин.

Минутка чистописания.

а).

Буква _____ в русском языке обозначает ____ звука : __________________

__________________.

Работай в паре.

1. Работайте в модуле.

2. Установите, какая буква пропущена?

3. Поясните, какую “работу" она выполняет в русском языке? Закончите фразу.

4. Закончив, поднимите сигнальную карту.

3 мин. б). Двадцать второе ноября. Классная работа.

Образуй словосочетание:

состав ____________

состав ____________

состав ____________

Слова для справки:

Группа, точка, слово, кошка, поезд, месяц.

Работай индивидуально.

1. Запиши в тетрадь дату и вид работы, обратив внимание на выделенные буквы.

2. Выполни росчерк в тетради – целую строчку. Под самым правильным росчерком поставь точку.

3. Работай в модуле. Образуй словосочетание, подобрав подходящее по смыслу слово к данному. Воспользуйся словами из справки.

4. Закончив, подними сигнальную карточку.

4. Прими участие в работе класса.

УЭ – 1.

7 мин.

Цель: найти “помощника – проводника” для изучения новой темы.

Освоение данного учебного элемента поможет вам совершенствовать свою орфографическую зоркость.

Словарно – орфографическая работа.

Суп, земля, плюш, пенал, ,

дрова, плод.

Работай в паре.

1. Расшифруйте слово, подчеркнув в каждом из предложенных слов орфограмму. Работай в модуле.

2. Запиши полученное слово в тетрадь с маленькой буквы, с начала строки. Обозначь ударение, укажи орфограммы.

3. Закончив, подними сигнальную карту.

Проверьте выполнение по контрольной карте (на доске).

4. Примите участие в беседе класса.

УЭ – 2.  

Цель: ознакомление с новым материалом.

Освоение данного учебного элемента поможет вам познакомиться самостоятельно с новым материалом и сформулировать новое правило по теме “Состав слова”.

 
3 мин.

а). Практическая работа.

Разберите полученное слово по составу.

Работай в группе.

1. Воспользуйтесь алгоритмом работы по разбору слова по составу.

2. Сделайте вывод, как образовалось слово и, как называются такие слова в русском языке? Для справки прочитайте правило на странице 92 в учебнике.

3. Закончив, поднимите сигнальную карту.

4. Примите участие в работе класса.

4 мин.

5 мин.

б). Сценка.

в). Игра “Строитель”.

физкультура

Новгород

стенгазета

Работай со всеми вместе.

Работай в группе.

1. Работайте в модуле.

2. Обсудите, как образовались эти слова.

3. В чём их отличие от предыдущих слов? Разберите слова по составу.

4. Сделайте вывод.

5. Закончив, поднимите сигнальную карту.

УЭ – 3.

Физ. пауза.

2 мин.

Цель: смена деятельности.

Освоение данного элемента поможет вам отдохнуть на уроке.

Выполняй упражнения вместе со всеми.

УЭ – 4.

5 мин.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала по теме.

Освоение данного элемента поможет тебе определить, как хорошо ты усвоил тему.

Самостоятельная работа.

1 балл.

Образуй и запиши сложные слова. Разбери их по составу, выдели соединительную гласную.

Хор, водить - ________________

Вода, возить - _______________

Сталь, варить -_______________

2 балла.

Замени каждую фразу одним словом. Какие слова получились? Запиши эти слова. Разбери их по составу, выдели соединительную гласную.

Большой чайник на ножках - ___________.

Лес, поваленный бурей - ____________.

Любитель книг - ______________.

3 балла.

Прочитай стихотворение. Найди сложное слово, которое имеет лексический смысл в русском языке. Выпиши его. Разбери по составу. Выдели соединительную гласную. Подбери и запиши сложное слово с одним из основ выписанного слова.

Показал садовод
Вот такой огород:
Там на грядках,
Засеянных густо
Огурцы росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел.
Осыпается густо спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Не видал ни один огородник.______________________

Работай индивидуально.

1. Выбери задание, соответствующее твоему уровню.

2. Выполни задание в модуле.

3. Проверь выполнение по карте самопроверки.

4. Оцени свою работу (критерий оценки – в модуле).

УЭ – 5. Резюме.

2 мин.

Цель: подвести итог работы.

Освоение данного элемента поможет выделить главное в уроке, научиться чётко формулировать свои мысли.

Прими участие в работе класса.
  1. Сделай выводы.
  2. Подумай, достиг ли ты цели на уроке?
  3. Твоё домашнее задание:

*стр. 119, упр. 325.

УЭ – 6. Рефлексия.

1 мин.

Цель: оценить свою собственную работу на уроке.

Освоение этого элемента поможет тебе увидеть, как ты работал на уроке по сравнению с предыдущим уроком

Поставь оценку за работу на уроке, исходя из количества набранных баллов (критерии оценки за урок в начале “Модуля”).

Содержание урока русского языка.

Тема: Состав слова. Сложные слова.

Цели:

  • создать условия, при которых учащиеся могут открыть новый способ образования слов – сложение основ и введения понятия “сложные слова”;

  • развивать речь учащихся, умение употреблять в речи сложные слова, разбирать сложные слова по составу;

  • воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетради, любовь к русскому языку, внимание.

ПЛАН УРОКА.

I. Организация класса.

Вы проверьте-ка, ребятки,

На места все тихо сядем,

На столе-то, всё ль в порядке?

Не нарушив тишину,

Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, а я, совместно с вами,

Ну, тогда начнём урок,

Модульный урок начну.

Не теряя время, - в срок!

II. Эмоциональный настрой на урок.

- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:

“Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: “Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”.

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.

III. Изучение нового материала.

1. Входной контроль.

а). Введение.

- Положите перед собой модуль урока.

- С чего начинаем? (с входного контроля)

- Прочитайте вслух цель этого учебного элемента и его значимость.

- Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

- Выполняйте…

- Проверяем (по “Модулю”).

- Какая буква была пропущена? Почему?

(Блок-схему - на доску.

“Эс”, т.к. буквы идут в алфавитном порядке).

Прочитайте, какая фраза у вас получилась.

- Оцените себя: всё верно – 1 балл – в строчку ВК.

б). Минутка чистописания.

- Прочитайте следующую рекомендацию к работе про себя.

- Выполняйте. Обратите внимание, время работы ограничено.

- Проверяем, какие словосочетания вы смогли образовать?

(состав поезда; состав группы; состав слова)

- Какое из этих словосочетаний имеет отношение к уроку русского языка?

- Почему? (состав слова изучается на уроке русского языка, это языковое понятие)

- Запишите с красной строки тему урока в тетрадь (таблицу с темой на доску).

- Итак, мы продолжаем с вами работать над темой: “Состав слова” и пополняем знания в этой области новой учебной информацией.

- Что мы понимаем под составом слова? (части слова)

- Какие части слова вы знаете? Назовите.

- Сформулируйте правило о той части слова, которая служит для образования новых слов (приставка и суффикс).

в). Итог.

- Вы достаточно хорошо владеете изученным материалом. Значит, я думаю, вам легко будет сегодня работать на уроке.

- За правило выставляем дополнительно 2 балла в маршрутный лист, во вторую колонку ВК, + 1 балл за правильно составленные словосочетания.

2. Учебный элемент 1 (словарно – орфографическая работа).

- Прочитайте вслух цель и значимость первого учебного элемента.

- Прочитайте про себя рекомендации к работе.

- Выполняйте. Помните, время у вас ограничено.

- Проверяем. Какое слово у вас получилось?

- Какое оно имеет лексическое значение?

- Что оно обозначает? (человек, который идёт пешком).

- Обратимся к “Толковому словарю”.

- Как там определяется значение этого слова? (читает ученик)

- Совпало?

- Определим грамматическое значение слова?

- Какая это часть речи? Докажите.

- Одушевлённое или неодушевлённое? Докажите. (Отвечает на вопрос кто? И обозначает живой предмет.)

- В каком числе употреблено слово? (в единственном числе)

- Составьте с этим словом предложение (устно).

- За правильно выполненное задание – 1 балл и за комментарий - дополнительно в УЭ – 1, выставляют … - 1 балл.

*Итог: у многих из вас хорошо развита орфографическая зоркость, вы быстро определили в словах орфограммы и нашли слово, которое и будет “проводником – помощником” в новую тему.

-Переходим к следующему учебному элементу.

3. Учебный элемент 2 (актуализация знаний).

а). Практическая работа.

- Прочитайте вслух цель и значимость второго учебного элемента.

- Прочитайте задание к практической работе про себя.

- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте. Помните, время ограничено.

- Проверяем (вывесить контрольную карту).

- Правильно ли в слове указано окончание? Докажите.

- Правильно ли выделена основа? Докажите.

- Как образовалось это слово?

(путем сложения основ слова пеший и основы слова ход)

-Как соединили основы? (с помощью соединительной гласной е)

-Обратите внимание, соединительная гласная в слове стоит в слабой позиции. Её написание нужно запомнить.

- Сколько корней имеется в составе данного слова?

- Как называются такие слова в русском языке? (сложные слова – табличку на доску)

- Допишем тему урока в тетради.

- Подведём итог: в русском языке есть сложные слова. Они… стр. 92 – учебник.

б). Сценка.

- Прочитайте рекомендации к следующему упражнению.

- В полном объёме познакомиться с новым материалом вам поможет небольшая сценка (инсценируют два человека).

Учитель:

Стихи весёлые послушай
И для чего они подумай…

Ученица:

Жил да был на свете пар.
С виду был он сед и стар.
Но с кипящею водою
Он плясал, как молодой.
Он из чайника струился,
Над кастрюлями клубился.
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.

Ученик:

Жило - было слово ход.
В слове выход, в слове вход.
В слове ходики стучало,
И в походе вдаль шагало.

Учитель:

Так и жили пар и ход
Жили врозь они, но вот…

Ученики (хором):

Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход
В паре ходят пар и ход.

- Какое сложное слово образовалось?

- Что это слово обозначает? (словарь)

- Запишите его в тетрадь после запятой.

- Обозначьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Разберите слово по составу самостоятельно.

- Проверяем (на доске карта контроля).

- Как образовалось это слово? (путем сложения двух основ пар и ход)

- Какая ещё гласная может соединять основы в сложных словах? (о)

- Верно!

- Что вы заметили? В какой позиции стоит соединительная гласная? (в слабой позиции, её написание следует запомнить).

- Подведём итог: в русском языке есть сложные слова. Они… стр. 92 – учебник.

- За правильно выполненное задание – 1 балл и за комментарий - дополнительно в УЭ – 1, выставляют … - 1 балл.

в). Игра “Строитель”.

- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.

- Выполняйте… Время ограничено.

- Проверяем (карточки - самопроверки).

- Подведём итог работы.

- Как образовались эти слова? (путем сложения основ, но без соединительной гласной)

- Сформулируйте вывод.

(В сложных словах основы могут соединяться с помощью соединительных гласных и без них).

- Верно!

*Итог: при выполнении этого задания, я увидела, что вы испытывали некоторые затруднения, но это не страшно. Так как на следующих уроках мы продолжим наблюдать за образованием сложных слов.

- За правильно выполненное задание в УЭ – 2 плюс 2 балла и за комментарий - дополнительно, выставляют … - 1 балл.

4. Учебный элемент 3 (физпауза).

(Цель, значимость и рекомендации читает сам учитель).

- За правильно выполненное задание ставит каждый ученик 1 балл в УЭ - 3.

5. Учебный элемент 4 (дифференцированная самостоятельная работа).

- Прочитайте вслух цель и значимость четвёртого учебного элемента.

- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте.

Карты самопроверки.

1 балл – салатная

2 балла – зелёная

3 балла - белая

Итог.

6. Учебный элемент 5 (резюме).

- Прочитайте цель и значимость пятого учебного элемента про себя.

- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.

- С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

(сложение основ)

- Как называются слова, образованные таким способом в русском языке?

- Как соединяются основы в сложных словах?

(основы соединяются с помощью соединительных гласных о или е, или без них).

- Где мы можем применить эти знания?

(в правильном образовании и написании таких слов)

- Кто испытывал трудности в работе? В чём?

- Кто с удовольствием бы продолжил урок, поднимите руку?

7. Учебный элемент 6 (рефлексия).

- Прочитайте цель и значимость шестого учебного элемента про себя.

- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте.

- Спасибо за работу на уроке. Мне кажется, что вы справились с поставленной целью и выполнили мое пожелание: были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка.

Р.S. Приоритеты модульного обучения (МО):

  1. Учитель на уроке – консультант, координирующий деятельность учащихся.
  2. МО может использоваться в сочетании с другими технологиями.
  3. Даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
  4. Модульные уроки можно проводить разово, серийно по теме или в течение всего года.
  5. МО формирует информационную культуру самообучения, самообразования, самовоспитания – что есть цель всякого обучения.
  6. Высокая работоспособность детей.
  7. Комплексно решает идею: научить детей учиться.