Тема урока: "Цена". 8-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 8


Понятие “цена” сопровождает нас всю жизнь: и в магазине, и на работе, и в кафе, и в транспорте, становясь привычным и обыденным. Между тем это довольно сложная и многоплановая экономическая категория.

Что такое цена?

Цена — денежное выражение стоимости продукции, товаров и услуг. Цена — важнейший инструмент управления в любой экономической системе, и особенно рыночной. У нее три основные функции:

Измерение. Известно, что с возникновением денег появились и проблемы: сколько денег отдать за тот или иной товар? Измерять стоимость товара — функция цены.

Регулирование. Общество, в котором разнообразных товаров, продуктов и услуг хватит на всех, увы, существует лишь в мечтах. А в реальности то, что производится людьми, распределяется на основе различных цен.

Стимулирование. Понижение цен способно привлечь в образовавшуюся “нишу” новых производителей, стремящихся использовать свой шанс на получение прибыли. Повышение цен, наоборот, способно разорить и привести к банкротству.

Спрос и предложение

От чего же зависит повышение или понижение цен в рыночной экономике? В первую очередь от соотношения спроса и предложения.

Спрос определяется количеством товаров и услуг, которые население (потребители) имеет желание и возможность купить в определенное время в определенном месте.

Предложение — количество товаров и услуг, которое продавцы имеют возможность и желание продать потребителям в определенном месте и в определенное время. Альфред Маршалл в конце XIX века разработал теорию, связавшую понятия “спрос”, “предложение” и “цена”. Он же предложил графическое изображение этой взаимосвязи.

Альфред Маршал Англия

1842-1924

Теория рыночного равновесия:

спрос, предложение,цена

“Крест Маршалла” знаменателен тем, что виртуозно увязывает воедино такое экономическое понятие, как спрос, предложение и цена. Великий английский экономист профессор Кембриджского университета Маршалл доказал, что существующая на рынке иена образуется в момент, когда спрос и предложение уравновешивают друг друга. При этом цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, определяется полезностью для него этого товара. Чем товар необходимее, тем дороже покупатель согласен за него заплатить.

Разновидности цен

Свободные (рыночные) — складываются на свободном рынке под влиянием спроса и предложения.

Фиксированные (государственные) — назначаются, устанавливаются “сверху” директивными государственными органами.

Монопольные — назначаются продавцом (группой продавцов), имеющим монопольное положение на определенном рынке и диктующим свои условия покупателям.

Договорные — устанавливаются в результате официальных контрактов и договоров между продающей и покупающей сторонами.

Расчетные (прогнозные) — определяются на стадии, когда товар еще только предстоит продать.

Экспортные — действующие при выходе товара за границу, учитывают возникающие при этом транспортные, таможенные, страховые расходы.

Мировые — цены мирового рынка, признанные в практике международной торговли.

Работа по карточкам “РЕБУСЫ”

Полезные советы

Как накручивают цену

“Вот цену накрутили...” — вздохнул мужчина, глядя на ценник в магазине.

Пара кроссовок стоила там 240 рублей.

Что же это за “накрутки”? А дело вот в чем: цена проходит несколько ступеней, прежде чем стать той, что на ценнике.

I ступень

Фирма-изготовитель, чтобы сделать продукт (в нашем случае — кроссовки), должна понести затраты: на зарплату работникам, на материалы, на электроэнергию, на износ оборудования и т. п. Вся совокупность этих затрат называется себестоимостью.

Предположим, что себестоимость изготовления одной пары кроссовок (О 100 рублей). Назначая свою цену на кроссовки, фирма должна включить в нее себестоимость и некоторую прибыль, которую хочет получить от продажи данного товара. Пусть эта прибыль (П) в нашем примере будет 20 рублей. Таким образом, цена производства (Цпр) определяется так:

Цпр. = С + П= 100 + 20 = 120 рублей.

II ступень

У фирмы-изготовителя по цене 120 рублей за пару крупные партии кроссовок закупает фирма-оптовик. Она выполняет необходимые работы по складированию, упаковке, перевозке товаров. Затраты на все это включаются в оптовую цену.

Пусть в нашем примере затраты оптовика (Зопт) составляют 20 рублей. Фирма-оптовик тоже хочет получить прибыль (Попт) — предположим, 30 рублей. Тогда оптовая цена (Цопт):

Цопт = Цпр + Зопт + Попт = 120 + 20 + 30 = 170 рублей.

Ill ступень

Конкретный пример формы розничной торговли — магазин. На этой ступени товар доходит до конкретного покупателя.

Затраты (Зрт) — 30 рублей. Магазин также устанавливает свою прибыль (Пр). Допустим, она равна 40 рублям. Таким образом, розничная цена (Цр) получается:

Цр = Цопт + Зрт + Пр = 170 + 30 + 40 = 240 рублей.

Вот мы и добрались до числа, проставленного на ценнике в магазине. А ведь имей мы возможность приобрести эту пару кроссовок прямо у фирмы-изготовителя, она обошлась бы нам более чем в два раза дешевле (100 рублей).

Выводы о выгодности посредничества и необходимости установления прямых связей с производством очевидны.