Внеклассное мероприятие для учащихся 2-го класса на тему: "Конкурс знатоков русского языка"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • развитие сообразительности, логического мышления;
  • укрепление интереса к родному языку;
  • воспитание чувства ответственности, коллективизма;
  • установление доброжелательного микроклимата.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью музыки, карандаши, ручки, листы бумаги, мольберт, плакаты с ребусами, карточки с заданиями.

Оформление. Класс оформлен плакатами:

“Конкурс знатоков русского языка”,

“Я ко всем наукам путь имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это по тому, что я владею
Русским величавым языком”. (Данилов.)

“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – живой”. (Л. Н. Толстой.)

От каждого класса представлена команда из шести человек. Заранее выбраны капитаны команд, придуманы названия и девиз. На груди участников эмблемы с названием команды: “Чуткое ухо”, “Зоркий глаз”. Расставлены столы и стулья для соревнующихся, для жюри, болельщиков и гостей.

Болельщики заранее приготовили плакаты для поддержки команд.

Для болельщиков приготовлены ребусы на плакатах и на индивидуальных карточках. <рисунок1>

Ход конкурса

Организационный момент. Ведущий приветствует присутствующих гостей, болельщиков и сообщает о цели конкурса.

Звучит музыка.

I. В зал приглашаются команды участников конкурса.

II. Представление команд.

Каждая команда представляет свое название и девиз.

Команда 1.

Название: “Зоркий глаз”.

Девиз: “ Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется глаз”.

Команда 2.

Название “Чуткое ухо”.

Девиз: “Чтобы речь дошла до слуха, чуткое нам нужно ухо”.

III. Команды занимают свои места за столами. Напоминаю правила игры.

  1. На обсуждение вопроса дается 1 минута.
  2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднять руку.
  3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
  4. Карточки с ответами передаются членам жюри.
  5. За каждый правильно разгаданный болельщиками ребус команде присуждается дополнительный балл.

Ведущий: Сегодня мы проводим конкурс, посвященный русскому языку.

Русский язык - это самый красивый, самый точный, самый напевный, великий и прекрасный язык.

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще и говорить не научился, а уже слушает колыбельные песенки мамы. Так всю жизнь человек находится в мире языка. Без языка нельзя двинуть вперед науку, технику и саму жизнь.

Это подтверждают и слова Данилова. Вслух читаем слова плаката:

Я ко всем наукам путь имею,
Я со всей вселенною знаком
Это потому, что я владею
Русским величавым языком.

Поэтому, ребята, будем изучать свой родной русский язык.

Для оценки заданий конкурса приглашаю уважаемое жюри занять свои места.

ЗАДАНИЯ КОНКУРСА

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1. “Загадки-добавлялки”. (Задания даются каждой команде по очереди. Отвечают хором. )

Задания для команды 1.

  1. Серый волк в густом лесу встретил рыжую….
  2. Ходит по лесу хорек, хищный маленький ….
  3. Вещунья белобока, а зовут ее……
  4. Мед в лесу медведь нашел, мало меда много…. .

Задания для команды 2.

  1. Поскорее наливай мне в стакан горячий….
  2. Как прекрасно все вокруг, если рядом лучший ….
  3. Я собою очень горд, смог испечь громадный….
  4. Вот лежит и бел и чист на столе бумажный …. .

2. “Загадки-шутки”. (Задания даются каждой команде по очереди. Отвечают хором. )

Назови имена девочек и мальчиков, которые услышишь в последнем слове вопроса.

Задания для команды 1.

  1. Кто принес куклу из магазина?
  2. Кто не пьет кефира?
  3. Кто подскажет, где растет вкусная ежевика?

Задания для команды 2.

  1. Кто, заметив паука, спрятался под диван?
  2. Кто ждет подарки от деда Мороза?
  3. Кто в зоопарке дразнит верблюда?

3. “Слова играют в прятки”.

(Слова даются на карточках каждой команде одинаковые.) Подчеркни.

1. Название, какого животного спряталось в слове?

Даны слова: баранка, икота, Василиса, соленье, скиталец, палисадник, заслонка.

2. В предложении “Женя в воде в очках” определи, кто Женя – девочка или мальчик. Ответ подчеркни.

Задания, оцениваемые в 3 балла. Задания даются на карточках.

1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

(А) коровы; (Б) медведя; (В) свиньи.

2. Добавь в рассказ пропущенное слово.

У Лены есть_____. Он весело запрыгал, когда увидел, что Лена собирается гулять.

(А) мяч; (Б) кошка; (В) пес.

3. Какого цвета аленький цветочек в одноименной сказке Аксакова?

(А) красного; (Б) желтого; (В) голубого.

4. Что не может быть мягким, белым и теплым?

(А) пластилин; (Б) одеяло; (В) молоко; (Г) хлеб.

 5. Вот предложение: “Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа фокусник”.

К какому слову в нем относится слово который?

(А) Саша; (Б) Юра; (В) папа; (Г) фокусник.

6. Юля сказала трем своим подругам: “Приходите ко мне после двух часов дня”.

Маша пришла к Юле в половине второго, Даша - точно в два, а Саша – в десять минут третьего. Кто из них выполнил просьбу Юли?

(А) Маша; (Б) Саша; (В) Даша.

7. В каком порядке должны идти предложения в сочинении “Как я провел день?”

  1. Я думал, мы пойдем играть в футбол.
  2. После уроков ко мне зашел Петя.
  3. А он предложил сыграть в шахматы.

Задания, оцениваемые в 4 балла. Задания даются на карточках.

1. Англичанин, изучающий русский язык, писал сочинение о весне:

В небе, возвращаясь, ухают журавли.

За окном чирикают голуби.

Под окном воркуют воробьи.

На деревьях курлыкают вороны.

По ночам чирикают филины.

Он перепутал слова, обозначающие голоса птиц. Соедини линией название птицы и ее голос.

ЖУРАВЛИ УХАЮТ
ГОЛУБИ ЧИРИКАЮТ
ВОРОБЬИ ВОРКУЮТ
ВОРОНЫ КУРЛЫКАЮТ
ФИЛИНЫ ЧИРИКАЮТ

2. Что не принято называть глубоким? Подчеркни.

(А) уважение; (Б) ночь; (В) осень; (Г) весну.

3. Подчеркни слово, которое можно перенести с одной строки на другую.

ПЕРЬЯ, АРИЯ, ПОЯС, ВЗДОХ, ОСЕЛ.

4. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?

(А) Что ешь? (Б) Где еж? (В) Куда идешь?

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1. В какой из этих пар слова по смыслу связаны не так как остальные?

(А) волк – волчица; (Б) петух – курица; (В) ворон – ворона; (Г) кот – кошка.

2. Какое из этих выражений означает не то, что остальные?

(А) во всю прыть; (Б) на всех парусах; (В) во весь опор; (Г) во всю глотку.

3. Закончи пословицу “В огороде бузина, а в Киеве_______.

(А) малина; (Б) бабка, (В) терема; (Г) батька, (Д) дядька

 Ведущий. Пока уважаемое жюри поводит итоги конкурса, мы вместе с членами команд и болельщиками попытаемся отгадать пословицу по двум словам:

  • “свет, тьма”;
  • “труд, лень”;
  • “встречают, провожают”;
  • “погибай, выручай”.

Ребусы

Жюри подводит итоги и объявляет результаты.

Обе команды получают сертификат участника конкурса “Знатоков русского языка” с указанием количества полученных баллов. <Приложение 1. Приложение 2.>

Ведущий благодарит участников команд, членов жюри, болельщиков.