Так называются книги, объединённые общим названием. Их появление на свет происходило в разные годы, и вручались книги в день прощания ребят с начальной школой. Это ценнейшее издание – память о первых школьных годах. Что же помню я, автор этих строк о своей начальной школе? Во-первых, посещение кукольного театра в первом классе; во-вторых – приём в октябрята и, в-третьих – вступление в пионеры. Запомнились эти три события так ярко потому, что никаких мероприятий больше и не было.О том, как проходят годы обучения в начальных классах моих учеников, будет судить читатель, когда я приглашу Вас на страницы детских книг.
Преподаватель, выпускающий в среднее звено своих ребят, знает, насколько дорога ребёнку память о первой учительнице, первых годах. Многие семьи бережно хранят первые тетрадки, фотографии. Дорогие коллеги, все мы вкладываем частицу своей души в учеников и порой знаем их способности и особенности характеров лучше, чем родители. Мы переживаем с каждым растущим человечком немало прекрасных мгновений, когда хочется сказанное ими запомнить, записать, сохранить.
А как много находится тем для разговоров с малышами! Тут и любимая игрушка, друзья, семья… Всего, пожалуй, и не перечислишь. А после долгой разлуки у детворы столько новостей и слушать их можно бесконечно! А как не обсудить поражение или победу?
Много пишут творческих работ мои ученики. Меня всегда восхищает открытость и непосредственность детских сочинений. Выдержки обязательно читаю на собраниях. Родители – самая благодарная и заинтересованная аудитория. Минуты, когда мамы и папы слушают детские работы, доставляют огромную радость, массу положительных эмоций, способствуют укреплению взаимопонимания. Как-то хотелось сохранить ребячье творчество, дать возможность ознакомиться с ним всем. Минут на родительском собрании явно не хватало! На одном из собрании я вдруг предложила родителям создать брошюру из детских работ. Идея была тут же подхвачена, и хотя до выпуска было ровно столько, сколько проучились (т.е. середина 2 класса), работа в последующие полтора года только прибавлялась. Самая первая книга (на фото она зелёная) комплектовалась для печати строгим редакционным комитетом, состоящего из родителей. Как только появлялись творческие работы, по субботам собиралась ред. коллегия для отбора фрагментов сочинений, если не вся работа ребёнку удалась, или же включалась в будущую книгу полностью, причём не рекомендовалось читать сочинение своего ребёнка. Спустя годы (с 1998 г.), я могу утверждать, что те субботние чтения только сплотили родительский коллектив, дали возможность оценить способности класса, понять детей, рядом с которыми учится свой малыш, порадоваться за успехи в развитии творческих способностей ребят, как за своего родного. 90 % всех сочинений выполнены в школе, но и родителям довелось выступить соавторами книг. Воплощение подобного замысла – очень хлопотное дело, но мне удавалось заинтересовать этим проектом ребят и родителей, дедушек и бабушек, и самых дорогих и почитаемых членов семей – прабабушек и прадедушек. Брошюры у нас не получилось – на свет явились 4 книги со следующими объёмами – 175, 327, 347 и 345 страниц. В книгах учитель выступает в роли проводника. Позвольте мне и вас провести по этим главам вместе с их настоящими авторами. (Детские работы читайте в приложении №1, а отзывы о книгах – в приложении №2)
Структура книги формировалась со временем. Самая первая из них имеет столько глав, сколько учеников обучалось в классе. Открываются первые страницы и перед глазами читающего – напутствия родителей. Отрадно, что мамы и папы нашли возможность оставить добрые пожелания ребятам в стихах и прозе. Авторами следующих 314 страниц выступили дети. Количество работ от каждого ребёнка варьируется от 7 до 20. О чём же пишут ребята? Я, пожалуй, перечислю те события в жизни класса, семьи, после которых появлялись сочинения. Итак – это праздники, КВНы, вечера совместного творчества, письма учителю с рассказами о том, как прошли каникулы или праздничный день; много работ, написанных после посещения экскурсий, с удовольствием повествуют дети о семье, увлечениях, о домашних питомцах и многое другое. Мои коллеги, часто присутствующие на наших праздниках или КВНах тоже оставили на память ребятам свои отзывы.
Небольшая часть книги, объёмом 50 стр. отведена взрослым. Эти страницы, безусловно, очень дороги родителям, дедушкам и бабушкам и представляют собой огромную ценность для детей, которые прежде всего должны знать историю своей семьи. Не нашлось ни одной семьи, которая отказалась бы поделиться воспоминаниями о детстве. К работе подключились даже крёстные, дяди и тёти, не говоря уже о родителях. Думаю, немало волнующих и приятных моментов пережили взрослые, выполняя просьбу учителя для подготовки к празднику “Моя родословная”. Ребята получили уникальную возможность ознакомиться с таким разным детством своих родных!
Заканчивается книга напутственным словом учителя.
Следующие книги, выпущенные спустя 4 года, имеют более совершенную структуру. Все работы распределены по главам; традиционно отводятся страницы для родительских работ, а учитель не только выступает с напутственным словом, в отличие от первой книги, а является комментатором всех глав. Человеку, впервые взявшему в руки нашу книгу, надо помочь в ней разобраться и подвести к восприятию главы.
Итак, работы распределены по следующим главам:
Глава 1.
Путешествия по краю
Тимашевск, Новороссийск, Анапа, ВДЦ "Орлёнок", Темрюк, ст. Тамань, Горячий Ключ, Азишская пещера, Абинск, Сочи, Крым; тематические экскурсии по Краснодару: "Екатеринодар – град казачий", "В гости к братьям нашим меньшим", "Цветы у обелисков", " Труд человека", экскурс по промышленным предприятиям города, посещение выставок и музеев города.
Глава 2.
Наблюдение за природой
Сочинения-описания или сказки о природе, серия работ выполненная в качестве задания, предложенного журналом “Юный натуралист” оказалась столь удачной и проникновенной, что полностью вошла в книгу (некоторые работы опубликованы в самом журнале). Появление аквариума в классе дало возможность ребятам проявить заинтересованность, наблюдательность и умение фантазировать. Тут же и описание любимого четвероного или пернатого любимца…
Глава третья.
Мир детства
В этой главе ребята рассказывают о любимых игрушках, фотографиях, на которых они запечатлены совсем маленькими, ведь любой ученик начальной школы заявит о том, что он уже взрослый, а тогда был забавным малышом, невнятно говорящим и со смешными привычками. Поделиться с читателями своими трогательными и смешными историями всем оказалось в удовольствие!
Глава четвёртая.
Каникулы и выходные
Ш.А. Амоношвили пишет: “Что это за длинный промежуток времени? Школа приостанавливает свою работу. Значит, образуется вакуум в воспитании? У детей появляется сразу так много дел и забот. Каникулы – сама жизнь – богатая, полная похождений, порой опасных, смешных, удивительных, увлекательных, познавательных…”
К этим словам невозможно не присоединиться. Эти сочинения выполняют роль связующего звена между учителем и учеником в тот момент, когда длительное время мы друг друга не видим. Сочинения всегда начинались в классе, а заканчивались дома лишь только потому, что времени дописать в школе не хватало, либо ребята оставались после уроков доводили начатое дело до завершения. Некоторые выпускники начальной школы настолько привыкли к такому стилю общения, что уже перейдя в старшее звено, носили мне сочинения в 5, 6, 7, 8 классе, аргументируя это тем, что им хочется поделиться со мной прожитым.
Глава пятая.
Самые любимые
Первые страницы этой главы посвящены бабушкам. Ребята едва проучились первое полугодие второго класса, но постарались написать содержательные работы. Бесконечно благодарна 16 бабушкам, пришедших на специальное собрание, которые просто не сочли возможным отказать учителю и внукам в помощи. Дома они рассказали малышам о своём детстве, показывали реликвии, пели песни и тоже…писали сочинения. Это партнёрство принесло свои плоды: скрепило дружбу внуков и бабушек, был открыт путь к познанию и формированию уважения к старшим. И не менее приятно оказаться победителями конкурса “Моя любимая бабушка”, проводимого журналом “Мурзилка”.
Пишут ребята о своих сёстрах и братьях, о родных, с удовольствием посвящают читателя в традиции семьи. Работа над этой главой требует от меня особой щепетильности. Одно дело – помочь ребёнку раскрыть душу, другое дело – не лезть в неё взрослым при подготовке совместных мероприятий я даю понять, что своему ребёнку они могут рассказать всё, что сочтут нужным, учитывая, что их письменное сообщение прочитают сотни людей. Другое дело – дети. Они бесхитростны, доверчивы. Здесь просто необходим педагогический такт и корректность. Приведу один пример: С девочкой, обиженной на папу, “ который после работы валяется на диване, читает газету и не играет со мной, а только кричит, чтобы я делала уроки”, согласилась и мама. Я провела беседу с мамой и дочкой отдельно, разобралась в ситуации и предложила девочке поменять высказывание, чтобы папа, прочитав сочинение, не обиделся. Девочка написала: “Я стараюсь после школы сразу выучить уроки, погулять, сходить в магазин, а пока мама готовит ужин, я жду папу во дворе. Мы вместе идём в садик за сестричкой, а потом ужинаем и играем в лото. Мой папа – самый лучший!” Совет помог поменять, как видите, не только смысл фразы, но и изменить к лучшему и ситуацию в семье. Моя теперь уже девятиклассница помнит тот разговор.
Глава шестая.
Школьные ступеньки
В этой главе ребята делятся своими воспоминаниями о первом волнующем дне поступления в первый класс, пишут о друзьях, общих делах класса. Очень эмоциональны сочинения о победе и поражении на разных конкурсах. Пишут о том, чувствуют ли себя повзрослевшими, выпускаясь из начальной школы. Мне было интересно прочитать о том, что же в жизни моих учеников произошло впервые именно в стенах школы.
Глава седьмая.
Взрослые
О своём детстве теперь повествуют не только родители. Хочется отметить, что изрядную добросовестность проявило более старшее поколение, поведавшее внукам и правнукам истории о своей жизни.
Глава восьмая.
“Поклонимся Великим тем годам!”
Воспитание патриотизма не было приурочено только лишь 60-летию Победы. Все мои ученики, начиная с первого класса, в достаточной степени для своего возраста владеют материалом о Великой Отечественной войне. Прежде всего ребята посещают тематические экскурсии в музее, слушают интересные рассказы, когда совершают автобусные экскурсии по городу, краю, учатся возлагать цветы к подножию памятников… (материал экскурсоводы адаптируют к восприятию уч-ся младших классов). Но самый богатый источник информации оказался практически в каждой семье. Внукам и правнукам приоткрыли страницы славного боевого прошлого дедушки и прадеды, бабушки и прабабушки. Ребята подготовили серию сочинений о памятниках города Краснодара, боевых наградах времён В.О.В.
Заканчивается книга… Сколько прожито, познано! Я как классный руководитель знаю смысл фразы любого ученика. Через страницы проглядывается не только стиль общения учителя с учениками, но и вырисовывается портрет каждого ученика, его семьи, отношение к воспитанию подрастающего поколения со стороны взрослых и само желание ребёнка принимать участие в данном проекте тоже не остаётся незамеченным. Все мои 107 учеников, а это разные годы выпусков, постарались на славу и сделали великое дело прежде всего для себя !Все вместе мы сотворили чудо – более 1000 страниц истории детства. Теперь у моих учеников есть предмет для гордости перед грядущими поколениями, и в руки их детей попадут не только фотографии, но и эта книга.
А теперь – в путь по страницам наших книг! Я лишь могу только сожалеть о том, что технические требования достаточно жёстки и нет возможности максимально предоставить интереснейшие работы моих замечательных учеников, но в статье я постаралась подробно ознакомить читателя с тематикой сочинений. (Приложение №1)