Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении древнегреческой мифологии на уроках МХК в основной школе

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: повторение, систематизация полученных знаний.

Цель урока: применение знаний на практике.

Задачи:

  • образовательная: выявить уровень знаний у учащихся по теме;
  • развивающая: способствовать совершенствованию умения работать с источниками знаний; развивать коммуникативные навыки;
  • воспитательная: вовлечь в активную деятельность, способствовать навыкам общения.

Учитель. Мы все когда-то проходили историю древних цивилизаций и что – то знаем о Древней Греции. У всех нас есть какой-то запас представлений о том, что это такое. И сейчас мы попытаемся это обнаружить.

1. Ребята! Закройте на несколько секунд глаза и попытайтесь вызвать в своей памяти как можно больше образов, связанных с Древней Грецией. Учитель медленно считает до 20, и после этого начинается игра.

2. Разминочное упражнение. Встаем в круг. Учитель кидает мячик. Тот, кто поймал мяч, должен назвать свою ассоциацию и кидает мяч следующему. Тот называет свою и тоже кидает мяч. И так далее. Повторяться нельзя. Тот, кто не может назвать ассоциацию, выбывает из круга.

3. Разбиваемся на группы по 4 человека (через счет). Каждая рабочая группа выбирает посланца, который идет вытягивать из шляпы задание.

  1. Население Древней Греции.
  2. География Древней Греции.
  3. Основные периоды развития Древней Греции.
  4. Архитектура зданий в Древней Греции.
  5. Особенности земледелия в Древней Греции.
  6. Полезные ископаемые.
  7. Особенности мифологии Древней Греции.
  8. Система образования в Древней Греции.

Задания: в течение 5 минут, не пользуясь справочной литературой, собрать максимальное количество сведений по предложенной теме: вспомнить, предположить, вычислить. Все придуманное тезисно записать на листочки в двух экземплярах. Один экземпляр по истечении времени сдать педагогу, другой оставить у себя.

После выполнения первого вида работы взять у педагога справочную литературу (“Что есть что” и т. д., посвященные Древней Греции) в дополнение к своим ответам. Нужно отметить сведения, которые были правильно названы на рабочем листочке и сообщить педагогу число совпадений. Это будут выигранные группой очки. Затем, пользуясь литературой, следует дополнить рабочий листочек самыми главными из упущенных группой сведений.

На всю работу отводится 20 минут.

Затем каждая группа выбирает оратора и докладывает результаты своих изысканий. На выступление каждой группы отводится не более 2 минут.

Участники основных групп должны в это время сформулировать к каждой группе “коварные” вопросы, цель которых – проверить, действительно ли изложенные сведения имеют основополагающее значение. Вопросы не могут носить характер утверждения. Вопросы записываются в двух экземплярах. На страничке с вопросами указывается от какой группы и к какой задаются вопросы. (Например, от группы “География” к группе “Образование”). Один листочек сдается учителю, другой передается той группе, которой адресован вопрос.

На следующем этапе игры специальная комиссия оценит качество вопросов и качество ответов. Команды получат вновь выигранные очки.

4. Разминочное упражнение. Все встают в круг. Мяч у учителя. Он называет слово или словосочетание (имя собственное), которое звучало уже в докладах рабочих групп. Называя это слово, он кидает мяч. Тот, кто поймал его, должен дать толкование слова и вернуть мяч учителю.

Учитель: “Зевс – это …”; “Афродита – это …” и т. д. Тот, кто не может дать ответа, выбывает из круга.

Ученики разбиваются на прежние рабочие группы.

  1. Каждая рабочая группа выбирает одного делегата в творческое жюри. Творческое жюри садится за определенное место и начинает работу по оценке заданных вопросов. Учитель предварительно выставил по одному баллу за наличие вопроса. Таким образом, группы, сформулировавшие два вопроса, получают два балла и т. д. Члены творческого жюри оценивают качество вопросов по следующим критериям: точность и ясность формулировки – 0 баллов, 0,5 балла или 1 балл; уровень серьезности и уместности вопроса – 0 баллов, 0,5 балла, 1 балл. Каждый участник жюри выставляет свои оценки, затем, возможно после урока, подсчитывается среднее арифметическое.
  2. Во время работы счетных работ группы “жюри” оставшиеся пары сортируют и группируют вопросы, заданные им другими группами и готовят ответы. Отвечать на поставленные вопросы они должны поочереди. Один – на первый вопрос, другой – на второй вопрос и т. д.
  3. Все остальные группы во время ответа одной составляют творческое жюри. Они оценивают ответы. Наличие ответа – 1 балл, он отмечается педагогом. Остальное членами жюри. Краткость ответа 0 – 0,5 – 1 балл. Содержательность ответа 0 – 0,5 – 1 балл. Среднеарифметическое подсчитывается учителем и фиксируется на доске.

5. Подведение итогов.

6. Дом. задание: написать эссе о жизни греков.

Тема урока: Представления древних греков о мироздании.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомиться с данными представлениями в процессе работы с текстом.

Задачи:

  • образовательная: познакомить учащихся с происхождением мира;
  • развивающая: способствовать развитию умения работать с литературой;
  • воспитательная: вовлечь в активную деятельность, совершенствовать коммуникативные навыки общения.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете о том, как были созданы мир и люди.

В начале был Хаос, эта черно-бездонная пропасть…
Как море он яростен,
Но и пустынен, и мрачен, и дик.

Эти слова, принадлежащие Мильтону, очень точно выражают соображения древних греков относительно того, что же существовало в начале всех вещей.

Вы сейчас разобьетесь по рабочим группам (на группы разбиваются по отрывкам из текста).

  1. Каждая рабочая группа получила отрывок текста мифа о сотворении мира. Ваша работа будет заключаться в том, чтобы изучив данный отрывок, вы смогли выработать свою обоснованную версию о том, каковы были представления греков о происхождении мира и богов. Ответ представить в виде схемы.
    (Первый этап работы – совещание рабочей группы и выработка первой рабочей гипотезы – 2 минуты).
  2. После этого каждая группа оставляет на месте одного представителя с текстом. Остальные путешествуют к месту работы других групп, знакомятся с имеющимися у них текстами и выработанными версиями.
    (На эту работу отводится 2 минуты).
  3. Затем члены каждой группы собираются и рассказывают друг другу все, что им удалось узнать. В процессе работы они формулируют вопросы учителю и членам всех групп. Цель вопросов – уточнить имеющуюся информацию и получить недостающую информацию.
    (Время работы 5 минут).
  4. На этом этапе работы все группы в порядке жеребьевки задают свои вопросы. Если у других групп есть такие же вопросы, они их вычеркивают. Если есть похожие, они задают их сразу. Ответы на вопросы сначала дают те ученики, у которых есть свои версии ответов, затем своей версией делится учитель.
    (Желательно уложиться в 10 – 15 минут).
  5. Пятый этап работы – выработка каждой из групп окончательной версии ответа на заданный вопрос.
    (Время – 2 минуты).

Группа, которая оказалась первой в новой жеребьевке, докладывает свою версию и обосновывает ее. Группы с идентичными схожими версиями дополняют сказанное в порядке жеребьевки. Потом докладывает группа, имеющая иную точку зрения. Каждая группа получает один балл за каждый убедительный аргумент в защиту любой версии.

Дом. задание: дома найти сказки и мифы других народов, в которых есть мотивы, похожие на те, о которых вы узнали на уроке. Принести эти мотивы и сказки с собой на урок. Желательно сделать ксерокопии этих сказок и мифов, чтобы все желающие могли познакомиться с этими текстами.

Тема урока: Миф о Дионисе.

Тип урока: получение новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с богом Дионисом.

Задачи:

  • образовательная: изучить миф, сформировать представление о нем;
  • развивающая: развивать интерес к искусству, способствовать формированию логического мышления, умение работать с текстом и тетрадью;
  • воспитательная: воспитывать уважение к одноклассникам, прививать любовь к искусству.

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с мифом о Дионисе. Вы уже из факультативных занятий знаете о том, что Дионис, его еще называют Бахус или Вакх, - бог плодоносящих сил земли, растительности, а также виноградарства и виноделия. Именно с его именем связывают рождение театра в Древней Греции. Давайте выясним, почему?

Ответы детей.

Давайте познакомимся с Дионисом с самого рождения. Сейчас я вам прочитаю миф о рождении Диониса, а вы в тетрадях запишите следующие вопросы:

  • Кто был отцом Диониса?
  • Кем была его мать? Ее имя?
  • Кто такая Гера?
  • Что означает слово Стикс?
  • Кто такой Гермес?
  • Кто такая Ино?

А потом, чтобы проверить, как вы разобрались в мифе, поиграем.

Чтение мифа учителем, а еще один экземпляр текста лежит перед глазами детей.

После чтения мифа дети пытаются ответить на вопросы.

Игра в лото. Дети распределяются на группы по взаимным симпатиям.

Задание: я раздаю вам карточки-лото. Какая группа быстрее разложит их правильно, те и победители. В своей команде вы можете советоваться с друзьями о правильности своего выбора.

(Раздается лото, на большой карте которого написаны имена героев мифа или вопросы со сведениями о них. На маленьких карточках, которые дети должны правильно разложить на большие, ответы на эти вопросы). Идет игра.

Итак, сегодня мы с вами выяснили, что отцом Диониса был Зевс, бог – громоотвержец,а богиня Гера была женой Зевса, Гермес был спасителем Диониса. Матерью Диониса была Семела – земная женщина. Так как Зевс – небесный огонь, а Семела – земля, то значит Дионис – сын неба и земли, небесного и земного.

Ребята! Как вы думаете, какие качества Дионис взял от матери, а какие от отца? На карточках у меня записано, что Дионис мог унаследовать от одного и от другого. Попробуйте, вытаскивая карточки, разложить их правильно.

Класс начинает работу в тетради.

От отца – неба От матери – земли
Вдохновение Буйство
Бессмертие Способность умирать и возрождаться, как природа
Право наказывать Способность простить и отблагодарить
Дар волшебства  
  Право обучать людей ( виноградарству и виноделию
Способность любить Способность освоить людей и богов от повседневных забот, дать отдых, устроив праздник

Вывод: вот каким двойственным был характер Диониса. Эта двойственность в природе театра остается и в настоящее время. Ведь мы с вами приходим в театр, чтобы отдохнуть, но еще и потрудиться, чему-нибудь научиться, сопереживая героям спектакля.

Вот наша “нить времен”, которая неразрывно соединяет прошлое и настоящее.

Тема урока: Древнегреческий миф “Гефест”.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с мифом о Гефесте.

Задачи:

  • образовательная: научить учеников анализировать произведение, ссылаясь на элементы драматургии;
  • развивающая: развивать у учащихся интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления, выработке собственного суждения в процессе работы с текстом;
  • воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, воспитывать общую культуру.

Разминка (актуализация знаний – 5 – 7 минут):

1. Логические пары:

  • Москва – Россия;
  • Афины – Греция;
  • Русь – Перун;
  • Греция – Зевс;
  • Русь – сказка;
  • Греция – миф.

2. Что такое миф?

3. Кому из греческих богов принадлежат эти предметы?

  • сова и змея (Афине);
  • плющ и виноград (Дионису);
  • яблоко (Афродите).

Основная часть.

(Попытаться произвести драматургический анализ мифа о Гефесте. Определить завязку, кульминацию, развязку и, возможно, промежуточные события).

Предварительная подготовка учащихся.

Слово учителя. Когда режиссер анализирует пьесу, которую собирается ставить, он, как правило, вычленяет в ней основные события. Некоторые считают, что их в каждой пьесе только три, другие считают, что их пять, а иногда их насчитывают и больше. Три события, без которых пьесы не бывает,- это завязка, кульминация, развязка.

Завязка – это событие, которое происходит в начале песы. Оно очень важно для всех персонажей пьесы, оно что-то коренным образом меняет в жизни каждого из них и заставляет их начать совершать какие-то действия. Именно это событие и определяет, что будет происходить в пьесе. Без этого события ничего бы дальше не получилось. (Например, если бы сказка “Волк и семеро козлят” была пьесой, то завязкой было бы событие “мама коза ушла, а козлята остались дома”. Без этого сказки нет).

Кульминация – это событие, которое обычно находится где-то в середине пьесы, не может быть смещено и ближе к ее концу. Это тоже событие важное для всех персонажей пьесы без исключения. Оно коренным образом меняет поведение каждого персонажа в ходе развития всего действия. Всей истории. (В сказке “Волк и семеро козлят” это событие – “волк ворвался в избушку и проглотил всех козлят”. До этого козлята баловались, ждали маму, волк голодал и придумывал способ найти добычу, мама коза добывала еду козлятам. Теперь логика действий совершенно изменилась. Козлята уже вообще ничего не могут сделать. Довольный волк уснул, чтобы переварить обед. А козе теперь некого кормить. Ей теперь нужно придумать, как спасти детей и отомстить волку.)

Развязка – это событие, которое перемещается ближе к концу пьесы или в самом его конце. Это событие, которое последний раз круто меняет все в жизни каждого персонажа. Это такое событие, которое исчерпывает сюжет, после которого в этой истории уже ничего произойти не может, а может начаться только новая, совсем другая история. (В сказке “Волк и семеро козлят” - это операция, которую делают волку, в результате чего все козлята оказываются на свободе живыми и невредимыми.)

Между этими тремя главными событиями бывают еще промежуточные. Например, между завязкой и кульминацией в нашем примере один козленок спрятался за печку. Для его братьев в момент кульминации это ничего не изменило. Их проглотили. Зато потом он смог рассказать матери, что произошло. И поэтому случилось еще одно одно событие между кульминацией и развязкой. Коза пошла к волку и пригласила его в гости.

Пьесы не бывает без борьбы. Там обязательно кто-то с кем-то борется. В завязке определяется, кто с кем и за что будет бороться. (В нашем примере волк и коза будут бороться за то, кто из них сумеет выжить в лесу, добыть себе пищу и обеспечить безопасность.) В кульминационной сцене кажется, что победа досталась одной из сторон. (Волку) А в развязке выясняется, кто стал победителем в итоге. И чаще всего – это не герой, который казался победителем в кульминационной сцене. (Мама Коза)

Ребята, все вам это нужно знать, чтобы выполнить следующее задание.

Класс разбивается на рабочие группы по взаимным симпатиям. Каждая группа получает текст мифа о Гефесте и приведенный выше текст, раскрывающий основной механизм драматургического анализа. (Важно, чтобы тексты были на руках, а не только воспринимались казрителями на слух, потому что только возможность постоянного обращения к текстам сделает их работу плодотворной.

Задание: каждая группа должна попытаться произвести драматургический анализ мифа о Гефесте. Определить завязку, кульминацию, развязку и, возможно, промежуточные события.

Можно подсказать детям, что для того. Чтобы верно произвести драматургический анализ, полезно вспомнить, или посмотреть в мифологическом словаре, кто из богов в этом мифе какие силы природы и жизненные явления олицетворяет.

Работа требует значительного времени. В конце урока можно выслушать первоначальные версии каждой группы и после этого прийти к одному решению.

Беседа по содержанию мифа: (в прежних группах)

  1. Перечислите основные персонажи, о которых говорится в мифе?
  2. (Гефест, Зевс, Гера, Эвринома, Океан, Фетида, Нерей, Гермес, Дионис, Харита.)
  3. Кто является главным героем мифа? (Гефест.)
  4. Что вы можете о нем рассказать?
  5. Попробуйте объяснить образы? (Гефест – это…; Гера – это…№ Харита – это…)

Дом. задание: :подготовить вопросы по мифу.

Приложение 1

Приложение 2