Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Разделы: Начальная школа


Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся.

Понятие “речь” является межпредметным. Лингвисты, как правило, говорят о речи в плане её сопоставления с языком. Для них речь – реальный вид существования языка, его живая и непосредственная реализация. Психологи рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид человеческой деятельности, обеспечивающей общение. Учителю чрезвычайно важно знать, как происходит процесс порождения и восприятия высказывания. Объектом исследований педагогов является речь как предмет обучения. Они разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться (последнее и составляет главную цель развития речи учащихся). Принято говорить о работе по развитию речи школьников, т.е. о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи детей.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Найти и доказать, что сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” древняя, волшебная, поется, как красивая песня.
  2. Работать над формированием правильной литературной речи учащихся, научить их высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения.

Учитель: Перечисляю названия произведений: “Прыжок”, “Лев и собачка”, “Кот в сапогах”, “Сказка о рыбаке и рыбке”. Можно ли сказать, что эти произведения относятся к одному и тому же жанру?

Кристина: Я думаю, что нельзя.

Таня: “Прыжок”, “Лев и собачка”, относятся к жанру рассказов, а “Кот в сапогах”, “Сказка о рыбаке и рыбке” - это бытовые сказки.

Аня: Нет, они все волшебные сказки, а не бытовые; здесь есть признаки волшебной сказки, чудеса, помощник и повторы.

Какому жанру мы уделяли больше времени?

Саша: Жанру сказочному.

Обратимся к “ленте времени”. Назовите сказки, которые видите на ленте времени?

Миша: “Гуси-лебеди”, “Мужик и медведь”, “Кот в сапогах”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Все ли Миша перечислил сказки?

Наташа: Он еще не назвал “Лисичка-сестричка и серый волк”

По какому признаку сказки на “ленте времени” расположились в разных местах?

Кристина: Они расположились в разных местах потому, что в одной части находятся русские народные сказки, а в другой - авторские сказки.

А какие сказки авторские или народные появились раньше?

Артем: Я согласен с Алешей, но хочу добавить как их записывали, как они дошли до нас, что ходил человек и записывал то, что сказывал народ.

Аня М.: Не обязательно ходили люди по деревням, просто они передавались из уст в уста, они дошли до писателя, и он записал эти сказки, чтобы мысли русского народа перенеслись в будущее.

Мы читали “Сказку о рыбаке и рыбке”, где главный герой – рыбка, “Кот в сапогах”, где опять таки, главный герои (животное) - кот. Так можно ли сказать, что большая часть названных вами сказок, сказки о животных?

Андрей: Нет в сказке о “О рыбаке и рыбке” говорится о старике и она бытовая.

У кого другое мнение?

Ира: Мне кажется, что эта сказка волшебная, ведь рыбка разговаривает и осуществляет желание старика и старухи.

Витя: Еще сказка “Красная Шапочка” - это сказка бытовая. Ой! Нет! Она волшебная!

Ребята, а по какому закону строятся волшебные сказки?

Таня: Там есть волшебные герои и повторы.

Здесь есть чудеса?

Ученики: Есть!

Значит какая это сказка?

Ученики: Бытовая.

Итак, мы разобрали, какие бывают сказки. Аня, еще раз повтори, какие бывают сказки?

Аня: Сказки бывают бытовые, о животных и волшебные.

Сегодня на уроке мы обратимся к сказке, сюжет которой вам известен с детства. Какая же это сказка?

Алеша Ш.: Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Но мы же с вами исследователи и на уроке будем анализировать, какая это сказка, попытаемся обнаружить её древнюю природу. Видите, какая перед нами поставлена задача!

Чтение 1-го раздела до слов: “... возле неё скачет ...”

Что можно сказать, прочитав этот отрывок?

Сережа: Я думаю, что сказка волшебная, так как Иванушка попил из копытца и стал животным.

Итак, доказали, что сказка волшебная. А ещё какая это сказка?

Ученики: Древняя.

Какие моменты могут это доказать?

Аня: Люди раньше не отделяли себя от природы, они считали, что растения и природа такие, как они сами. Они, сравнивая козленочка с братцем Иванушкой, не отделяют их, как-бы друг от друга.

А ты, Ксения, что интересного нашла?

Ксения: Я хочу прочитать отрывок, где есть повторы. (Ксения начинает читать со слов: “Шли-шли солнце высоко...”, заканчивая словами “... козленочком станешь”).

Ксения для нас нашла необыкновенное место. Вы сейчас в этом убедитесь. Иванушка пьет из копытца, копытце является следом или частью животного. Иванушка мог бы превратиться или превращается в кого?

Алеша Е.: Он мог превратиться в теленочка или жеребеночка, но он превратился в козленочка, он как бы забрал частичку из этого копытца.

Да, ребята. Маленькая часть превратилась в большое, единое целое, а в глубокой древности древний человек не различал, не разделял часть и целое. Часть обладала для него таким же большим смыслом, как и целое.

Итак, мы доказали, что это сказка какая?

Ученики: Волшебная и древняя.

А теперь послушайте, как я прочитаю повторы, которые встречаются в этом отрывке. (Учитель читает, начиная со слов “Шли-шли солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает...” и заканчивает этими же словами.) При чтении учитель отбивает ритм рукой.

Что вы почувствовали?

Ученики: Вы стучите ритм, как будто музыку поете.

Аня: Это сказка, как песня поется.

Да ребята, ритм напоминает вам песню. А согласны ли вы с мнением автора, что эта сказка сказывается, словно печальная песня поется. Дети согласны. Вот вы услышали ритм песни, а ещё можно ли найти доказательства тому, что эта сказка, как песня поется?

Аня: Здесь есть слова: “Аленушка, Иванушка”, ласковые слова, которые часто встречаются и поются в русских народных песнях.

Вы правильно подметили и нашли элементы русской народной песни. Ребята, какое настроение у вас вызывает чтение этой части?

Алеша: Вызывает чувство сожаления, плохо братцу Иванушке, нету уже мочи, не может он уже терпеть, что нельзя ему пить.

Артем: У меня чтение этой части вызывает настроение тоскливое, грустное, обиды и печали.

Итак, доказали, что это сказка волшебная, древняя, поется как песня, настроение печальное. Продолжаем работать дальше над сказкой.

Чтение отрывка до слов “Купец вернулся - и тот не распознал”. Изменилось ли настроение при чтении этого отрывка?

Саша: Настроение более тяжелое, напряженное.

А что же общего в этих двух частях?

Дети: Что сказка древняя и волшебная.

А в этом отрывке можно найти доказательства этому?

Алеша: читает отрывок, где есть доказательства, что сказка волшебная от слов: Одному козленочку все было ведомо...” до слов “...выплыть на бережок ...”. Алеша продолжает; “Козленочек говорит же человеческим голосом - это соединяет этот отрывок с первым, там тоже говорит козленочек”.

Ксения: А древняя эта сказка потому, что раньше люди верили в существование ведьм и в то, что они могут превращаться в людей”. Ксения читает отрывок “Привела ведьма Аленушку...” и до слов “...и пришли в ее хоромы...”.

Опять нас Ксения выручила, очень нужный отрывок прочитала. Да, ведьма превращается в Аленушку, а превращение одного в другое целое - это тоже признак, какой сказки?

Ученики: Древней.

А заметили вы одну особенность, на которую обратил внимание автор учебника? Прочитать на стр. 99 вопрос № 1.

Витукус: Почему никто ведьму не распознал, только Иванушке все было ведомо.

Алеша: Они с Алешей пили из одной чашки, а здесь он почувствовал, что что-то не так происходит.

А почему он почувствовал это?

Алеша: Видно она с ним стала обращаться как-то не так, будто его не существует, просто какой-то камешек лежит и она его не видит.

Ребята, так почему же только Иванушка распознал ведьму?

Рома: Я думаю потому, что он оказался в волшебном мире в том, в каком и была сама ведьма.

Эти ответы еще раз доказали, что сказка волшебная и древняя. Работаем над третьим отрывком. Перед прочтением последнего отрывка понаблюдайте пожалуйста, при чтении 1 отрывка вы обнаружили ритм, поэтичность, присущие песне, а сохраняются ли все эти качества в этом отрывке”? Ученики читает отрывок, а учитель отбивает ритм при повторах. Что вы почувствовали во время чтения 3-го отрывка?

Ученики: Услышали опять ритм.

Какие чувства этот ритм у вас вызвал?

Аня: Козленочек чувствует, что его хотят убить, зарезать - это вызывает чувство тревоги, сожаления.

Витя: Этот ритм у меня вызвал чувство жалости.

А если ритм в этом отрывке сохранился, то какой же вывод можно сделать?

Таня: Кажется, что читая этот отрывок, мы слышим грустную песню.

И так, напевность сохранена, так как же этот отрывок читается?

Алеша: Протяжно, грустно, плавно.

Ребята козленочка вот-вот должны зарезать, он прибегает к Аленушке, и может он просто рассказать ей, что доживает последние минуты?

Саша: Он плачет, жалуется.

Передайте голосом этот плач. Далее, ученица читает отрывок “котлы кипят кипучие...” до слов “...хотят меня зарезать...”. Интонацией голоса передает настроение этой части сказки. Что опять нам напоминает этот плач?

Ученики: Грустную, печальную, русскую песню.

Разбирая сказку мы доказали, сказка сказывается словно печальная песня поется, доказали, что она волшебная и древняя. А сохранилось ли, присущее этой сказки настроение и в этой части?

Галя: Настроение печали сохранилось, но конец хороший. Добро побеждает зло.

С ваши мнением даже автор соглашается. Прочитайте предложение перед вопросами на 99 странице. А сейчас откройте стр. 100. Давайте посмотрим на иллюстрацию В. Васнецова “Аленушка”. Что же роднит сказку и картину?

Коля: Аленушка была в речке, ей было плохо, и на этой картине мы видим, что она пригорюнилась, ей плохо.

Артем: Роднит сказку и картину грусть - краски не такие яркие.

Аня: Но грусть эта пройдет, конец будет хороший, потому, что видим небольшое пятно ясного, светлого неба, в сказке конец тоже хороший.

Вы доказали, что и картина и сказка имеют много общего. Ребята, на уроке литературного чтения мы с вами читали рассказ Л.Н. Толстого “Лев и собачка”, и отвечали на вопрос: “Может ли нравиться печальное произведение?” Я поставлю немного по-другому вопрос: “Может ли нравиться печальная сказка?”

Ксения: Сказка печальная может понравиться, потому, что здесь много красивых слов, ласковых слов.

Аня: Сказки все хорошо заканчиваются, поэтому они и нравятся.

Да, у волшебных сказок счастливый конец, герои в этих сказках всегда побеждают, благодаря связи с волшебным миром. Ребята, а кто помнит, какую цель поставили при работе над этой сказкой?

Витя: Доказать, что в ней есть древняя природа, что она поется как песня, что она волшебная.

Мы с этим справились! Молодцы, хорошо поработали! Урок окончен!