Нетрадиционные уроки? Вовсе нет, обычные!

Разделы: МХК и ИЗО


Более 60 лет в педагогике нашей страны приоритетной считается дифференцированная, предметная система обучения, предполагающая приобретение знаний в процессе изучения зачастую очень разрозненных предметов. Вследствие этого учащиеся воспринимают учебный материал фрагментарно, да и сам окружающий мир тоже. Чтобы ликвидировать это противоречие, учителя-предметники еще в конце 60-х годов прошлого века начали активно внедрять в практику использование межпредметных связей и интегрированных уроков. Считаю, что будущее нашей школы именно за подобными уроками.

Предмет "Изобразительное искусство" является по сути своей интегративным курсом, объединяющим основы всех визуально-пространственных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры. Чтобы усилить эмоциональное воздействие искусства на личность современного ребенка, необходимо использовать в урочной и внеклассной работе, помимо произведений изобразительного искусства, произведения литературы, музыки, фольклора в комплексе.

Разумеется, каждый учитель дает ряд тем, связанных с иллюстрированием загадок, стихов, сказок. На подобных уроках звучат отрывки из литературных и музыкальных произведений. А вот пробовали ли вы рисовать музыку? Конечно, к подобному заданию необходимо подготовить ученика. Он должен уже знать, что краски бывают теплые и холодные, нежные и печальные, уметь сравнивать краски, используемые в картине, с музыкальными фрагментами. Мы рисуем музыку, пока она звучит, без предварительных эскизов и набросков. Подобная работа отражает сиюминутное впечатление, потому что музыка подвижна, и мы не можем заставить ее замереть для позирования, но можем передать свое восприятие ее в цвете, линиях, образах, с которыми она ассоциируется.

Возможно, приведенная ниже таблица будет полезна как учителям изобразительного искусства, так и учителям музыки, поскольку сравнение музыкального произведения и произведения изобразительного искусства проводится довольно часто.

Общность терминологии, применяемой в музыке и изобразительном искусстве

Музыка

Изобразительное искусство

Арабеска – пьеса с богато украшенным, мелодичным рисунком Арабеска (франц.) – название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе А., построенной по геометрической сетке, принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов.
Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного, прихотливого узора
Акцент – выделение, подчеркивание отдельного звука или аккорда путем его динамического усиления Акцент – выделение зрительного центра плановостью, цветом, динамикой
Вариация – музыкальная форма, состоящая из темы и видоизмененных повторений ее Вариация (лат.) – произведение, сходное с другим произведением того же автора на ту же тему
Гамма – постепенная восходящая или нисходящая последовательность звуков какого-либо лада Гамма (греч.) – ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоничное произведение (темная и светлая, холодная и теплая, яркая и приглушенная)
Гармония – одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой в последовательном движении Гармония (греч.) – согласованность, соразмерность частей предмета или явления, где можно найти равновесие, стройность, созвучие разных форм
Контраст – резкая противоположность звучания (громко–тихо, быстро–медленно)

Резонанс – акустическое явление, при котором происходит усиление звука в результате воздействия колебаний звучащего тела на другое тело – большее по объему или площади

Контраст (франц.) – резкая противоположность, противопоставление.
Контрастные цвета – в цветовом круге расположены напротив друг друга (красный – зеленый, желтый – фиолетовый). Расположенные рядом усиливают звучание друг друга
Жанр – исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений, обычно определяется по различным признакам: характеру тематики, средствам выражения и т.п. Жанр (франц.) – определенный круг тем, предметов изображения (исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.)
Композиция – строение музыкального произведения, соотношение и расположение отдельных его разделов Композиция (лат.) – составление, построение художественного произведения, обусловленное его спецификой, взаимное расположение частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению цельность и завершенность
Коллаж (попурри) – один из композиционных приемов, основанный на использовании композитором небольших фрагментов чужих (или ранее написанных своих) произведений Коллаж (франц.) – распространенная в искусстве ХХ в. техника создания картины, графического произведения, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов
Мотив – мельчайший элемент музыкальной формы, любая наименьшая часть мелодии, которая обладает ясным, определенным музыкальным содержанием Мотив (франц.) – единичное явление, элемент художественного произведения. В орнаменте – повторяющийся декоративный элемент композиции
Миниатюра – небольшая музыкальная пьеса Миниатюра (франц.) – художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов
Минор – лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие. Этот аккорд придает мягкую, элегическую окраску произведению. Минорный лад имеет несколько разновидностей: натуральный, гармоничный, мелодичный, неяркий, лиричный Приглушенные краски – все хроматические краски с добавление белой
Мажор – лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие. Это придает произведению яркую, мужественную окраску, веселую, задорную, твердую по характеру Контрастные краски – краски дополнительные друг другу, в цветовом круге расположены напротив друг друга (красный - зеленый, желтый – фиолетовый и т.п.)
Пастораль – музыкальное произведение, рисующее спокойную, идиллическую картину сельской жизни Пастораль (франц.) – жанровая разновидность изобразительного искусства, изображение идиллической мирной жизни на лоне природы
Полихромия – последовательное движение звуков по полутонам. Хроматическая гамма Полихромия (греч.) – многоцветная раскраска или многоцветность материала
Ритм – закономерное чередование звуков различной длительности в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии Ритм (греч.) – чередование соизмеримых элементов какого-либо целого, взаимодействия теплых и холодных тонов, движение света и тени, мазка живописца. Ритм может вызвать чувство диссонанса, несоразмерности или уравновешенной статичности
Тема – музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения и являющееся материалом для дальнейшего развития Тема (греч.) – объект художественного изображения, выступает как основной принцип образования жанров
Тональность – точное высотное расположение звуков лада. Каждый лад – мажор или минор – может быть реализован в 42 тональностях Тон (франц.) – светотеневой строй произведения, изменение цвета при добавлении белой или черной краски

Тональность (франц.) – общий строй колорита или светотени в произведении живописи или графики

Цикл – несколько музыкальных произведений, объединенных одной темой Цикл (греч.) – серия или группа произведений изобразительного искусства, задуманных как единое целое и объединенных единой темой и целью
Штрих – способ извлечения звука. Штрихи определились в практике игры смычком на струнных инструментах Штрих (нем.) – черта, линия, выполненная одним движением руки, основной простейший элемент техники рисования
Этюд – пьеса, основанная на применении какого-либо технического приема и служащая для развития техники исполнения Этюд (франц.) – художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры

В настоящее время, возможно, уже нет школы, в которой бы не использовались персональные компьютеры. Одной из важнейших целей использования средств ИКТ является повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации тех уникальных возможностей, которые дают нам информационные технологии, а также углубление межпредметных связей при использовании современных средств обработки информации для решения задач в различных областях знаний.

Основным концептуальным положением использования компьютеров в учебном процессе считаю обеспечение активной роли учителя и ученика. Пассивное применение разработанных кем-то программ, иллюстраций малоэффективно.

Схема блока интегрированных уроков (ИЗО, история, музыка, информационные технологии) по теме “Искусство оформления книги”

Применяемая методология: учебный проект.

Продолжительность: 3 урока.

Участники проекта: ученики 6 класса.

Конечный продукт: компьютерная версия книги “Энциклопедия русских народных музыкальных инструментов” с целью использования в дальнейшем на уроках ИЗО и музыки.

№ урока в теме

Тема урока

Тип урока, его цель и задачи

Средства обучения, оснащение

Структура урока

Методы

Формы

Содержание деятельности

Учитель

Ученик

1

Рождение книги Сообщения и первичного закрепления знаний

Первичное осознание нового учебного материала, осмыслить межпредметные связи, формировать интерес к книге

ТСО: слайд-проектор, экран; выставка книг 1. Организационный момент.

2. Сообщение нового материала:

– историческая справка;
– основные элементы книги;
– художники-оформители.

3. Самостоятельная работа учащихся в группах: проанализировать представленный группе набор книг, сделать выводы и обобщения.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание. Поисковое задание: найти информацию об истории, устройстве, особенностях народных музыкальных инструментов

Устное сообщение учителя ИЗО (учителя истории, школьного библиотекаря), устные выступления учащихся, частично-поисковая самостоятельная работа учащихся, наглядные пособия (книги, слайды) Сочетание общеклассных и групповых Подготовка к восприятию нового материала и мотивация необходимости его изучения, выделение алгоритма изучаемого вопроса Понимание актуализации проблемы, обратить внимание на существенные признаки, присущие всем книгам и конкретным видам изданий

2

Искусство оформления книги – как синтез искусств Урок закрепления новых знаний

Закрепить усвоенные знания и выработать умения к их применению в отборе и систематизации материала для оформления макета "Энциклопедии музыкальных народных инструментов", закрепить практические навыки рисования с натуры;

Формировать эстетический вкус, любовь к музыке, книге

ТСО: персональный компьютер, проектор, фрагмент видеозаписи “Русские народные музыкальные инструменты”; материалы для рисования, натюрмортный фонд (простейшие музыкальные инструменты) 1. Организационный момент.

2. Проверка пройденного ранее материала.

3. Изучение нового материала: создание проблемной ситуации (особенность оформления энциклопедии; создание компьютерной версии книги).

4. Целеполагание. Демонстрация через проектор компьютерной странички книги и звучания представленных инструментов (видеозапись). Класс делится на 2 группы и получает задания.

5. Самостоятельная работа учащихся: одна группа учащихся работает над текстами, создает программу и набирает тексты на компьютере; другая подгруппа выполняет зарисовки музыкальных инструментов с натуры.

6. Подведение итогов

Устное сообщение учителя ИЗО, музыки, информатики, аудиовизуальные, практические, анализа и аналогии Сочетание общеклассных, парных и индивидуальных Организация повторения материала и выполнения домашнего задания, формирование первичного умения по применению знаний, осуществление дифференцированного подхода при планировании заданий (кто работает с текстом, а кто рисует) Активные и осмысленные ответы на поставленные вопросы, самостоятельность в разборе и выполнении заданий

3

Оформление компьютерной версии странички “Энциклопедии русских народных музыкальных инструментов” Урок комплексного применения знаний.

Вырабатывать умения самостоятельно применять знания по оформлению конкретной книги и работе с компьютерной техникой

Сканер, персональный компьютер, проектор, экран 1. Организационный момент.

2.  Целеполагание.

3.  Самостоятельная работа учащихся в группе из двух учащихся (сканирование рисунка, создание программы Power Point, набор заголовка и текста, вставка сканированного рисунка, звуковое оформление странички).

4. Подведение итогов. Демонстрация законченных оформленных страничек на экране.

Словесные (учителя ИЗО и информатики), наглядные, логические (выделение главного), взаимного контроля и коррекции при работе в малой группе Сочетание общеклассных и парных Обеспечение воспроизведения учащимися основных понятий, последовательности и правил работы с техникой, соблюдение правил ТБ, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода, оказание индивидуальной помощи Осмысленность и самостоятельность при выполнении задания, анализ своей работы и работ других учащихся

Приложение

Звуки: