Урок I типа (изучение и первичное закрепление знаний)
Постановка триединой задачи
I. Образовательные задачи.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим материалом всего курса геометрии. Поэтому учащиеся должны знать I признак равенства треугольников, уметь его доказывать и применять при решении задач. В соответствии с этим ставятся образовательные задачи.
1. Знать формулировку и доказательство I признака равенства треугольников.
2. Применять полученные знания при решении простейших задач в прямой и косвенной форме.
3. Провести актуализацию опорных знаний по следующим вопросам:
а) равные отрезки, углы, треугольники.
б) определение треугольника и его элементов.
в) определение и свойства смежных и вертикальных углов.
г) понятие угла, заключённого между сторонами.
II. Развивающие задачи.
1. Развитие умений:
а) выделять главное и существенное.
б) сравнивать и обобщать полученные знания.
в) планировать и контролировать свою деятельность при выполнении аналитических заданий.
2. Развитие умений в работе со справочной и учебной литературой.
3. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, математической речи и логического мышления.
III. Воспитательные задачи.
1. Воспитание трудолюбия, усидчивости, умения слушать других.
2. Умение высказывать свою точку зрения, проводить рассуждения, доказательства при выполнении аналитических заданий.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. № 88 | Вопросы: 1. Объясните, какая фигура является треугольником? 2. Назовите вершины, стороны и углы треугольника. 3. Назовите сторону, лежащую против угла D, против угла E, против угла F. 4. Укажите углы, лежащие против сторон DE, EF, FD. 5. Укажите углы, прилежащие к сторонам DE, EF, FD. 6. Укажите, какой угол заключен между сторонами ED и DF, EF и DF, DE и EF. |
2. № 90 | Вопросы: 1. Что главное нужно знать при решении задачи? (определение треугольника, его сторон, периметр треугольника) 2. Что такое периметр треугольника? 3. Что существенно при решении этой задачи? (умение решать задачи на нахождение, во сколько раз одна величина больше/меньше другой и на сколько) |
III. Подготовка к восприятию новых знаний (актуализация опорных знаний)
Вопросы:
- Назовите равные отрезки на рис. 1. Какие отрезки называются равными?
- Назовите равные углы на рис. 2. Какие углы называются равными?
- Есть ли равные углы на рис. 3, 1, 4? Почему они равны?
- Какие углы называются вертикальными, смежными? Какими свойствами они обладают?
5. Равны ли треугольники ABC и FMN? Почему?
(треугольники равны, т.к. у них равны
соответствующие стороны и соответствующие углы.
При этом соответствующие углы должны лежать
против соответственно равных сторон.) |
6.
Важно! В равных треугольниках
соответственно равные элементы равны.
7. Какие треугольники называются равными? (треугольники называются равными, если их можно совместить наложением)
8. Всегда ли возможно установить равенство
треугольников путем наложения?
Нет. Например, два земельных участка.
9. Проверка из домашней работы № 89(а). Как вы думаете, построенные вами треугольники будут равны?
IV. Изучение новых знаний.
Оказывается, равенство двух треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на другой, а сравнивая только некоторые элементы.
Мы докажем теорему, которая устанавливает равенство двух треугольников по двум сторонам и углу между ними.
- Что такое теорема? (утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений, называется теоремой).
- А как называются сами рассуждения? (доказательством теоремы)
- Какие теоремы мы уже доказывали?
Формулировка теоремы.
Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
Доказанная теорема выражает I признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними.
Что такое признак?
Признак (от слова знак) – это показатель, по которому можно узнать, определить что-либо.
Прочитайте формулировку теоремы, выражающей I признак равенства треугольников (стр 30).
Формулировка теоремы содержит условие и заключение теоремы.
Прочитайте условие теоремы, заключение.
V. Первичная проверка понимания материала.
- Найдите пары равных треугольников и установите их равенство на рис. 1, 2, 3, 4.
- Решение задач с подробной записью в тетради.
№ 93
VI. Итог урока
- Сформулируйте I признак равенства треугольников.
- Расставьте предложения текста в нужном порядке, чтобы получилось доказательство I признака равенства треугольников.
- Итак, треугольники АВС и А1В1С1 полностью совместились, значит, они равны.
- Поскольку АВ = А1В1, то сторона АВ совместится со стороной А1В1, в частности, совместятся точки В и В1.
- Т.к <A=<А1, то АВС можно наложить на А1В1С1 так, что вершина А совместится с вершиной А1, а стороны АВ и АС наложатся на стороны А1В1 и А1С1.
- Поскольку АС = А1С1, то сторона АС совместится со стороной А1С1, в частности, совместятся точки С и С1.
- Следовательно, совместятся стороны ВС и В1С1, т.к. через совпадающие точки (С и С1, В и В1) можно провести только одну прямую.
VII. Информация о домашнем задании п.15, учить теорему, № 93 (письменно), задачи по готовым чертежам стр. 9, найти пары равных треугольников и доказать их равенство (устно).
Структура урока I типа
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к восприятию новых знаний.
- Изучение новых знаний.
- Первичная проверка понимания материала.
- Первичное закрепление материала.
- Итоги урока.
- Информация о домашнем задании.
Для достижения триединой задачи отбор содержания учебного материала был проведён следующим образом.
Учащиеся достаточно хорошо должны знать определение треугольника, его элементов, уметь называть угол, лежащий между сторонами треугольника, указывать сторону, лежащую против данного угла, поэтому при проверке домашнего задания этим вопросам уделялось внимание.
При решении любой геометрической задачи, доказательстве теорем необходимо учить учащихся выделять главное и существенное, обращать внимание, какой теоретический и практический материал должен знать ученик, чтобы выполнить то или иное задание, потому при проверке домашнего задания этим вопросам также уделялось внимание.
Таким образом, проверяя домашнее задание, я готовила учащихся к восприятию новых знаний.
При доказательстве I признака равенства треугольников мы ссылаемся на определение равенства отрезков, углов, треугольников, поэтому на этапе подготовки к восприятию новых знаний были задания на нахождение равных сторон и углов треугольника. Также повторялось определение равных фигур. Учащиеся вспомнили, как на чертежах обозначаются равные стороны и углы, что в дальнейшем очень важно для решения задач. Также повторился важный факт, что у равных треугольников соответствующие элементы равны. При решении задач на I признак равенства треугольников учащиеся должны знать определения и свойства смежных и вертикальных углов, уметь их распознавать на рисунках, потому в устную работу были включены и эти задания.
Доказательство I признака равенства треугольников трудно для семиклассников, поэтому учащиеся не были включены во фронтальную работу объяснения нового материала. Доказательство теоремы было проведено детализированно, это сделано для того, чтобы в ходе объяснения нового материала обратить внимание учащихся на отдельные шаги доказательства.
Для лучшего восприятия доказательства теоремы я запланировала отработку общеучебных умений и навыков, учащиеся выделили главное и существенное при доказательстве I признака равенства треуголников.
Признаки равенства треугольников должны усваиваться как метод решения задач. Поэтому на этапе первичного закрепления знаний я включила задания по готовым чертежам (найти пары равных треугольников)
Решая задачу № 93, учащиеся учились выполнять рисунок по условию задачи, отмечать равные элементы на рисунке, учились делать геометрически грамотную ссылку на I признак равенства треугольников (по сторонам и углу между ними).
При подведении итогов повторилась формулировка теоремы и провелась работа по формулированию общеучебных умений и навыков, учащиеся учились планировать и контролировать свою деятельность, что дало возможность учащимся осмыслить доказательство теоремы.
В течение всего урока учащиеся учились анализировать полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное и существенное, развивать логическое мышление. На протяжении всего урока учащиеся развивали зрительную и слуховую память, воспитывали усидчивость, активность, учились высказывать свою точку зрения.
Для достижения триединой задачи использовались следующие методы обучения:
а) словесный;
б) наглядный;
в) практический;
г) проблемно-поисковый;
д) индивидуальный;
е) дедуктивный.
Форма организации познавательной деятельности:
а) общеклассная;
б) индивидуальная.