В настоящее время, когда единственным постоянным фактором являются перемены, проблема развития творческих способностей является наиболее актуальной. Ведь для решения повседневных задач в современных непростых условиях зачастую требуется изменение устоявшихся традиций, умение идти на риск. А на это способны только творческие личности. И, конечно же, особое значение имеет развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте. Именно в этот период, когда начинают формироваться способы учебной работы, многое можно исправить, многое заложить вновь. Надо только знать, что и как можно делать, чтобы помочь каждому ребенку вырасти творческой личностью.
Известно, что творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности, но только в деятельности, требующей проявление творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании чего-либо субъективно нового, без опоры на образец. Дивергентное (творческое) мышление, которому свойственны оригинальность и самостоятельность, уход от известных и знакомых ответов, полет фантазии и идей, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на задачах и заданиях “открытого типа”. Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и дают возможность предлагать любые разумные решения проблем.
В “Школе Сотрудничества”, где я работаю, проблеме развития творческих способностей уделяется большое внимание. При этом основное значение отводится содержанию программ обучения, методике преподавания и подбору творческого коллектива.
В своей работе я систематически использую различные творческие учебные задания, стимулирующие исследовательскую активность учеников. Предоставляю детям возможность активно задавать вопросы, поощряю высказывание оригинальных идей, провожу мониторинг динамики развития творческих способностей учеников (методика П. Торренса, в модификации О.М. Дьяченко (№1), методики “Применение” (№2) и “Составление предложений по трем заданным словам” (№3)). А в этом году в программу первого класса был включён факультативный развивающий курс “Моя вообразилия”, который предоставляет новые возможности для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребёнка. Данные следующей таблицы позволяют проследить динамику такого показателя творческого мышления, как оригинальность учащихся, посещающих этот курс:
% учащихся, давших оригинальные ответы | |||
Методика № 1 | Методика № 2 | Методика № 3 | |
I срез (сентябрь) | 8% | 24% | 24% |
II срез (январь) | 60% | 56% | 68% |
Данные об изменении среднего показателя гибкости мышления представлены в следующей таблице:
% учащихся, давших оригинальные ответы | ||
Методика № 1 | Методика № 2 | |
I срез (сентябрь) | 46% | 30% |
II срез (январь) | 64% | 48% |
В данном материале предлагается система специально подобранных и разработанных учебных заданий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников. Предусмотрены упражнения для уроков русского языка (Приложение, задания № 1-20), математики (Приложение, задания № 21-79). К заданиям творческого характера относятся и задачи-шутки (Приложение, задания № 35-38). Эти задачи являются новыми для учеников и для их решения нужно найти новый способ.
На развитие у учащихся умения нешаблонно анализировать ситуацию были направлены такие задания как решение задач, в условии которых уже содержится ответ на вопрос, например, задание № 29 Приложение). С этой же целью детям предлагаются нерешаемые задачи (Приложение, задания № 68-70). Проявление сообразительности при выполнении подобных заданий, как показал опыт, способствует формированию такого качества дивергентного мышления, как гибкость.
Для развития фантазии на уроках чтения предлагается использовать темы, содержащие в себе элемент необычности, который бы сам по себе провоцирует учеников на фантазирование (Приложение, задания № 80-92). Также предусмотрены задания для уроков природоведения (Приложение, задания № 93-96) и уроков ИЗО и труда (Приложение, задания № 97-101).
В заключении необходимо отметить, что только в сочетании с чутким отношением учителя ко всем проявлениям детского творчества, с личным примером творческого подхода к решению проблем и с постоянным включением детей в сотворчествово данная система творческих заданий способствует развитию творческих способностей школьников. Как показали наблюдения, только креативный (творческий) учитель способен правильно воспринимать самые неожиданные идеи детей, поощряя тем самым и в дальнейшем проявление их творческой активности, а, не подавляя ее.
Приложение. Упражнение для уроков.
При подборе материала была использована следующая литература:
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
- Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Педагогика, 1988.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Сост. Л.Н. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1990.
- Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М.: Просвещение, 1985.