Более 60 лет в педагогике нашей страны приоритетной считается дифференцированная, предметная система обучения, предполагающая приобретение знаний в процессе изучения зачастую очень разрозненных предметов. Вследствие этого учащиеся воспринимают учебный материал фрагментарно, да и сам окружающий мир тоже. Чтобы ликвидировать это противоречие, учителя-предметники еще в конце 60-х годов прошлого века начали активно внедрять в практику использование межпредметных связей и интегрированных уроков. Считаю, что будущее нашей школы именно за подобными уроками.
Предмет "Изобразительное искусство" является по сути своей интегративным курсом, объединяющим основы всех визуально-пространственных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры. Чтобы усилить эмоциональное воздействие искусства на личность современного ребенка, необходимо использовать в урочной и внеклассной работе, помимо произведений изобразительного искусства, произведения литературы, музыки, фольклора в комплексе.
Разумеется, каждый учитель дает ряд тем, связанных с иллюстрированием загадок, стихов, сказок. На подобных уроках звучат отрывки из литературных и музыкальных произведений. А вот пробовали ли вы рисовать музыку? Конечно, к подобному заданию необходимо подготовить ученика. Он должен уже знать, что краски бывают теплые и холодные, нежные и печальные, уметь сравнивать краски, используемые в картине, с музыкальными фрагментами. Мы рисуем музыку, пока она звучит, без предварительных эскизов и набросков. Подобная работа отражает сиюминутное впечатление, потому что музыка подвижна, и мы не можем заставить ее замереть для позирования, но можем передать свое восприятие ее в цвете, линиях, образах, с которыми она ассоциируется.
Возможно, приведенная ниже таблица будет полезна как учителям изобразительного искусства, так и учителям музыки, поскольку сравнение музыкального произведения и произведения изобразительного искусства проводится довольно часто.
Общность терминологии, применяемой в музыке и изобразительном искусстве
Музыка |
Изобразительное искусство |
Арабеска – пьеса с богато украшенным, мелодичным рисунком | Арабеска (франц.) –
название орнамента средневекового искусства
мусульманских стран. В основе А., построенной по
геометрической сетке, принцип бесконечного
пространственного развития повторяющихся групп
орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного, прихотливого узора |
Акцент – выделение, подчеркивание отдельного звука или аккорда путем его динамического усиления | Акцент – выделение зрительного центра плановостью, цветом, динамикой |
Вариация – музыкальная форма, состоящая из темы и видоизмененных повторений ее | Вариация (лат.) – произведение, сходное с другим произведением того же автора на ту же тему |
Гамма – постепенная восходящая или нисходящая последовательность звуков какого-либо лада | Гамма (греч.) – ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоничное произведение (темная и светлая, холодная и теплая, яркая и приглушенная) |
Гармония – одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой в последовательном движении | Гармония (греч.) – согласованность, соразмерность частей предмета или явления, где можно найти равновесие, стройность, созвучие разных форм |
Контраст – резкая
противоположность звучания (громко–тихо,
быстро–медленно) Резонанс – акустическое явление, при котором происходит усиление звука в результате воздействия колебаний звучащего тела на другое тело – большее по объему или площади |
Контраст (франц.) –
резкая противоположность, противопоставление. Контрастные цвета – в цветовом круге расположены напротив друг друга (красный – зеленый, желтый – фиолетовый). Расположенные рядом усиливают звучание друг друга |
Жанр – исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений, обычно определяется по различным признакам: характеру тематики, средствам выражения и т.п. | Жанр (франц.) – определенный круг тем, предметов изображения (исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.) |
Композиция – строение музыкального произведения, соотношение и расположение отдельных его разделов | Композиция (лат.) – составление, построение художественного произведения, обусловленное его спецификой, взаимное расположение частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению цельность и завершенность |
Коллаж (попурри) – один из композиционных приемов, основанный на использовании композитором небольших фрагментов чужих (или ранее написанных своих) произведений | Коллаж (франц.) – распространенная в искусстве ХХ в. техника создания картины, графического произведения, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов |
Мотив – мельчайший элемент музыкальной формы, любая наименьшая часть мелодии, которая обладает ясным, определенным музыкальным содержанием | Мотив (франц.) – единичное явление, элемент художественного произведения. В орнаменте – повторяющийся декоративный элемент композиции |
Миниатюра – небольшая музыкальная пьеса | Миниатюра (франц.) – художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов |
Минор – лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие. Этот аккорд придает мягкую, элегическую окраску произведению. Минорный лад имеет несколько разновидностей: натуральный, гармоничный, мелодичный, неяркий, лиричный | Приглушенные краски – все хроматические краски с добавление белой |
Мажор – лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие. Это придает произведению яркую, мужественную окраску, веселую, задорную, твердую по характеру | Контрастные краски – краски дополнительные друг другу, в цветовом круге расположены напротив друг друга (красный - зеленый, желтый – фиолетовый и т.п.) |
Пастораль – музыкальное произведение, рисующее спокойную, идиллическую картину сельской жизни | Пастораль (франц.) – жанровая разновидность изобразительного искусства, изображение идиллической мирной жизни на лоне природы |
Полихромия – последовательное движение звуков по полутонам. Хроматическая гамма | Полихромия (греч.) – многоцветная раскраска или многоцветность материала |
Ритм – закономерное чередование звуков различной длительности в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии | Ритм (греч.) – чередование соизмеримых элементов какого-либо целого, взаимодействия теплых и холодных тонов, движение света и тени, мазка живописца. Ритм может вызвать чувство диссонанса, несоразмерности или уравновешенной статичности |
Тема – музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения и являющееся материалом для дальнейшего развития | Тема (греч.) – объект художественного изображения, выступает как основной принцип образования жанров |
Тональность – точное высотное расположение звуков лада. Каждый лад – мажор или минор – может быть реализован в 42 тональностях | Тон (франц.) –
светотеневой строй произведения, изменение
цвета при добавлении белой или черной краски Тональность (франц.) – общий строй колорита или светотени в произведении живописи или графики |
Цикл – несколько музыкальных произведений, объединенных одной темой | Цикл (греч.) – серия или группа произведений изобразительного искусства, задуманных как единое целое и объединенных единой темой и целью |
Штрих – способ извлечения звука. Штрихи определились в практике игры смычком на струнных инструментах | Штрих (нем.) – черта, линия, выполненная одним движением руки, основной простейший элемент техники рисования |
Этюд – пьеса, основанная на применении какого-либо технического приема и служащая для развития техники исполнения | Этюд (франц.) – художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры |
В настоящее время, возможно, уже нет школы, в которой бы не использовались персональные компьютеры. Одной из важнейших целей использования средств ИКТ является повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации тех уникальных возможностей, которые дают нам информационные технологии, а также углубление межпредметных связей при использовании современных средств обработки информации для решения задач в различных областях знаний.
Основным концептуальным положением использования компьютеров в учебном процессе считаю обеспечение активной роли учителя и ученика. Пассивное применение разработанных кем-то программ, иллюстраций малоэффективно.
Схема блока интегрированных уроков (ИЗО, история, музыка, информационные технологии) по теме “Искусство оформления книги”
Применяемая методология: учебный проект.
Продолжительность: 3 урока.
Участники проекта: ученики 6 класса.
Конечный продукт: компьютерная версия книги “Энциклопедия русских народных музыкальных инструментов” с целью использования в дальнейшем на уроках ИЗО и музыки.
№ урока в теме |
Тема урока |
Тип урока, его цель и задачи |
Средства обучения, оснащение |
Структура урока |
Методы |
Формы |
Содержание деятельности |
|
Учитель |
Ученик |
|||||||
1 |
Рождение книги | Сообщения и первичного закрепления
знаний Первичное осознание нового учебного материала, осмыслить межпредметные связи, формировать интерес к книге |
ТСО: слайд-проектор, экран; выставка книг | 1. Организационный момент. 2. Сообщение нового материала: – историческая справка; 3. Самостоятельная работа учащихся в группах: проанализировать представленный группе набор книг, сделать выводы и обобщения. 4. Подведение итогов урока. 5. Домашнее задание. Поисковое задание: найти информацию об истории, устройстве, особенностях народных музыкальных инструментов |
Устное сообщение учителя ИЗО (учителя истории, школьного библиотекаря), устные выступления учащихся, частично-поисковая самостоятельная работа учащихся, наглядные пособия (книги, слайды) | Сочетание общеклассных и групповых | Подготовка к восприятию нового материала и мотивация необходимости его изучения, выделение алгоритма изучаемого вопроса | Понимание актуализации проблемы, обратить внимание на существенные признаки, присущие всем книгам и конкретным видам изданий |
2 |
Искусство оформления книги – как синтез искусств | Урок закрепления новых знаний Закрепить усвоенные знания и выработать умения к их применению в отборе и систематизации материала для оформления макета "Энциклопедии музыкальных народных инструментов", закрепить практические навыки рисования с натуры; Формировать эстетический вкус, любовь к музыке, книге |
ТСО: персональный компьютер, проектор, фрагмент видеозаписи “Русские народные музыкальные инструменты”; материалы для рисования, натюрмортный фонд (простейшие музыкальные инструменты) | 1. Организационный момент. 2. Проверка пройденного ранее материала. 3. Изучение нового материала: создание проблемной ситуации (особенность оформления энциклопедии; создание компьютерной версии книги). 4. Целеполагание. Демонстрация через проектор компьютерной странички книги и звучания представленных инструментов (видеозапись). Класс делится на 2 группы и получает задания. 5. Самостоятельная работа учащихся: одна группа учащихся работает над текстами, создает программу и набирает тексты на компьютере; другая подгруппа выполняет зарисовки музыкальных инструментов с натуры. 6. Подведение итогов |
Устное сообщение учителя ИЗО, музыки, информатики, аудиовизуальные, практические, анализа и аналогии | Сочетание общеклассных, парных и индивидуальных | Организация повторения материала и выполнения домашнего задания, формирование первичного умения по применению знаний, осуществление дифференцированного подхода при планировании заданий (кто работает с текстом, а кто рисует) | Активные и осмысленные ответы на поставленные вопросы, самостоятельность в разборе и выполнении заданий |
3 |
Оформление компьютерной версии странички “Энциклопедии русских народных музыкальных инструментов” | Урок комплексного применения знаний. Вырабатывать умения самостоятельно применять знания по оформлению конкретной книги и работе с компьютерной техникой |
Сканер, персональный компьютер, проектор, экран | 1. Организационный момент. 2. Целеполагание. 3. Самостоятельная работа учащихся в группе из двух учащихся (сканирование рисунка, создание программы Power Point, набор заголовка и текста, вставка сканированного рисунка, звуковое оформление странички). 4. Подведение итогов. Демонстрация законченных оформленных страничек на экране. |
Словесные (учителя ИЗО и информатики), наглядные, логические (выделение главного), взаимного контроля и коррекции при работе в малой группе | Сочетание общеклассных и парных | Обеспечение воспроизведения учащимися основных понятий, последовательности и правил работы с техникой, соблюдение правил ТБ, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода, оказание индивидуальной помощи | Осмысленность и самостоятельность при выполнении задания, анализ своей работы и работ других учащихся |
Звуки: