Управление гимназией: анализ ситуации

Разделы: Администрирование школы


В основу совершенствования организации управления гимназией заложена идея создания управляющей системы со своей структурой, которая должна решать управленческие задачи, выполнять управленческие действия и функции управления. Особенности МОУ гимназии № 19 определяют набор подсистем в ее управляющей системе, которые между собой тесно взаимосвязаны.

1.

В аспекте по видам управленческого действия в управляющей системе гимназии № 19 сегодня выделяют следующие подсистемы: анализа, целеполагания, планирования, организации, руководства, контроля, коррекции. Из представленных подсистем подсистемы анализа, целеполагагия и коррекции являются инновационными в управляющей системе гимназии с точки зрения их самостоятельного оформления и автономного существования.

За последние пять лет в гимназии в соответствии с программой развития произошли изменения, сменились акценты в традиционных подсистемах управления, что способствует эффективности внутришкольного управления.

В области планирования приоритетным стало умение программирования (комплексно-целевые программы развития, экспериментальные программы, учебные программы, воспитательные программы). Умение программирования на разных уровнях у большинства членов педагогического коллектива перешло со стадии инновации на стадию традиционного вида деятельности.

В области организации приоритетным стало умение создавать инновационные и творческие команды педагогов, учащихся, родителей (творческие и педагогические лаборатории педагогов, временные группы субъектов образовательного процесса по подготовке и реализации проектов). Эта подсистема управления в гимназии приобрела черты индивидуализации, выраженные в алгоритмизации деятельности всех субъектов образовательного процесса, что стало новым аспектом в управляющей системе за последние три года. В гимназии созданы и апробированы следующие алгоритмы деятельности: “Алгоритм по организации процесса обучения”, “Алгоритм работы по созданию модели учебного плана”, “Алгоритм деятельности психологической службы по комплектованию профильных классов”, “Алгоритм комплектования предпрофильных и профильных классов” и т.д.

В области руководства сегодня значимым является делегирование полномочий на нижние уровни управления, создание ситуации успеха в профессиональной, учебной и иной деятельности педагогов и гимназистов. Основным методом интенсификации инновационных процессов в гимназии является работа коллектива педагогов по единой научно-методической теме. Педколлектив гимназии работал по следующим единым научно-методическим темам: “Личностно-ориентированное образование”, “Качество образования”. С помощью идеи, содержащейся в научно-методической теме, администрация гимназии регулирует (руководит) развитие потенциальных возможностей педагогического коллектива.

В области контролирования контроль стал стимулом для педагогов гимназии к поиску путей совершенствования. Наряду с традиционным подходом к выделению видов контроля (тематический, фронтальный, классно-обобщающий, персональный, оперативный), в гимназии пришли к необходимости выделения направлений внутришкольного контроля. Нами используются следующие направления контроля: контроль за выполнением Закона РФ “Об образовании”, Устава гимназии и иных локальных актов; контроль выполнением годового календарного графика; контроль за качеством и уровнем обученности учащихся; контроль за состоянием преподавания отдельных учебных дисциплин, курсов; контроль за уровнем воспитанности учащихся; контроль за ведением документации; контроль за состоянием санитарно-гигиенического режима и техники безопасности. Это способствует систематизации, а, следовательно эффективности контроля. Отличительной чертой внутришкольного контроля последних трех лет является переход от режима прямого контролирования к режиму совместного исследования, что способствует профессиональному росту педагогов.

За последние три года произошел процесс оформления, выделения и автономного существования новых подсистемы в управляющей системе гимназии. Данные изменения не были запланированы в Программе развития гимназии. Основанием к их выделению явилось развитие управленческой науки.

Управленческий анализ. Администрация гимназии считает необходимым выделить данное управленческое действие в самостоятельную подсистему. Важнейшим компонентом данной подсистемы является мониторинг (выявление объективного состояния наблюдаемого объекта с целью принятия правильного стратегического управленческого решения, способствующего прогрессивному развитию гимназии). На сегодняшний день мы вплотную подошли к осознанию необходимости создания в гимназии ресурсно-информационного центра, включающего в себя информационно-аналитический отдел и библиотечно-информационный отдел, так как огромный поток информации, ее упорядочение, анализ и принятие управленческих решений требуют высокой степени организованности и оперативности.

В гимназии используется структура анализа деятельности по принципу инверсии, т.е. движения мысли от конца, “выхода” результатов, к началу, “входам”, входным условиям. Решается задача освоения технологии субъектами управления проблемно-ориентированного анализа деятельности, который предполагает выявление и ранжирование проблем, имеющих место в деятельности гимназии, анализа причин возникновения проблем, определение возможностей и условий их решения. Важнейшим плюсом данной технологии, на взгляд администрации гимназии, является следующее: чем глубже проведен анализ проблем, тем реалистичнее и конкретнее будут сформулированы цели и задачи.

Целеполагание. Цель образования в гимназии №19 – это планируемый результат образовательных воздействий на разных уровнях. На уровне гимназии – планируемый результат образования “в выпускнике” или модель выпускника, которая разработана и представлена в Программе развития гимназии. На уровне ступени образования – задачи (образовательный стандарт) и сверхзадачи (гимназический стандарт) каждой из трех ступеней образования. На уровне процесса обучения – это стандарты по образовательным областям и предметам и т.д. такой подход к целеполаганию позволяет ввести в гимназии категорию результативности как отношение между реально достигнутым результатом и целью (планируемым результатом), что дает возможность анализировать деятельность гимназии с точки зрения выявления причин недостаточной результативности.

Таким образом, все представленные подсистемы системы управления тесно между собой взаимосвязаны и представляют собой своеобразный круг управления. За отчетный период каждая подсистема согласно Программе развития претерпела изменения. В целом система управления гимназии с точки зрения видов управленческого действия была модифицирована. Представленная эволюция системы управления способствует результативности деятельности гимназии.

2.

С точки зрения различных управленческих задач в управляющей системе гимназии №19 выделяют следующие уровневые подсистемы: уровень стратегического управления; уровень тактического управления; уровень оперативного управления; уровень самоуправления учащихся.

На стратегическом уровне управления находятся: директор; педагогический совет; совет гимназии.

В гимназии отработана технология подготовки заседаний педсоветов с целью активизации роли данного органа в стратегическом управлении гимназией, что нашло свое отражение в разработке Технологической карты подготовки и проведения педсовета. Данная технология позволяет широко привлечь к подготовке и участию в проведении заседаний педагогического совета педагогов гимназии.

Дальнейшее развитие органов данной подсистемы управления предполагает окончательное оформление Совета гимназии. Для этого созданы необходимые условия: сформированы инновационные для гимназии структуры, такие как родительский комитет гимназии, гимназическое собрание учащихся (“фабрика” подготовки мотивированных членов Совета гимназии).

На тактическом уровне управления гимназией находятся:

  • Административный совет, целью которого является тактическое управление по обеспечению внедрения программы развития гимназии. Особенностью деятельности этого органа стало широкое привлечение к подготовке заседаний педагогов гимназии, которые принимают активное участие в рассмотрении вопросов анализа, организации, контроля и регулирования жизнедеятельностью гимназии.
  • Совещание при директоре гимназии, целью которого является тактическое управление по обеспечению внедрения программы развития гимназии. На совещании вырабатывается программа действий для решения конкретной проблемы в рамках образовательного процесса совместно всем педагогическим коллективом гимназии. Эти решения, как правило, основываются на предложениях административного совета. Данное звено второго уровня структуры управления гимназией способствует созданию условий для мотивирования педагогического коллектива на результативный труд.
  • Научно-методический совет, целью которого является определение тактических линий развития гимназии: содержание образования, ресурсное обеспечение процесса образования, экспериментальная работа. Особенным в деятельности НМС является то, что его состав НМС за последнее два-три года помолодел. Это свидетельствует том, что категория “компетентные учителя” ассоциируется не только с опытом, но и с инициативой, творчеством, молодостью.
  • Малый педагогический совет, который вырабатывает программу действий для решения конкретной педагогической проблемы, основываясь, как правило, на предложениях психолого-педагогической службы (консилиума). Малый педагогический совет не имеет постоянного состава, созывается администратором и распускается после решения проблемы.

На оперативном уровне управления гимназией находятся научные кафедры. Инновационная стадия развития гимназии требует научно обоснованных действий учителей, определенных изменений характера педагогического труда и управления. Соответствовать этому условию могут только Научные кафедры. За последние годы их количество возросло с шести до девяти: кафедра обществоведческих наук, кафедра предметов эстетического цикла, кафедра политехнических наук, кафедра предметов естественно-научного цикла, кафедра начального обучения, кафедра воспитательной работы, кафедра здорового, безопасного образа жизни и технологии, кафедра гуманитарных наук. Особенностью за последние два года в управлении гимназией является то, что заведование кафедрами делегировано от членов администрации к учителям при сохранении кураторов из членов администрации гимназии. В течение пяти лет администрация гимназии оказывала помощь педагогам в развитии их сильных профессиональных качеств, создавало условия для самовыражения и самореализации, следствием чего явилось выдвижение и утверждение на должности заведующего Кафедрой педагогов из числа членов педколлектива. При Кафедрах успешно продолжают функционировать школа высшего педагогического мастерства, школа совершенствования педагогического мастерства, школа молодого учителя, научные общества учащихся. Таким образом, в гимназии создана полноценная кафедральная структура управления.

Задачами деятельности психологической службы являются изучение развития гимназистов, их интересов, способностей, профессиональных склонностей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся гимназии. Концепция психологического сопровождения гимназиста, отработка системы профильного образования, внедрение технологии психологического мониторинга - приоритетные направления деятельности психологической службы.

Новым звеном в оперативном управлении гимназией является социально-педагогическая служба. Цель - воспитание гармонично развитой, социально адаптированной личности ребенка на основе взаимодействия гимназии и семьи на принципах добра, нравственности, справедливости и законности. Цель деятельности социально-педагогической службы органично сочетается с общегимназической целью. Главными субъектами данного компонента являются социальный педагог, старший воспитатель, классный руководитель, семья.

Библиотечная служба стала полноценным компонентом педагогической системы гимназии. Современные функции библиотеки гимназии не просто меняются и резко расширяются, изменилась сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека становится структурным центром гимназии, определяющим информационно-библиотечное обеспечение. Она участвует в формировании у гимназистов информационной культуры и культуры чтения, гражданской грамотности, речевой культуры.

Родительский комитет гимназии также находится на оперативном уровне управления. Одной из основных задач деятельности родительского комитета является задача содействия педагогическому коллективу гимназии в совершенствовании условий по реализации образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности, а также координация деятельности классных родительских комитетов.

Четвертый уровень системы управления представлен такой подсистемой как ученическое самоуправление - Гимназическое собрание. Гимназическое Собрание – орган ученического самоуправления, в состав которого входит Гимназическая Дума и Гимназический Совет. Гимназическая Дума разрабатывает и согласовывает с администрацией основные документы, определяющие жизнь гимназистов, организует и осуществляет их реализацию с привлечением широкого круга учащихся. Дума обсуждает планы работы учащихся гимназии и документы, предоставленные администрацией, внося свои дополнения и предложения в проекты. Гимназический Совет подчиняется решениям Гимназической думы, участвуя в обсуждении всех вопросов и внося свои предложения и коррективы. Члены Гимназического Совета доводят решения Думы до сведения каждого класса.

Таким образом, можно говорить как о качественных, так и количественных изменениях в подсистемах управляющий системы гимназией. Все инновационные проекты разрабатывались и внедрялись согласно Программе развития гимназии.

3.

Подсистема управления самой системой управления гимназией (метауправление) решает задачи управления текущим функционированием внутришкольного управления, его развитием, модернизацией. Осуществление этой задачи возможно через грамотное распределение функциональных обязанностей администрации. Функциональные обязанности администрации гимназии продолжают распределяться с учетом специфики гимназии: образовательная область учебного плана, профиль обучения, сопровождение учебного плана и т.д., а также на основе Закона РФ “Об образовании”, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Национальной доктрины образования, Положения о муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии г. Липецка, Договора с Учредителем, настоящего Устава и локальных и актов гимназии, иных законодательных и подзаконных актов в области образования:

  • Заместитель директора гимназии № 19 по инновационной работе.
  • Основной круг функциональных обязанностей включает реализацию направления “Обеспечение гимназического образования”.
  • Заместитель директора гимназии № 19 по научно-методической работе.
  • Основной круг функциональных обязанностей включает реализацию направления “Научно-методическое сопровождение гимназического образования”.
  • Заместитель директора гимназии № 19 по учебно-воспитательной работе (общие вопросы).
  • Основной круг функциональных обязанностей включает реализацию направления “Организация образовательного процесса”.
  • Заместитель директора гимназии №19 по воспитательной работе.
  • Основной круг функциональных обязанностей включает реализацию направления “Воспитательная работа”.
  • Заместитель директора по административно-хозяйственной части.

Основной круг функциональных обязанностей включает реализацию направления “Обеспечение административно-хозяйственной деятельности в гимназии”.

Для администрации гимназии характерен высокий уровень управленческой культуры, который достигается через повышение профессионального уровня, овладение современными информационными технологиями, самообразование (научно-исследовательская работа каждого члена администрации в области управления: директор - “Мотивация достижений учащихся”; заместитель директора по инновационной работе – “Инновации и профильное образование”; заместитель директора по воспитательной работе “Роль воспитательной системы в совершенствовании процесса образования в гимназии”; заместитель директора по методической работе “ Ресурсное обеспечение учебного плана”; заместитель директора по учебно-воспитательной работе “Безопасность образовательного процесса”), использование технологии коллективно-творческого подхода, проектного метода в повседневной и рубежной деятельности администрации, что способствует интеграции и взаимозаменяемости членов администрации.

В последние годы в гимназии все чаще вместо термина “администрация” используется понятие “управленческая команда”. Эта смена акцентов подразумевает под собой серьезную, сложную и многогранную работу.

Система внутришкольного управления гимназии №19 служит интересам самой гимназии, а именно субъектам образовательного процесса. Оценка ее успешности субъектами образовательного процесса осуществляться не по показателям системы управления, а по результатам гимназии как управляемого объекта:

  • В гимназии №19 создано вариативное образовательное пространство, характеризующиеся видовым разнообразием классов (ранняя профилизация, профильное образование) и использованием в них различных программ и педагогических технологий, как общеразвивающих, так и специализированных. Гимназия имеет на сегодняшний день многолетний опыт предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Опыт гимназии в данном направлении работы представлен в Материалах Всероссийской научно-методической конференции “Профильное обучение как социально-педагогическая система трудового воспитания молодежи” (2002 г.), на практико-ориентированном семинаре Управления образования г. Липецка “Профильное обучение: от проекта к реализации” (2004 г.).
  • За последние пять лет учащимися гимназии завоевано 28 призовых места в городских предметных олимпиадах, 12 в областных олимпиадах. Шесть гимназистов стали участниками Всероссийских Олимпиад. Выпускница гимназии впервые в истории Липецкой Области стала победителем Всероссийской Олимпиады по праву (2003 год).
  • За отчетный период 49 выпускников гимназии окончили ее с золотой медалью и 37 с серебряной.
  • Учащиеся гимназии являются постоянными участниками и призерами, лауреатами Всероссийских, областных и городских конкурсов: Всероссийская акция “Я – гражданин России” (Диплом 3 степени); Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников “Шаг в будущее” (Диплом 2 степени); Региональная научно-практическая конференция “Творческая конструкторская деятельность учителей и учащихся” (Диплом 1 степени); городской конкурс “Липецкая область в сети Интернет” (Диплом 1 степени); Чемпионат Липецкой области по компьютерному спорту (Диплом 1 степени); Городская краеведческая конференция (Диплом 1 степени) и т.д.
  • Педагогами, администрацией гимназии проводится научно-исследовательская работа, которая публикуется научно-методических сборниках области, города, гимназии: “Образование и здоровье школьников. Проблемы. Пути решения” (2001 г.); “Гражданско-правовое образование в школе” (2002 г.); “Классный воспитатель школы: на пути к профессиональному совершенству” (2003 г.); “Экономическое образование школьников” (2004 г.).
  • Два педагога гимназии стали абсолютными победителями городского конкурса “Учитель года”, победителем номинации “Сердце отдаю детям”, победителями и призерами конкурса “Мастер золотые руки”, “Самый классный классный”.
  • В гимназии ведется большая экспериментальная работа. Закончен эксперимент по теме “Классный воспитатель”, заканчивается реализация эксперимента по теме “Дифференцированный подход к обучению, развитию и профильной ориентации учащихся в условиях учебно-методического сотрудничества гимназии и ЛГТУ”. Началась реализация экспериментальных программ по темам “Внедрение образовательной программы “Школа 2100” совместно с Межрегиональной общественной организацией содействия развитию Образовательной системы “Школа 2100”, “Апробации программы “Мой выбор” совместно с УМЦ г. Липецка.
  • Таким образом, система управления в гимназии из фактора по преимуществу поддерживающего, эксплуатирующего сложившиеся системы и обеспечивающего их стабильное функционирование, превратилась в силу, способную определить реальную судьбу гимназии, обеспечить ее преобразование и развитие.
  • Анализ современного состояния уровня внутришкольного управления позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:
  • Умение программирования, проектирования деятельности на разных уровнях у большинства членов педагогического коллектива перешло со стадии инновации на стадию традиционного вида деятельности.
  • Алгоритмизация деятельности всех субъектов образовательного процесса как метод скоординированности их действий.
  • Работа педколлектива гимназии по единой научно-методической теме как путь интенсификации инновационных процессов и развития потенциальных возможностей педагогического коллектива.
  • Переход от режима прямого контролирования к режиму совместного исследования, что способствует профессиональному росту педагогов.
  • Внедрение технологии проведения дидактического, воспитательного, психологического мониторинга как средства выявления объективного состояния образовательного процесса с целью принятия правильного стратегического управленческого решения, способствующего прогрессивному развитию гимназии.
  • Освоение субъектами управления технологии проблемно-ориентированного анализа деятельности, способствующего формулированию реалистичных и конкретных целей и задач развития.
  • Создание полноценной кафедральной структуры управления, способствующей научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
  • Реализация делегирования полномочий от административного к общественно-профессиональному управлению как путь демократизации и гуманизации управления.
  • Наличие разветвленной системы функциональных служб в гимназии: психологической, социально-педагогической, библиотечной и других, переходящих в своей деятельности в Центры, обеспечивающие образовательный процесс в гимназии.
  • Внедрение ученического самоуправления - важнейшего средства социализации гимназистов.
  • Высокий уровень управленческой культуры администрации гимназии.
  • Создание управленческой команды гимназии.