"Интеллектуальный бой" — одна из нетрадиционных форм урока русского языка

Разделы: Русский язык


Тема: “Лексика. Многозначные слова, омонимы. 5 класс.

Цели: Обобщить, систематизировать и пополнить знания учащихся по теме “Лексика”.

Развивать творческую активность, умение работать командами, в группах, самостоятельно добывать информацию и публично её излагать.

Примечания: “Интеллектуальный бой” может проводиться как между классами в параллели, так и в рамках одного класса. Если бой проводится между классами, то выбирается команда игроков и команда болельщиков, если в рамках одного класса, то все учащиеся делятся на две команды. В процессе подготовки к мероприятию команды получают задания.

Структура Ход занятия Примечания
1. орг. момент – Здравствуйте, ребята!

Начнём интеллектуальный бой.

– Сегодня сражаются учащиеся 5 “А” и 5 “Г” классов. Приветствуем игроков каждой команды.

Приветствуем группу поддержки.

Сейчас вы должны будете продемонстрировать свои знания в области изучения раздела “Лексика”, проявить свои творческие способности. И так начнём.

 
2. рефлексия – Сегодня у нас в гостях королева Лексикология.

Дайте точную характеристику (определение)

этого понятия.

(Лексикология – это наука о языке, изучающая лексику – словарный состав языка.)

– Какие лексические понятия были вами усвоены в процессе изучения данного раздела?

Каждой группе даётся плёнка с изображением королевы Лексикологии.

Приложение № 1

Дети работают на этой пленке, затем её изображение проецируется на экране.

За правильность выполнения заданий группы получают очки.

3. Теоретический блиц – опрос. – Что такое лексическое значение слова?

– Что такое грамматическое значение слова?

– Что такое однозначные слова? Многозначные слова?

– Что такое омонимы?

– Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

– Что такое синонимы? Антонимы?

– С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?

За правильность и быстроту ответов команды получают очки.
4. Сообщение цели. Цель нашего занятия – расширить знания по теме лексика и научиться применять эти знания на практике.  
5. Тренировочные упражнения на многозначность слов. 1. Даны словосочетания с прямым значением слов.

Подобрать словосочетания с переносным значением.

Железные гвозди

Стальной прут

Спокойное море

Копирует чертеж

Команды соперников обмениваются заданиями.
2. Подобрать все значения слов

Задание проводится в виде эстафеты. Каждая команда получает очки.
3. Послушайте текст. Подумайте, какое языковое явление использовал А. Дуров, чтобы посрамить своего обидчика?

Однажды одесский градоначальник, адмирал Зелёный, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождающему его чиновнику: “Скажите этому олуху, что я – Зелёный!” Тогда Дуров встал и отчётливо произнёс: “Ах, Зелёный? Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать”.

В тот же вечер дрессировщик вывел на арену цирка свинью, выкрашенную в зелёный цвет. Зрители, уже прослышавшие о конфликте, разразились аплодисментами.

Самостоятельно составьте небольшой рассказ, “обыграв” в нём многозначность любого понравившегося вам слова.
6. Сообщение о типах переносного значения. Выступление докладчика с сообщением о типах переноса значений.
  1. Метафора
  2. Метонимия
  3. Синекдоха
В качестве домашнего задания одной из групп было поручено подготовить сообщение о типах переноса значений.
7. Тренировочные упражнения. Найди метафоры в тексте.

“Не прошло и месяца совместного жития, как флейта начала чахнуть и плакаться на судьбу. Но жизнь стала ещё невыносимей, когда контрабас вдруг ни с того ни с сего предложил флейте перебираться с ним на новую квартиру”. (Чехов. Контрабас и флейта.)

– Наивный я человек, подумал Швейцар.

– Вот уж действительно шляпа. (Паустовский.)

– Злой огонь ревёт и пышет, двух пожарных сбросил с крыши. (Михалков)

– В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой. (Пушкин)

– И слышно было до рассвета, как ликовал Француз. (Лермонтов)

После проверки подводится итог.

– С какими типами переносных значений вы познакомились сегодня?

Давайте занесём новые сведения в нашу исходную таблицу.

обе команды выполняют одинаковое задание или командам можно предложить разные задания с последующей взаимопроверкой.

По результатам проверки команды получают очки.

8. Повторение и расширение знаний о явлении омонимии. – Посмотрите ещё раз на таблицу и скажите какое явление в русском языке очень похоже на многозначность, так похоже, что иногда их даже путают?

(Омонимия)

– Вспомните, что такое омонимы?

(Это слова одинаково звучащие, совпадающие и по написанию и по произношению, но совершенно разные по смыслу.)

– Чем отличаются омонимы и многозначные слова?

(У омонимов значение слов не связаны друг с другом, а у многозначных слов связаны.)

Задание. Найди омонимы.

Стакан из стекла
Вода стекла

Он выпустил клуб дыма
Он посетил сельский клуб

Побелить потолок
Потолок картошку

Я выпью три кружки
Он нарисовал ровные кружки

Обе команды могут выполнять одинаковое задание, а можно предложить детям разные задания с последующей взаимопроверкой. По итогам проверки команды получают очки.
9. Сообщение о явлениях близких к омонимии. Дети находят омонимы (клуб дыма, сельский клуб)

– А чем же являются все остальные словосочетания? Об этом нам расскажет вторая команда, которая самостоятельно исследовала этот материал.

Выступление докладчиков с сообщением о

Омоформах (совпадают в звучании и написании лишь в отдельных формах)

Омофонах (совпадают в звучании, но имеют разное написание)

Омографах (слова, совпадающие по написанию, но различающиеся по звучанию).

В качестве домашнего задания другой группе было поручено изучить материал о явлениях близких к омонимии.
  Задание:

1. Докажи, проиллюстрировав примерами, что слова мука – 1гр. парить – 2гр. являются омографами.

2. Вспомните как можно больше омофонов.

3. Найди омоформы:

Снег сказал: – Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей (Я. Козловский)

Задание даётся на время,

затем кол – во правильных ответов подсчитывается и оценивается.

  Проявите свои творческие способности и проиллюстрируйте, пытаясь обыграть, следующие омоформы:

Пила, дуло, лечу, три

После проверки подводится итог:

– Какие новые сведения мы сегодня узнали о явлении омонимии? Давайте их занесём в нашу таблицу.

Каждая команда вправе взять любые из предложенных слов. Наиболее удачные ответы оцениваются.

Через графопроектор высвечивается обновлённый вариант таблицы.

10. Подведение итогов занятия. – В качестве проверки знаний, полученных сегодня, вы можете задать любой вопрос команде соперника.

Посмотрите на нашу таблицу.

– Какие лексические явления остались сегодня без внимания? (Синонимы, антонимы).

– Эти вопросы могут быть темой для следующего интеллектуального боя.

Учащиеся задают друг другу вопросы. Наиболее

Интересные вопросы могут быть оценены.

Подсчитывается кол – во очков, определяется победитель.