Вопросы философии развития профессионального образования

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Нам представляется, что любой вид образования (политехническое, педагогическое, гуманитарное, юридическое и т.д.) включает в себя как психологические факторы, так и факторы, обусловленные окружающей средой. На формирование философского мировоззрения, особенно у учащихся начального профессионального образования, данные факторы оказывают большое влияние. Например, когда преподаватель ОБЖ, объясняя важность военной службы для молодого человека, опирается на религию спасения (буддизм, конфуцианство, иудаизм), приводит отдельные цитаты из книги китайского реформатора Шан Яна (390–338 гг. до н.э.), то учащиеся непроизвольно повторяют вслед ему:   “Все привилегии и жалованья, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь на службу в войске, иных путей на должно быть…” Развивая мысль китайского реформатора, учащиеся задают вопрос: “Как быть с теми, кто не желает служить?” На этот вопрос Шан Ян дает четкий ответ: “Если при введении закона проводится четкое разграничение прав и обязанностей и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, будет достигнуто хорошее правление”. После этой цитаты на уроке шторм. А что же у нас не знают?

При рассмотрении вопроса о необходимости формирования у учащихся системных представлений подчеркивалось, что в зависимости от возрастных особенностей каждая ступень профессионального оборудования требует четкого дифференцированного подхода.

Предпосылкой правильного определения содержания рассматриваемого на уроках материала является прежде всего профессионализм преподавателя, который, как известно, не всегда зависит от стажа работы.

Для формирования научного мировоззрения важно понимание особенностей психологического развития обучающихся, влияние факторов окружающей среды, чрезвычайно важных для всего процесса профессионального образования молодежи.

Формирование философского мировоззрения должно осуществляться на базе глубоких всесторонних знаний психолого-педагогических основ профессионального образования.

Следует отметить, что некоторые методические “правила” общеобразовательной школы не всегда согласуются и при прохождении общеобразовательных дисциплин в профессиональном образовании, что в последнее время отражается и в государственных стандартах начального и среднего профессионального образования, где четко отслеживается профессиональная направленность.

Методических разработок по формированию научного мировоззрения на примере отдельных дисциплин профессионального цикла издано пока относительно мало, поэтому преподаватели технологических дисциплин начального профессионального образования испытывают определенные трудности.

Следует отметить, что системные представления профессионального образования неизбежно влекут за собой целый ряд методико-дидактических требований. Среди них необходимость более тесного сотрудничества преподавателей, мастеров производственного обучения, администрации колледжа (замдиректора по учебно-производственной работе, завпрактикой, завмастерскими и т.д.), интеграция учебных дисциплин, связь преподаваемого материала с современным производством и, наконец, сам системный подход.

Для методической подготовки занятий профессионального цикла есть ряд возможностей, которые следует осуществлять с учетом дифференциации процесса формирования научного мировоззрения.

Для процесса в целом, согласно предмету профессионального обучения, преподаватель, подготавливая методически какое-либо занятие, должен опираться на свои собственные философско-мировоззренческие знания и взгляды.

Естественно, что на уроках теоретического обучения преподаватель профессиональных дисциплин, имея высшее образование, способен опираться на собственные философские умозаключения. При прохождении учащимися производственного обучения и производственной, преддипломной практики вне стен колледжа перед педагогическим коллективом стоят определенные задачи по усилению контроля за обучающимися, вовлечению их в социальную среду колледжа после практики.

Когда на практических занятиях предполагается применение методов, направленных на условие обучающимися методических знаний, то прежде всего продумывается степень соответствия этих знаний научным методам, а также какие теоретико-познавательные проблемы необходимо будет разъяснить или по крайней мере учесть при изучении учебного материала. Примером может служить в нашем колледже преподавание технологии деревообработки преподавателем Е.Н. Смоляковой, которая практически на всех занятиях дает материал современного повышенного уровня, что вызывает особый интерес у обучающихся.

Для формирования мировоззренческих знаний профессионального образования применима вся та методика, которая используется в процессе преподавания специальных дисциплин.

В зависимости от предмета преподавания рекомендуется, естественно условно, проводить занятия приблизительно по следующей схеме:

  • философское введение;
  • историко-философский обзор;
  • характеристика личности испытателя;
  • социальная актуальность проблемы;
  • экономическая составляющая;
  • понятийность терминов и определений;
  • постановка философско-мировоззренческой задачи;
  • определение связей с другими предметами;
  • повторение пройденного с учетом философско-мировоззренческого аспекта материала;
  • систематизация приобретенных знаний с философско-мировоззренческим взглядом.

Для формирования специальных философских знаний, вытекающих из дисциплин профессионального цикла, указанная методическая схема может быть дополнена следующими моментами:

  • философская оценка результатов и открытий, изобретений конкретной науки, ее технической оснащенности;
  • философско-мировоззренческая классификация отдельных научных теорий;
  • критическая оценка мировоззренческих позиций испытателя с учетом достижений мировой науки и практики.

Таким образом, изучение всех перечисленных выше вопросов крайне необходимо для формирования основополагающих философско-мировоззренческих взглядов обучающихся колледжа.

Исходя из этого прежде всего необходимо определить объем обобщающих философских знаний, которые будут использованы на уроках при повторении материала или на вводных занятиях.

На факультативных занятиях крайне желательно, конечно, более детальное и углубленное изучение данных проблем.

Особый интерес проявляют учащиеся к новым современным технологиям, например, изготовлению различной мебели (кухонной, спальной, гостиной и т.д.) из массива ценных древесных пород, что заставляет ребят обратиться к интерьеру различных эпох, к преподавателям истории и других дисциплин, которые представляют свои философские мировоззрения.

Следует заметить, что при рассмотрении мировоззренческих позиций профессионального образования наметились определенные подходы к наиболее интересному вопросу, философии развития образования. Здесь нам следует немедленно обратиться к толковому словарю, в нашем случае под редакцией доктора педагогических наук Н.Ф. Татьяченко (М.: Издательский дом “Диалог”, 1998). Философия-1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Можно сказать, подходит, но все слабо конкретизировано.

Пункт 2. Методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки. Это определение в полной мере подходит к нашему вопросу. И в действительности мы с вами рассматривали выше методологические принципы профессионального образования, естественно, только отдельные частные вопросы.

В новых экономических условиях все более насущным становится вопрос взаимосвязей образовательных учреждений профессионального образования с хозяйствующими субъектами, которые и являются потребителями продукции образовательных услуг.

На современном этапе сложилась такая ситуация, когда профессиональные образовательные учреждения различного уровня (государственные и негосударственные) предлагают образовательные услуги и выпускают специалистов различного профиля без учета потребностей рынка труда. Государственные ОУ из года в год исполняют бюджет, а негосударственные – получают прибыль за счет обучающихся, не неся ответственности вообще за последующее их трудоустройство. Имеется мода на юристов, пожалуйста, вам – юристы и т.д. Ходатайствующие субъекты с различными формами экономики, не затрачивая на подготовку специалиста ни одной копейки, берут себе таких “юристов”, подгоняют их под свои требования (далекие от юриспруденции) и получают прибыль. В результате: государственные ОУ остались при своих интересах.

Каков же выход из создавшегося положения? Каким образом дальше пойдет развитие системы профессионального образования в стране, регионе? В своих трудах профессор В.И. Лисов отметил, что в этот период необходимо государственным ОУ серьезно заниматься развитием внебюджетных фондов за счет дифференциальной ренты, т.е. те, которые находились ближе к Садовому кольцу и сдавали по баснословным ценам помещения в аренду под офисы, автошколы и т.д.

Профессором В.И. Лисовым отмечено, что основной целью профессионального образования является не пополнение различных фондов, а подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня, которые востребованы на рынке труда.

Однако с теоретической точки зрения философия развития профессионального образования одновременно является с первого взгляда абстрактной наукой, в то же время конкретной; она непосредственно обращается к теоретическим размышлениям и к каждому преподавателю, мастеру производственного обучения. Подобные рассуждения в сфере развития философии профессионального образования не претендуют на верховенство мысли, а пытаются установить исторический и идейный контекст того, чем же занимается в современной обстановке профессиональное образование. По каждой проблеме, которые мы успели рассмотреть, имеется нечеткий ответ, потому что в практике работы мы постоянно вынуждены принимать решения, которые не всегда требуют философского мировоззрения.