Урок математики в 5-м классе по теме: "Действия с десятичными дробями". Урок-игра "Путешествие на озеро Байкал"

Разделы: Математика


Тип урока: деловая игра.

Технология: игровая, исследовательская, аналитическая, групповая, индивидуальная, коллективная.

Цели урока:

воспитательные:

  1. Воспитание любви к России, к родному краю.
  2. Воспитание экологической культуры.
  3. Воспитание патриотизма.
  4. Воспитание культуры труда.

общепредметные:

  1. Воспитание умения самоанализировать, контролировать и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки.
  2. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

практические:

  1. Закрепить и отработать навыки выполнения действий с десятичными дробями.
  2. Отработать навыки решать задачи на движения по реке (по течению, против течения).
  3. Закрепить умение решать задачи на нахождение скорости, расстояния, времени.
  4. Закрепить умение и навыков округлять десятичные дроби.

Оборудование: Раздаточный материал для диктанта - 30 карточек, таблицы для проверки умений находить скорость по течению, против течения 30 карточек; “Угадалки” - 30 штук; Карточки для самостоятельной работы и для исторической справки по 30 штук; опоры, схемы

Модель урока.

  1. Целепологание.
  2. Диктант.
  3. Угадалка.
  4. Игра.
  5. Заполни таблицу.
  6. Историческая справка.
  7. Коллективная работа.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Задание на дом.

Содержание урока.

Целепологание.

Сегодня мы проведем урок-путешествие. Надо на уроке закрепить действия с десятичными дробями. На уроке у меня будут 5 помошников – консультантов. За правильно выполненное задание вы получите жетон. Красный - 5,зеленый – 4, желтый – 3.

I этап. “Покупка билета”

Округлить до десятых десятичные дроби. (Класс получает карточки голубого цвета первый вариант, зеленого – второй вариант).

1 вариант (голубые)

Округлить до десятых.

  1. 0,147
  2. 9,991
  3. 16,909
  4. 3,499
  5. 3,02234
2 вариант (зеленые)

Округлить до десятых.

  1. 0,247
  2. 2,157
  3. 35,097
  4. 6,198
  5. 15,496

 

Ответ: I 0,1 10,0 16,9 3,5 3,0
II 0,2 2,2 35,1 6,2 15,5

Классс выполняет задание 5 минут, затем проверяет, взаимопроверкой. Подводиться итог.

II этап. “Посадка на теплоход”

Угадалка.

Решив 6 примеров, узнаем куда поплывет наш теплоход и по какой реке. Дети получают карточки разного цвета.

Угадалка.

Решив примеры, узнаете куда плывет теплоход.

Выполнить действия.

  1. 3,47- 1,96
  2. 5,09+11,23
  3. 2,9• 0,9
  4. 10 – 5,91
  5. 0,1632 •100
  6. 3,4• 0,7
  7. Л – 2,38 К – 4,09 Б – 1,51 А – 16,32 И – 2,61

 

Угадалка.

Решив примеры, узнаете по какой реке плывет теплоход.

Выполнить действия.

  1. 7,84 – 1,61
  2. 1,8 • 0,6
  3. 27 – 10,45
  4. 2,47+ 3,76
  5. 2,4 • 7
  6. 0, 623•100

Н – 1,08 Г – 16,55 Р – 16,8 А – 6,23 И - 6,14

 

Ответ: Байкал.
Ангара.

Ш этап. Игра

Каждый ребенок получает карточки, по которым надо сложить равенство по заданию учителя, правильность выполнения проверяют консультанты.

Как найти скорость

  1. по течению,
  2. против течению,
  3. собственную,
  4. течения.

На выполнение задания отводится 3 минуты. Правильность выполнения проверяют консультанты.

IV этап. Заполнить таблицу

Каждый ученик получает карточку с таблицей, которую надо заполнить. Таблицы разноуровневые. Учитель и консультанты проверяет задания.

1

в

Скорость течения Скорость собтвенная Скорость по течению Скорость против течения
1 3,09км\час км\час 35,1км/час  
2 км\час 42,1км\час 46,7км/час  

 

Ответ: 1) 32,01 28,92 2) 4,6 37,5

 

1

С

Скорость

течения

Скорость

собтвенная

Скорость

по течению

Скорость

против течения

1 4,3км\час 13,6км\час    
2 23,9км\час 2,8км\час    
1

А

Скорость

течения

Скорость

собтвенная

Скорость

по течению

Скорость

против течения

1 2,7км\час км\час км/час 26,3км/час
2 км\час 30,5км\час км/час 27,6км/час

 

Ответ: 1) 29 31,7 2) 2,9 33,4
Ответ: 1) 17,9 9,3 2) 26,7 21,1

V этап. Историческая справка

Экскурсия в Лимнологический музей в поселке Листвянка.

Класс получает карточки с заданиями и решает самостоятельно. Тетради с решениями сдают на проверку.

Карточки.

1. Один из притоков Ангары река Белая. Скорость течения Белой 2,47 км/ч. Скорость лодки 5,04. Найти скорость по течению и против течения?

2. Расстояние от порта Байкал до города Иркутска равно 97,87 км, а от города Свирска до города Иркутска на 14,47 км больше. Чему равно расстояние от порта Байкал до города Свирска?

3. Длина реки Енисей равна 3,487 тыс. км, а длина реки Ангара меньше на 1,71 тыс. км. Чему равна длина реки Ангара?

4. Каспийское море имеет наибольшую глубину 1,025 км. Чему равна глубина Байкала, если оно глубже на 0,8950 км?

Ответ: 1. 7,51 2,57
  2. 112,34 210,21
  3. 1,777  
  4. 1,92  

V I этап. Коллективная работа

Решить задачу.

Теплоход отправился из порта “Ангара” в порт “Байкал” со скоростью 23,36км/час. Скорость течения реки 3,94км/час и прибыл в пункт назначения через 6 часов. Найти расстояние между портами.

Решение:

1) 23,36- 3,94 =19,42км/час скорость против течения.

2) 19,42 6 = 116 ,52км расстояние между портами.

Ответ: 116,52 км/

VII этап. Самостоятельная работа

Вариант 1

Собственная скорость катера 18,23 км/час , а скорость течения 3,86км/час. Найти скорость катера по течению и скорость против течения.

До обеда катер проплыл 93,67 км, а после обеда на 10,47км меньше. Чему равен весь путь?

Ответ: 1. 14,37 22,09
2. 83,2 176,87

Вариант 2

 Собственная скорость катера 16,97 км/час , а скорость течения 3,08км/час. Найти скорость катера по течению и скорость против течения.

До обеда катер проплыл 100,87 км, а после обеда на 23,97км меньше. Чему равен весь путь?

Ответ: 1. 20,05 13,89
2. 76,9 177,77

Вариант 3

 1) Собственная скорость катера 17,31 км/час, а скорость течения 3,47 км/час. Найти скорость катера по течению и скорость против течения.

2) До обеда катер проплыл 97,87 км, а после обеда на 11,07 км меньше. Чему равен весь путь?

Ответ: 1. 13,84 20,78
2. 86,8 184,67

VIII этап. Итог урока

Выставление отметок. Задание на дом.

Доска.

Картинки

О Байкале.

Цифры

Глубина

Площадь

Таблицы

С ответами

 

Задачи из VII этапа