Развивающемуся обществу, думающему о будущем государства, необходимы знания. Ведь образованность и высокая культура народа - это высокая эффективность труда, рациональная экономика, научно - технический и социальный прогресс. Чтобы достичь зрелости, нравственного совершенства, высокой культуры, развития творческих способностей нужны знания, приобретение умений и навыков самообразования.
Каждый школьник, занимающийся самообразованием, понимает, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путем приобщения к самостоятельной работе. Самостоятельная работа школьника, включающая самые разнообразные формы и методы, предполагает работу над рефератом и практическую направленность деятельности.
В нашей школе в течение пяти лет существует научное общество учащихся "Зея". Конечно, 5 лет - это маленький юбилей, это только начало большого пути, но, независимо от столь небольшого промежутка времени, нами сделано уже немало!
Свою деятельность научное общество начинало в сентябре 1999 года. Мы сначала работали над темами рефератов и исследованиями, выступали на конференциях в школе и в городе, учились всему - как работать с источниками литературы, как проводить исследования, как оформлять свои работы, как выступать. Не имея никакой фундаментальной базы, мы обращались к специалистам в Зейский заповедник, в поликлиники и больницу города, в Зейский лесхоз, на метеостанцию, Зейскую ГЭС и другие организации. Можно сказать, прошли сначала практическое становление и только в январе 2000 года наше общество было утверждено как Научное Общество Учащихся "Зея". Целью работы нашего объединения является осуществление экологического образования, направленного на становление экологической культуры личности и общества, воспитание бережного отношения к природным богатствам страны, а главная задача - изучение и охрана природы своего края. За пять лет деятельности учащиеся НОУ "Зея" приняли активное участие во многих городских и областных научно - практических конференциях, представив более 40 работ, заняв 16 призовых мест в городе и 8 призовых мест в области. В 2001 году члены НОУ "Зея" принимали активное участие в работе международного российско - американского симпозиума "Ваятели третьего тысячелетия", в 2002 году ученица 11" А" класса Дмитриева Дарья за активное участие в экологическом движении была отмечена областной стипендией имени М.В. Лисицыной, в 2003 году ученица 11 " Б" класса Чижевская Зина была награждена путевкой в ДОЦ "Океан", а ученица 10 "А" класса Скоморохова Влада за лучший экологический проект была приглашена на областной слет активистов экологического движения школьников, в 2005 году ученица 10 класса Христич Татьяна заняла 3 место в областном туре Всероссийского конкурса "Права глазами ребенка".
Члены научного общества вносят свой вклад в практическую деятельность, проводя рейды и акции природоохранного значения, так, в течение трех лет они являются организаторами акции "Сохраним зеленых красавиц", принимают участие в благоустройстве школьного двора и микрорайона Светлый, осуществляют посадку саженцев, участвуют в городской акции по очистке озера "Исток". Представители НОУ "Зея" постоянные участники областных профильных смен - "Моя Хингания" в Хинганском заповеднике, в ДОЦ "Колосок", на турбазе "Мухинка".
Гордостью нашего объединения являются выпускники школы, которые уже в вузах продолжают научную работу - это Чижевская З., Бугло Е., Масычева О., Скоморохова В., Куценко Д., Еланцев А., Колесникова М., Федоряк М., сестры Дмитриевы Александра и Дарья, Сороколетова А, Дябкин И. и многие другие ребята.
Конечно, есть у нас и сложности - нет финансового обеспечения для участия в областных конференциях, есть сложности при оформлении работ в компьютерной обработке, но больше в нашей деятельности минут радости и удач, и сколько еще впереди свершений, творчества!
Ведь главное - охранять природу - это значит, беречь и охранять Родину!
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
СПОШ № 5 г. Зеи.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Научное общество учащихся - добровольное творческое объединение обучающейся молодежи и подростков, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях науки, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, практической и опытнической деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов на базе школы или (по договоренности) на базе других учреждений и предприятий.
II. ЦЕЛИ ОБЩЕСТВАОсуществление экологического образования направленного на:
2.1. - Становление экологической культуры личности и общества.
2.2. - Бережное и рациональное использование природных богатств страны.
2.3. - Изучение и охрану природы своего края и своей Родины.
III. ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА
3.1. Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
3.2. Участие школьников в разработке программ и проведении комплексных мероприятий по изучению, охране и защите природы своего края.
3.3. Обучение членов Общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем.
3.4. Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов различных подразделений.
3.5. Популяризация и освещение в периодической печати, по радио, телевидению, на научно - практических конференциях деятельности по охране окружающей среды.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ4.1. Изучение интереса обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки, содействие в профессиональной ориентации.
4.2. Организация разработки проектов исследований, проведение практических работ.
4.3. Разработка и реализация школьных, межшкольных научно-исследовательских проектов.
4.4. Организация и участие в семинарах по темам проектов, по вопросам организации научно-исследовательского и опытнического труда в сфере научной (теоретической) и (природоохранной, практической) деятельности.
4.5. Организация и участие в соответствующих выставках; проведение и участие в научных конференциях города, области и региона.
4.6. Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.
4.7. Издание летописи Общества, популяризация общества в СМИ.
4.8. Ведение журналов исследовательских, опытных работ.
V. ЧЛЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ, СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА5.1. Участвовать в работе Общества имеют право, учащиеся школы в возрасте 12-17лет.
5.2. Участие в работе Общества предполагается на правах членов Общества и кандидатов в члены Общества.
5.3. Кандидатом в члены Общества является лицо, проходящее обучение в кружках, факультативах, сделавшее доклад в классе, на семинаре, секции Общества, напечатавшее (в т.ч. в качестве соавтора) статью (в т.ч. обзорную) в одном из печатных органов Общества.
5.4. Членами Общества являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской, опытной деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов Общества, а также педагоги и сотрудники, являющиеся постоянными консультантами, научными руководителями проектов.
5.5. Высшим органом Общества является общее собрание членов и кандидатов Общества, которое проводится не реже одного раза в год.
Собрание заслушивает и утверждает отчет председателя Общества или его заместителя.
VI. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ И КАНДИДАТОВ В ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВАЧлены и кандидаты в члены Общества имеют право:
Члены Общества обязаны:
- активно участвовать в работе Общества;
- вести достоверные записи в журналах работы по проектам, рефератам; в установленные сроки разрабатывать проекты отчетов о работе (отчеты подписывают, рецензируют руководители);
- участвовать в популяризации работы Общества.
VII. МЕТОДЫ
- Теоретический (изучение природы, территории своего края по различным источникам).
- Практический (исследования, экспедиции, походы, экскурсии, анкетирование, наблюдение)
- Аналитический ( анализ результатов деятельности).
- Подготовительный (вовлечение учащихся в деятельность общества, формирование познавательного интереса к изучению родного края).
- Исследовательский (научно-исследовательская деятельность учащихся, включающая разработку тем, проектов для исследования, проведение практических исследований , их обработка, анализ).
- Итоговый (подведение итогов научно-исследовательской деятельности, представление работ на конференциях).
IX. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Руководителем Общества ведется журнал работы общества; журнал учета материальных и финансовых расходов.
Отдельно ведутся папки работ по проектам и рефератам.
Вся документация хранится в канцелярии школы.
Циклограмма исследовательской деятельности учащихся- Сентябрь - постановка задач и планирование работы на текущий учебный год, знакомство с требованиями к ученической, исследовательской работе и выбор тем исследований. (теоретические занятия, индивидуальные консультации).
- Октябрь - работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме, посвящение вступивших в члены научного общества учащихся (теоретические занятия, индивидуальные консультации).
- Ноябрь - сбор материала по теме исследования, теоретические и практические занятия, индивидуальные консультации, экскурсии на предприятия.
- Декабрь - оформление материала (теоретические и практические занятия, индивидуальные консультации).
- Январь - написание реферата и его оформление.
- Февраль - завершение оформления работы, рецензирование, подготовка к конференции.
- Март - участие в научно-практических конференциях - школы, города.
- Апрель - участие в НПК области.
- Май - подведение итогов, награждение победителей, выступления в СМИ.
Взаимодействие НОУ "ЗЕЯ" с организациямии учреждениями г.Зея за период 1999-2004 гг.
I. Зейский Государственный Природный Заповедник
II. Зейский лесхоз.
III. Зейский лесоперевалочный комбинат.
IV. Зейская поликлиника.
V. Зейская гидрометиообсерватория.
VI. Управление эксплуатации Зейским водохранилищем.
VII. Зейская ГЭС.
VIII. Санитарно-эпидемиологическая станция г.Зея.
IX. Станция юных натуралистов г. Зея
Участие НОУ "ЗЕЯ" в областных и региональных НПКи профильных сменах за период 1999-2004гг. Мониторинг деятельности НОУ "ЗЕЯ"
за период 1999-2004 гг.
Таблица результатов призовых мест НОУ "ЗЕЯ"
|
ГОРОД |
ОБЛАСТЬ |
||||
I место |
II место |
III место |
I место |
II место |
III место |
|
1999-2000 |
1 |
|||||
2000-2001 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
2001-2002 |
2 |
1 |
2 |
|||
2002-2003 |
1 |
1 |
1 |
2 |
||
2003-2004 |
1 |
1 |
||||
Итого мест: |
5 |
6 |
5 |
1 |
1 |
6 |
Диаграмма результатов призовых мест НОУ "ЗЕЯ"
Вывод: по данным таблицы и диаграммы видно, что за период с1999 по 2004 год представители НОУ "ЗЕЯ" заняли в городе16 призовых мест и 8 призовых мест в области, что свидетельствует об эффективности деятельности научного общества.