Урок окружающего мира по теме: "Экосистема океана, моря"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: создание условий для формирования целостного представления об экосистеме океана, моря.

ЗАДАЧИ:

  • проследить закономерности связей живой и неживой природы в море; развивать познавательную активность, мышление;
  • формировать бережное отношение к природе и убеждение о познавательности мира.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта полушарий, карта Кемеровской области, опорные схемы, карточки, иллюстрации морских обитателей, видеофрагменты с изображением подводного мира морей, аудиозапись шума моря, репродукция картины К. Айвазовского “Черное море”.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Я желаю вам сегодня добра! И вы желаете всем добра!

Если вам будет трудно на уроке, я обязательно помогу.

II. Мотивационное начало урока.

- Предлагаю решить кроссворд <Приложение 1>, решив который, вы сможете узнать ключевое слово урока.

- Какое слово получилось в выделенной рамке? (Вода)

Итак, речь на уроке пойдет о водоёмах, о водных сообществах.

III. Актуализация опорных знаний.

Одновременная работа:

1. Самостоятельная работа по карточкам (3-5 человек)

2. Работа у доски: составить цепь питания живых организмов в озере (1 ученик)

3. Блиц-опрос (остальные учащиеся):

  • Что такое экосистема?
  • Что дает живым организмам кислород?
  • Что произойдет, если в экосистеме исчезнет почва?
  • Как называются мелкие организмы водной системы, которые плавают в толще воды и переносятся течением?
  • Какие бывают озера?
  • Почему озеро со временем может превратиться в болото?
  • Что может сделать человек, чтобы озера оставались экологически чистыми?
  • Какие озера нашей области вы знаете?

Предлагаю послушать сообщение ученика об озере Большой Берчикуль, самом большом озере Кемеровской области, и ответить на вопрос “Что нового и интересного вы узнали о Большом Берчикуле”?

4. Сообщение ученика (используется карта Кемеровской области.)

IV. Обобщение знаний: самостоятельная работа по перфокартам.

<Приложение 2>.

Отметьте знаком “+” верные высказывания, знаком “-” - неверные.

(работы 3 человек оцениваются учителем, остальные учащиеся осуществляют самопроверку по доске).

V. Физкультминутка.

Упражнения с имитацией движения под музыку.

VI. Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей (выход на новую тему).

1. Моделирование схемы водных систем. На доске расположены карточки, из которых открыта лишь одна

“ВОДНЫЕ СИСТЕМЫ”

остальные карточки открываются по мере ответов учащихся на вопрос “Какие водные системы мы уже рассмотрели ранее”?

“РОДНИК”

“РУЧЕЙ”

“ПРУД”

“ОЗЕРО”

“БОЛОТО”

“РЕКА”

Две карточки остаются закрытыми. Учитель задает вопрос: “А какие водоёмы вы знаете ещё”?

После высказываний детей, открываются последние карточки “ОКЕАН” и “МОРЕ”.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим жизнь океана и моря, их экосистему.

2. Самооценка знаний о море на начало урока.

Детям предлагается на карточках оценить свои знания о море на данный момент

Начало урока

Знаю всё

Знаю, но не всё

Не знаю ничего

Конец урока

Знаю всё

Знаний о море стало больше

Не знаю ничего

VII. Изучение нового материала.

1. Эмоциональный настрой на тему. Звучит аудиозапись шума моря, открывается репродукция картины К. Айвазовского “Черное море”, учитель читает четверостишие:

Как хорошо ты, огромное море -
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В ярком сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.

2. Совместное открытие нового с использованием карты полушарий, учебника, опорных схем <Приложение 3> по следующему плану:

а) что такое море, океан;

б) виды морей (внутреннее и окраинные);

в) сходство и различие морей и океанов;

г) мировой океан.

3. Просмотр видеофрагментов о подводном морском мире. Перед просмотром предлагается детям задание:

Запомните живые организмы, которые увидите.

(Рыбы, планктон, киты, водоросли, осьминоги, крабы и др.)

4. Постановка проблемного вопроса:

Почему в море много живых организмов?

5. Связь ранее изученных понятий с новым: составление схемы “Сообщество моря и океана”, используя просмотренные кадры. Дети выходят к доске и записывают понятия с обоснованием своих высказываний. В результате получается полная схема. <Приложение 4>.

Итак, мы доказали, что взаимосвязь живых и неживых организмов существует и в морском сообществе. Все важны друг для друга. И человек должен поступать так, чтобы не нарушать жизнь водных систем.

Знаете ли вы, какое животное океана самое крупное? (Кит)

Предлагаю послушать сообщение ученика и ответить на вопрос: “Как питаются киты”?

6. Сообщение ученика о ките с использованием иллюстраций или фрагментов видеофильма.

(предварительная подготовка ученика к сообщению должна осуществляться учителем с применением научной литературы. Используемые книги желательно демонстрировать классу).

VIII. Самостоятельная работа.

Работа в группах: моделирование схемы “Значение моря для человека” по опорным таблицам. <Приложение 5>.

(Одна из групп защищает свою работу перед классом на оценку.)

IX. Подведение итогов.

1. Фронтальный опрос:

  • О чём шел разговор на уроке?
  • Какие бывают моря?
  • Чем они отличаются от океанов?
  • Что нужно предпринимать для охраны водоемов?

2. Чтение четверостишия:

  • Мы видим солнышко в любое время года,
  • Мы слышим моря пенистую речь…
  • Всё это называется природой,
  • Давайте же всегда её беречь!

3. Самооценка знаний о море на конец урока по предложенным ранее карточкам.

X. Домашнее задание:

Составить кроссворд на тему “Море”.

Выставление и комментирование оценок осуществляется в ходе всего урока.

При изучении темы использованы опорные схемы и таблицы из сборника А.Х. Ахмалишевой “Естествознание в таблицах и схемах”.