Цели:
- развитие сообразительности, логического мышления;
- укрепление интереса к родному языку;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма;
- установление доброжелательного микроклимата.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью музыки, карандаши, ручки, листы бумаги, мольберт, плакаты с ребусами, карточки с заданиями.
Оформление. Класс оформлен плакатами:
“Конкурс знатоков русского языка”,
“Я ко всем наукам путь имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это по тому, что я владею
Русским величавым языком”. (Данилов.)
“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – живой”. (Л. Н. Толстой.)
От каждого класса представлена команда из шести человек. Заранее выбраны капитаны команд, придуманы названия и девиз. На груди участников эмблемы с названием команды: “Чуткое ухо”, “Зоркий глаз”. Расставлены столы и стулья для соревнующихся, для жюри, болельщиков и гостей.
Болельщики заранее приготовили плакаты для поддержки команд.
Для болельщиков приготовлены ребусы на плакатах и на индивидуальных карточках. <рисунок1>
Ход конкурса
Организационный момент. Ведущий приветствует присутствующих гостей, болельщиков и сообщает о цели конкурса.
Звучит музыка.
I. В зал приглашаются команды участников конкурса.
II. Представление команд.
Каждая команда представляет свое название и девиз.
Команда 1.
Название: “Зоркий глаз”.
Девиз: “ Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется глаз”.
Команда 2.
Название “Чуткое ухо”.
Девиз: “Чтобы речь дошла до слуха, чуткое нам нужно ухо”.
III. Команды занимают свои места за столами. Напоминаю правила игры.
- На обсуждение вопроса дается 1 минута.
- До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднять руку.
- Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
- Карточки с ответами передаются членам жюри.
- За каждый правильно разгаданный болельщиками ребус команде присуждается дополнительный балл.
Ведущий: Сегодня мы проводим конкурс, посвященный русскому языку.
Русский язык - это самый красивый, самый точный, самый напевный, великий и прекрасный язык.
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще и говорить не научился, а уже слушает колыбельные песенки мамы. Так всю жизнь человек находится в мире языка. Без языка нельзя двинуть вперед науку, технику и саму жизнь.
Это подтверждают и слова Данилова. Вслух читаем слова плаката:
Я ко всем наукам путь имею,
Я со всей вселенною знаком
Это потому, что я владею
Русским величавым языком.
Поэтому, ребята, будем изучать свой родной русский язык.
Для оценки заданий конкурса приглашаю уважаемое жюри занять свои места.
ЗАДАНИЯ КОНКУРСА
Задания, оцениваемые в 1 балл.
1. “Загадки-добавлялки”. (Задания даются каждой команде по очереди. Отвечают хором. )
Задания для команды 1.
- Серый волк в густом лесу встретил рыжую….
- Ходит по лесу хорек, хищный маленький ….
- Вещунья белобока, а зовут ее……
- Мед в лесу медведь нашел, мало меда много…. .
Задания для команды 2.
- Поскорее наливай мне в стакан горячий….
- Как прекрасно все вокруг, если рядом лучший ….
- Я собою очень горд, смог испечь громадный….
- Вот лежит и бел и чист на столе бумажный …. .
2. “Загадки-шутки”. (Задания даются каждой команде по очереди. Отвечают хором. )
Назови имена девочек и мальчиков, которые услышишь в последнем слове вопроса.
Задания для команды 1.
- Кто принес куклу из магазина?
- Кто не пьет кефира?
- Кто подскажет, где растет вкусная ежевика?
Задания для команды 2.
- Кто, заметив паука, спрятался под диван?
- Кто ждет подарки от деда Мороза?
- Кто в зоопарке дразнит верблюда?
3. “Слова играют в прятки”.
(Слова даются на карточках каждой команде одинаковые.) Подчеркни.
1. Название, какого животного спряталось в слове?
Даны слова: баранка, икота, Василиса, соленье, скиталец, палисадник, заслонка.
2. В предложении “Женя в воде в очках” определи, кто Женя – девочка или мальчик. Ответ подчеркни.
Задания, оцениваемые в 3 балла. Задания даются на карточках.
1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?
(А) коровы; (Б) медведя; (В) свиньи.
2. Добавь в рассказ пропущенное слово.
У Лены есть_____. Он весело запрыгал, когда увидел, что Лена собирается гулять.
(А) мяч; (Б) кошка; (В) пес.
3. Какого цвета аленький цветочек в одноименной сказке Аксакова?
(А) красного; (Б) желтого; (В) голубого.
4. Что не может быть мягким, белым и теплым?
(А) пластилин; (Б) одеяло; (В) молоко; (Г) хлеб.
5. Вот предложение: “Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа фокусник”.
К какому слову в нем относится слово который?
(А) Саша; (Б) Юра; (В) папа; (Г) фокусник.
6. Юля сказала трем своим подругам: “Приходите ко мне после двух часов дня”.
Маша пришла к Юле в половине второго, Даша - точно в два, а Саша – в десять минут третьего. Кто из них выполнил просьбу Юли?
(А) Маша; (Б) Саша; (В) Даша.
7. В каком порядке должны идти предложения в сочинении “Как я провел день?”
- Я думал, мы пойдем играть в футбол.
- После уроков ко мне зашел Петя.
- А он предложил сыграть в шахматы.
Задания, оцениваемые в 4 балла. Задания даются на карточках.
1. Англичанин, изучающий русский язык, писал сочинение о весне:
В небе, возвращаясь, ухают журавли.
За окном чирикают голуби.
Под окном воркуют воробьи.
На деревьях курлыкают вороны.
По ночам чирикают филины.
Он перепутал слова, обозначающие голоса птиц. Соедини линией название птицы и ее голос.
ЖУРАВЛИ УХАЮТ ГОЛУБИ ЧИРИКАЮТ ВОРОБЬИ ВОРКУЮТ ВОРОНЫ КУРЛЫКАЮТ ФИЛИНЫ ЧИРИКАЮТ
2. Что не принято называть глубоким? Подчеркни.
(А) уважение; (Б) ночь; (В) осень; (Г) весну.
3. Подчеркни слово, которое можно перенести с одной строки на другую.
ПЕРЬЯ, АРИЯ, ПОЯС, ВЗДОХ, ОСЕЛ.
4. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?
(А) Что ешь? (Б) Где еж? (В) Куда идешь?
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
1. В какой из этих пар слова по смыслу связаны не так как остальные?
(А) волк – волчица; (Б) петух – курица; (В) ворон – ворона; (Г) кот – кошка.
2. Какое из этих выражений означает не то, что остальные?
(А) во всю прыть; (Б) на всех парусах; (В) во весь опор; (Г) во всю глотку.
3. Закончи пословицу “В огороде бузина, а в Киеве_______.
(А) малина; (Б) бабка, (В) терема; (Г) батька, (Д) дядька
Ведущий. Пока уважаемое жюри поводит итоги конкурса, мы вместе с членами команд и болельщиками попытаемся отгадать пословицу по двум словам:
- “свет, тьма”;
- “труд, лень”;
- “встречают, провожают”;
- “погибай, выручай”.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты.
Обе команды получают сертификат участника конкурса “Знатоков русского языка” с указанием количества полученных баллов. <Приложение 1. Приложение 2.>
Ведущий благодарит участников команд, членов жюри, болельщиков.