ЦЕЛИ:
- Развить мышление учащихся путём самостоятельной работы с книгой, дополнительной литературой.
- Содействовать:
а) экологическому воспитанию школьников,
обратив внимание на проблемы загрязнения
атмосферы Земли;
б) патриотическому воспитании, познакомив с
работами отечественных учёных и вкладом в
освоение космоса русских космонавтов.
Оформление. (В зале расставлены столы для работы в группах. )
Плакаты: многоступенчатая ракета; реактивное движение; космический корабль “Восток”; К.Э.Циолковский. Жизнь и деятельность учёного; Ю.А.Гагарин.
Демонстрации:
- сегнерово колесо;
- полёт ракеты.
Выставка книг.
Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околоземное пространство. (К.Э. Циолковский)
Вступительное слово учителя:
- Наша конференция посвящена практическому применению закона сохранения импульса, решению проблемы освоения космоса – вечной мечты человека. Мы её проводим в форме деловой игры. Ваша задача сегодня – внимательно слушать выступающих, участвовать в прениях, оценивать ответы и информационные сообщения, подготовленные вами самостоятельно с использованием учебников физики и дополнительной литературы. Конференцию проводят учащиеся 10 класса.
Ведущий 1: Мы начинаем конференцию, посвящённую проблемам освоения космоса. Здесь присутствуют специалисты, причастные к решению этой проблемы, - это группа теоретиков и экспериментаторов, а также историков, космонавтов и экологов.
Ведущий 2: (Звучит музыка Paul Maureat -Careless Wispher).
Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Мечтали люди о том, чтобы когда-нибудь побывать на небесных телах. Впервые фантастическое описание посещения Луны даёт Иоганн Кеплер в книге “Сон”. В XIX веке космическое путешествие описал Жюль Верн в романе “Из пушки на Луну”.
Ведущий 1: Солнце, Луна, звёзды – вечный источник, вдохновляющий поэтов.
Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины.
И мы плывём пылающею бездной,
Со всех сторон огнём окружены.
(Ф.Тютчев)
Ведущий 2: Звёздное небо – великая книга природы. Перед тем, кто сумеет её прочесть, раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.
Ведущий 1:
Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
Так я, в сей бездне углублён,
Теряюсь, мыслью утомлён.
(М.В. Ломоносов)
Ведущий 2: Конференция уже начала свою работу. Слово предоставляется группе историков.
Группа историков:
1. Рассказывает о жизни и деятельности Н.И. Кибальчича – революционера-народника. (Приложение 1)
2. Рассказывает о “Космической философии” К.Э. Циолковского – основоположника научной космонавтики. (Приложение 2)
3. С.П. Королев - Главный конструктор первых ракетно-космических систем. (Приложение 3)
Вопросы к группе историков:
1. Что вы знаете о детстве С.П. Королева?
2. Какую цель ставил перед собой С.П. Королев?
3. С.П. Королев строил ракеты и летал на них?
4. Расскажите о его работе, направленной на пользу человечества?
5. В его жизни были тяжёлые испытания?
6. В каком году С.П. Королев и при каких обстоятельствах был назначен главным конструктором?
7. С какого года было положено начало космической эры?
8. Каков же весь жизненный путь С.П.Королева? (Приложение 4)
Ведущий 1: Готовится к выступлению группа теоретиков вместе с экспериментаторами.
Группа теоретиков:
1. Даёт определение реактивному движению, приводит примеры его проявления в повседневной жизни.
2. Объясняет устройство ракеты как системы двух тел.
- Выводит формулу для определения скорости ракеты.
- Исследует зависимость скорости ракеты от массы оболочки, топлива, объясняют, что по мере сгорания баки с отработанным горючим становятся ненужным балластом и для сообщения им ускорения расходуется топливо. Поэтому по мере опустошения баков конструкции, которые уже не нужны, необходимо сбрасывать.
- В заключении делают вывод о необходимости создания многоступенчатой ракеты.
- Выводят формулу для скорости ракеты после сбрасывания очередной ступени.
Группа экспериментаторов:
1. Показывает опыты, доказывающие возможность реактивного движения. (Сегнерово колесо, полёт обычного детского шара под действием воздуха, выходящего наружу.)
2. На компьютере представляют модель запуска ракеты.
3. Анализируют опыты и делают выводы.
Ведущий 2: Слово предоставляется группе космонавтов. Это они проводят серьёзные научные исследования в космосе.
Группа космонавтов:
1. Рассказывает об этапах освоения космоса.
2. О истоках Российской космонавтики.
3. О первом космонавте Ю.А. Гагарине, о первом человеке, вышедшем в открытый космос и его впечатлениях об этом.
4. О новых двигателях.
5. Искусственные спутники.
Журналисты:
1. Сообщают о современных достижениях космонавтики;
- достижениях русской космонавтики.
2. Рассказывают о спутниках связи, научных исследованиях, опубликованных на страницах газет и журналов.
3. Знакомят с выставкой библиотечных книг по теме конференции.
Ведущий 1: Конференцию завершает выступление экологов.
Экологи:
- Рассказывают о космическом мусоре, который становиться серьёзной проблемой в околоземном пространстве;
- экологической безопасности;
- юридическом содержании принципа экологической безопасности.
- предлагают принять конкретные меры по уменьшению озоновой дыры, по утилизации космического мусора.
Ведущий 2: Конференция окончена. Мы надеемся, что наша конференция будет для вас полезной и доступной, вы узнали сегодня о новом виде движения – реактивном, об успехах отечественной космонавтики, о достижениях отечественной науки и техники. До следующей встречи.
Учитель: Спасибо всем, кто принял участие в подготовке сегодняшней конференции. Я думаю, вы внимательно слушали и анализировали, представленную информацию о реактивном движении и сумеете распознать его среди других видов движения, понимаете, что именно закон сохранения импульса позволяет теоретически рассчитывать и оценивать скорость – ракеты, которая зависит от отношения массы тела к массе оболочки.
Вы ознакомились с этапами освоения космоса, увидели значение научного вклада именно русских учёных и космонавтов, отметили успехи современной науки и её экологические проблемы.
Я предлагаю вам сделать соответствующие выводы, оценить каждого из выступающих на конференции. И поэтому домашнее задание будет таким: написать отзыв-рецензию на сегодняшнюю конференцию.
Учитель объявляет оценки учащимся.
Литература
1. Впереди своего века: Труды К.Э.Циолковского. М., 1970.
2. Баландин Р. Разум Вселенной // Техника молодежи. 1992. № 1-2.
3. Попович П. Р., Лесников В. С. Не могло быть иначе!: Космическая хроника. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 205 с.
4. Уманский С. П. Космонавтика сегодня и завтра: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.
5. Академик С.П.Королев. Ученый. Инженер. Человек: Творческий портрет по воспоминаниям современников: Сб. статей / Под ред.А.Ю.Ишлинского. - М., 1986.
6. Пионеры ракетной техники: Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк: Научные труды. - М., 1959.
7. Космонавтика СССР: Сб. / Сост. Л.Н.Гильберг, А.А.Еременко; Гл. ред. Ю.А.Мозжорин. - М., 1986.
8. Романов А. Королев. - М., “Молодая гвардия”, ЖЗЛ, 1996.