Цель: формировать начальное представление о свете и цвете; узнать о возникновении радуги, познакомить детей с цветами радуги.
Оборудование: рисунки с радугой, таблицы, призма, иллюстрации к сказке, пластилин.
Ход урока
1. Орг. момент.
Ребята, отгадайте ребус, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Если вы затрудняетесь, то в этом вам поможет загадка:
Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет.
Правильно. Радуга!
2. Объяснение нового материала.
Как-то после дождя увидел Водный Пузырек огромную разноцветную дугу, перекинувшуюся через все небо.
- Какая красота! Что это такое?
- Кто это раскрасил небо? – подумал
Пузырек, раскачиваясь на солнечном лучике.
- Ребята, давайте поможем Пузырьку
ответить на его вопрос.
Рассказывают дети:
1 ученик. Слово “радуга” похоже на слово “радость”.
И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
- Почему же люди называли дугу – Ра-дуга?
2 ученик. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Что такое радуга? (Это солнечное свечение)
3ученик. В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.
4 ученик. Радуга бывает большой, когда солнце находится над горизонтом – утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая.
5 ученик. Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
6 ученик. Редко, но все-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко даже 3 или 4.
3. Повторение пройденного.
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идет дождь)
- Солнце светит и смеется,
А на Землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга. (Н. Михайлова) - Сколько цветов в радуге? (Семь)
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
- Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.
- Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
- А как думает Мудрая черепаха?
Давайте еще раз прочитаем объяснение Мудрой Черепахи в учебнике (стр. 97)
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
- Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики)
- Что тогда образуется? (Радуга)
4. Практическая работа №1: “Прохождение луча света через стеклянную призму”.
Учитель зеркальцем “ловит солнечного зайчика” и направляет его на призму. Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды.
Так можно получить небольшую радугу.
- Что нам заменяла призма? (Капельку воды)
- Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)
- Главный “художник” в природе? (Солнце)
Физ. минутка
Приплыли тучки дождевые:
- Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
5. Практическая работа №2: “Эффект радуги в домашних условиях”.
Радуга представляет собой оптическое явление, возникающее при преломлении и отражении солнечных лучей в миллионах дождевых капель.
Вы можете сами расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
- Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски
- Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”
Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри)
Чтобы запомнить цвета радуги люди придумали такие фразы – подсказки: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
схема: к о ж з г с ф.
Ребята, а как описывают радугу поэты? (Дети читают стихи)
Радуга.
Встречает нас приветливо
Она после дождя.
свеченье разноцветное
Влечет к себе меня.
Хоть знаю я, что радуга –
Лишь отблески лучей,
А все равно я надеюсь
И подбегаю к ней.
- Что называет поэт радугой? (Отблески лучей)
Радуга.
Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса – к полоске,
Линия – к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя…
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.
6. Сейчас мы попробуем изготовить модель радуги из пластилина.
А помогут нам в этом сказочные герои из сказки “Радуга.”
Над дремучим лесом шел дождик. Летнее солнышко закрыли тучи, и стало хмуро, холодно. Спрятались зверята под старой разлапистой елью, загрустили.
Ни в прятки поиграть, ни за бабочками побегать. А дождику конца – края не видно. Мудрый филин выглянул из дупла, вздохнул:
- Надолго дождик. Закончится теперь только когда радуга появится. Все знают, что дождики льются, пока радуги нет.
Встрепенулись зверята. Медвежонок предложил:
- Давайте сами радугу на полянке сделаем и дождику ее покажем. Тогда он уйдет и снова будет тепло и солнечно!
Сказано – сделано.
Побежал косолапый медвежонок по оврагам, собрал полное лукошко сладкой земляники, вернулся на полянку и выложил на земле ягодами красный луч радуги.
Пушистый зайчик в огород наведался, хрустящих морковок надергал, положил рядом с земляникой – вот и оранжевый луч радуги готов.
Ленивая лисичка далеко ходить не стала. Прямо на полянке нарвала нежных, только выросших одуванчиков и сплела из них желтый луч радуги.
Быстрая сорока полетела высоко – высоко и собрала с верхушек деревьев самых ярких листиков, принесла их на полянку в клюве. Получился тогда у радуги зеленый лучик.
Шустрая белка поскакала по веткам. Прыгала, прыгала, смотрит – под деревом голубые колокольчики растут. Принесла цветы друзьям, вот и голубой луч у радуги есть.
Запасливый барсучок достал из своей норки синюю ленточку, которую прошлым летом потеряла в лесу девочка Маша. Появился у радуги синий луч.
Неторопливый ежик нашел фиалки, собрал, сколько смог и к друзьям вернулся. Из фиалок ежик для радуги фиолетовый луч сделал.
Раскинулась на поляне разноцветная радуга, красивая!
Закричали звери дождику:
- Дождик, хватит лить!
Погляди, что у нас есть!
Посмотрела тучка вниз - и впрямь радуга! Всеми своими красками переливается. Значит, кончилось дождливое время. Уплыла тучка с дождиком за лес. Снова засияло солнышко, бабочки стали летать. То-то зверям весело! Прыгают, смеются. А старый филин надел очки, высунулся из дупла и удивляется:
- Смотрите, ваша радуга в небе отразилась.
Вот чудеса!
7. Звучит музыка.
Дети выполняют работу.
Работа выполняется способом размазывания пластилина по картону.
8. Итог урока.
Выставка работ.
Свою капельку радости от радуги вы оставили в своих работах.