Урок окружающему мира в 3-м классе по теме: "О чем рассказывают вещи". (Программа "Начальная школа XXI в." под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Разделы: Начальная школа


Программа “Начальная школа XXI века”
под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Цели:

1. Расширить представления учащихся о культуре быта русского народа.

2. Формировать мировоззрение учащихся о расслоении общества времен Древней и Московской Руси на основе сопоставления внутреннего интерьера жилища крестьян, помещиков и царей.

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с внутренним интерьером избы, с предметами быта крестьян.

2. Сравнить интерьеры крестьянской избы, дома помещика, боярского терема и царских хором.

Развивающие:

1. Продолжить работу по развитию речи учащихся.

2. Способствовать развитию познавательных процессов младших школьников.

3. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

4. Способствовать развитию устойчивых познавательных интересов к урокам окружающего мира.

5. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

Форма проведения: экскурсия в русскую избу.

Оформление горницы русской избы: часть класса представляет экспозицию предметов быта русской избы. В красном углу - полочка с иконой Божьей Матери - божница, под ней обеденный стол, покрытый вышитой скатертью. На столе самовар с сапогом, туески из берёсты, деревянные ложки с росписью, деревянные миски. Рядом со столом деревянная резная лавочка, на которой лежат подушки с вышитыми наволочками, стоит плетенная из ивовых веток корзина. У стола стоит старинная прялка с веретеном. Центральное место в экспозиции занимает печь. На специальном каркасе представлено небольшое окно с вышитыми занавесками. В противоположном иконе углу на вешалке представлены два женских русских народных костюма. Возле печки стоят предметы быта: сковорода, деревянный резной ковш, железная ступа, бочка, чугунный горшок.

Оборудование:

  • репродукция А.М. Васнецова “Московский Кремль при Иване Калите. 1921.”;
  • репродукция А.М. Васнецова “Московский Кремль при Иване III. 1921.”
  • карточки с новыми словами;
  • творческие работы детей;
  • рабочие тетради на печатной основе;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Настроение, каково? – ВО! (Дети показывают обе руки с отставленными вверх большими пальцами.)

– Все такого мнения? – Да!

– Все без исключения? – Да!

– Тогда улыбнитесь и подарите свою улыбку соседу и всем присутствующим на уроке гостям.

II. Повторение опорного материала.

– В народе говорят, чтобы понять человека, надо съесть с ним не один пуд соли. А как вы понимаете это выражение? (Если долго и тесно общаться, можно хорошо узнать человека.)

– Как вы считаете, что ещё может помочь определить, какой перед нами человек? (Речь человека, его жесты и мимика могут охарактеризовать его как личность. Они могут помочь определить другим людям, какой у него характер - злой или добрый. Внешний вид человека, его одежда помогают определить его материальное положение - состоятелен он или беден. Состояние его одежды может “рассказать” нам о его трудолюбии и опрятности.)

III. Формулирование темы урока.

1. Беседа.

– Как вы думаете, могут ли вещи дома “рассказать” о хозяине? (Конечно, могут.)

– Что они могут “рассказать”? (Вещи, находящиеся в доме, могут “рассказать” практически всё о своём хозяине…)

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

– Верно, тема урока “О чём рассказывают вещи?”

2. Театрализация.

– Дети, сегодня мы совершим экскурсию. А куда? Об этом вы мне сами скажете после просмотра небольшого театрализованного представления.

Одетая в русский народный костюм ученица изображает прядущую на прялке крестьянку, которая поёт за работой:

В горнице моей светло –
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.

– Вы, догадались, куда мы попали? (Мы попали в горницу русской избы.)

IV. Изучение нового материала.

1. Вводное слово учителя.

– Верно, это горница русской избы времён Древней Руси. Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси? (Древняя Русь существовала с VIII века по XIII век.) Обратите внимание на репродукцию А.М.Васнецова “Московский Кремль при Иване Калите. 1921.” Какими были дома в те времена? (Все постройки в то время были деревянными.)

А сейчас вернёмся в русскую избу. Я приглашаю вас в горницу русской избы. Так называли чисто убранную половину избы. А само название изба произошло от слова “испа”, что означает “истопить печь”. Сама изба сделана из брёвен без единого гвоздя. Брёвна хорошо подгоняли друг к другу, проделывая углубления в местах крепления. В щели помещали мох, чтобы удерживалось тепло. Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали её тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли друг с другом. Бедняки крыли свои дома соломой, складывая её рядами, и поливали жидкой глиной для прочности.

Изба делилась на тёплую, жилую часть дома и холодную (клеть) – место для хранения домашнего инвентаря и разнообразной крестьянской утвари. Жилую и хозяйственную части дома соединяли сени, через которые можно было выйти в сарай или на скотный двор. Во дворе располагались амбары, сараи, постройки для скота: хлев, конюшни.

Вопросы на понимание.

Почему крестьянский дом называют избой?

– Что ещё вы узнали о жилище крестьян?

– Совершить экскурсию по русской избе нам поможет хозяюшка Софья. Здравствуй, хозяюшка.

1 ученица – Софья:

– Здравствуйте, гости дорогие. Вы не стойте у дверей, проходите поскорей! Я вас чаем угощу, в красный угол посажу!

2. Сообщения учащихся. (Проверка домашнего творческого задания.)

– Расскажи нам, хозяюшка, почему дорогого гостя усаживали в красный угол?

1 ученица: сообщение “Красный угол в русской горнице”.

Красным углом в горнице русского дома считался угол, в котором висела особая полочка с иконами – божница. Под ней стоял обеденный стол. Это почётное место в избе всегда располагалось по диагонали от печи. Здесь всегда сидел хозяин дома и лишь дорогим гостям он уступал место. Входивший в избу человек обязательно устремлял свой взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Вообще, крестьяне были верующими, да и само слово “ крестьянин” произошло от родственных “христианин”, “христианский”. Именно в красном углу крестьяне совершали “утренние” и “вечерние” молитвы. Не помолясь не начинали никакого дела. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками.

Вопросы на понимание.

– Какой угол в русской избе назывался красным? Чем украшали Божницу?

– В каждой избе была печь. Как вы думаете, для чего печь нужна в доме? (Печь давала тепло и использовалась для приготовления пищи.) Подробнее о печи нам расскажет следующий ученик.

2 ученик: сообщение “Русская печь”.

Печи отводилось главное место в русском доме, так как она согревала дом, хозяева готовили на ней еду. В избе, где печь топили “по – чёрному”, трубы не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. В курной избе все стены были чёрные, закопчённые. Оказывается, такие закопчённые стены долго не гниют, изба могла служить много лет, да и дров печь без трубы “съедала” меньше. Печь занимала почти четвёртую часть избы. Её ставили в одном из углов, справа или слева от входа, чтобы она была хорошо освещена. Расположение устья печи относительно двери зависело от климата. В местностях с тёплым климатом печь ставили устьем к входу, в районах с суровым климатом – устьем к стене. Печь всегда строили на определённом расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем, его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила различные ухваты, кочергу, большую лопату, с помощью которой ставили хлеб в печь. Угол около устья печи называли – бабий кут, то есть женский угол. Здесь был и шкаф для посуды – посудник.

Вопросы на понимание.

– Какие избы назывались курными? Где ставили печь в русской избе? От чего это зависело? Почему угол у устья печи называли бабий кут?

– Обратите внимание на одежду хозяйки и другие вещи из ткани. Чем они украшены? Какие ещё вещи домашнего обихода, украшенные вышивкой, мы видим в русской избе?

– Так как зимою не велись работы на поле и русские люди имели больше свободного времени, то и мастерицы-рукодельницы занимались шитьём одежды, её украшением, а ещё они пряли пряжу. А как это раньше делали крестьянки, расскажет и покажет нам следующая ученица.

3 ученица: сообщение “Как получали пряжу в Древней Руси” (театрализация).

Всю одежду крестьяне делали дома. Льняные нити получали из волокна, содержащегося в стеблях этого растения. Стебли льна сначала долго вымачивали в воде, потом сушили, а затем мяли и трепали на дворе, чтобы избавится от ненужной части ствола. Делали это при помощи мялки и трепалки. После этого лён чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудельволокно для прядения нитей. Пряли кудель вручную, используя прялку.

Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку (на него садилась пряха). Левой рукой она вытягивала прядево, а правой вращала веретено – суживающуюся к обоим концам палочку длиной около 30 см с утолщённой серединой. На веретено наматывали нитью. Это был тяжёлый труд, но под умелой рукой веретено крутилось, как волчок.

Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно по этому на вертеле, гребнях и прялках делали специальный орнамент и узоры. По мнению крестьян, это оберегало “от сглаза” и охраняло от “ лихих” людей.

– Из чего же ели, пили наши предки-славяне? Как вы думаете? (Ответы детей.) О посуде русского дома нам расскажет следующая ученица.

4 ученица: сообщение “Посуда крестьянской избы”. (Рассказ ученицы сопровождается показом посуды, представленной на выставке.)

Вся посуда в крестьянской избе была деревянной, а горшки и латки (низкие, плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твёрдого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое тулово и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.

Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. В избе было много бондарных изделий: бочек, кадок, чанов, ушатов, шаек. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них проделывали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие ёмкости округлой формы с узким донцом, а у кадок дно было широкое.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками и берестяных туесах. В ходу были плетёные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

V. Физминутка. (Хороводная игра “ Лавата ”.)

VI. Продолжение изучения нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

– Погостили мы с вами в русской избе: экскурсия закончилась. Спасибо хозяюшке Софье и другим экскурсоводам, а теперь давайте “напросимся” в боярский терем и посмотрим, как там живут. Вспомните, кого называли боярами? (Бояре – богатые люди, которые помогали царю управлять государством.)

2. Работа с рисунками учебника.

– Рассмотрите рисунки в учебнике на странице111, иллюстрирующие внутреннее убранство горницы боярского терема и русской избы.

– Чем они похожи и чем различаются? (Ответы детей.)

Вывод: По внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Бояре живут в роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах.

3. Работа с текстом учебника. (С появлением новых слов в тексте, учитель вывешивает карточки с этими словами на доску.)

– А теперь отправимся в помещичий дом. Много ли было комнат в помещичьем доме? (Комнат в доме помещика было очень много.) Прочитайте, какие там были комнаты и для чего они предназначались? Подумайте, для чего была нужна диванная комната? (В ней хозяева отдыхали.)

– Что делали в музыкальной комнате? (В этой комнате слушали музыку, устраивали домашние концерты с игрой на музыкальных инструментах.)

– Какую комнату называли библиотекой? (Библиотекой называлась комната, в которой были полки с книгами, и в которой хозяева читали и хранили книги.)

– Что из статьи учебника вы узнали о буфетной? (В буфетной хранилась посуда. Эта комната располагалась рядом со столовой. А в самой столовой принимали пищу.)

– Какие ещё комнаты были в боярском доме? (У хозяйки дома была своя комната – будуар, в ней она принимала гостей. Были и спальни и детские комнаты. Был также кабинет, в котором работал хозяин дома. Светёлка - небольшая светлая комната в верхней части дома.)

– Какая комната была особо украшенная и почему? (Особо украшали в боярском доме гостиную. В ней принимали гостей.)

4. Работа со словарём

– Как вы понимаете выражение “раб вещей”? (Ответы детей.) Давайте проверим себя по словарику учебника. (Раб вещей – человек, который главным в жизни считает приобретение различных вещей и предпочитает их культурным ценностям – книгам, живописи, музыке.)

– Можно ли считать всех бояр, помещиков “рабами вещей”? Найдите ответ в тексте учебника. (Многие богатые люди тратили свои деньги на строительство школ, собрание библиотек, коллекции картин, которые потом дарили своему городу.)

– Посмотрели мы боярские хоромы. Как вы считаете, похожи ли царские палаты на хоромы помещиков? (Царские палаты имели ещё более богатую обстановку, чем дом помещика и располагались в специально построенных для жизни царей дворцах.)

VII. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по тетради на печатной основе. (№76, 78.)

– Определите, кто в каком доме живёт, и соедините стрелками хозяев с их домом. Как называется каждое жилище? (Крестьянин. – Крестьянская изба. Боярин. – Боярский терем. Царь. – Царские палаты.)

– Закончи предложения.

Гостиная

Горница

Светёлка

VIII. Домашнее задание.

1. Повторить материал по учебнику стр.109-111.

2. Найти и принести на урок рисунки старинной одежды русских людей разных сословий: князей, крестьян, бояр, дворян.

IX. Итог урока.

О чём сегодня нам “рассказали” вещи? (Ответы детей.)

– Что нового вы для себя узнали о крестьянской избе, о доме помещика, о боярском тереме и о царских хоромах?

Список используемой литературы.

  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. История России .1682-1861. М., 1996.
  2. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М., 1995.
  3. Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студенкин М.Т. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,1996.
  4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: ВАКО, 2004.- (В помощь школьному учителю).
  5. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995.
  6. Левицкая З.В. История Отечества для детей. М., 1996.
  7. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.