Программное содержание:
- Познакомить детей с новой техникой рисования на мятой бумаге;
- Учить эмоционально-образному восприятию цвета, показать взаимосвязь двух видов искусства – музыки и живописи;
- Подвести детей к пониманию того, что музыка дополняет рисунок, подчеркивает его характер, является дополнительным средством выразительности;
- Закрепить технические навыки каждого ребенка: умение рисовать концом ворса и всей его поверхностью, создавать композицию, правильно окрашивать фон;
- Создавать условия для правильного выполнения основных движений: прыжков в длину с места, ходьбы по ограниченной поверхности, подлезаний;
- Способствовать внимательному, чуткому отношению друг к другу, эстетическим суждениям;
Развивать воображение, поощрять любые проявления творчества.
Активизация словаря: Этюд, рисование на мятой бумаге, синь, стихия, солнечный, бесцветный.
Предшествующая работа: Знакомство с абстракцией – рисование на тему “Мое настроение”, чтение сказки “Королевство Кривых зеркал”.
Оборудование:
- физкультурное: скамья, обручи – 3 шт., дуги – 4 шт., скакалки – 2 шт.;
- замки, построенные из напольного конструктора: холодный замок – замок Дождя, теплый замок – замок Солнца, нейтральный (черно-белый) замок – замок Черномора;
- очки, вырезанные из цветного картона: черные, розовые и синие;
- мольберт, кисти, альбомные листы, краски, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки для клея.
Ход занятия
I часть. Дети проходят, садятся на стульчики.
- Ребята, какую сказку мы начали читать? Правильно, “Алиса в Зазеркалье”. А вы сами хотели бы оказаться в этой стране? Да? Тогда, я приглашаю вас в сказочное путешествие по этой загадочной стране. Но для того, чтобы попасть в эту страну нужно преодолеть немало препятствий. Нужно все делать тихо-тихо, правильно и аккуратно, потому что другие жители этой страны не любят, когда их беспокоят и разрушают то, что они построили! Готовы? Тогда в путь!
Дети преодолевают первое препятствие – прыжки в длину с места из обруча в обруч.
- А вот и первый замок по пути в Зазеркалье!
В замке синем-синем просто красота:
Синь озер и речек и кругом вода.
Синие ворота, окна неспроста,
Синевой залита башни высота.
- Ребята, что вы можете сказать об этом замке? Какой он (подбор определений)?
- В каких тонах выполнен этот замок?
- Как вы догадались?
Давайте послушаем, какая музыка звучит в этом замке.
Звучит музыка Дождя.
- Как вы думаете, кто может жить в этом замке?
- Здесь будет жить Солнце или Дождь?.. Королева цветов или Снежная Королева?.. Буратино или Мальвина?
Смотрите, а тут еще и синие очки лежат! Ирина, попробуй, надень их и представь, что все вокруг стало синим: синий зал, синие гости к нам пришли, синие мы с вами.
- Как ты себя чувствуешь?
- Тебе нравится?
- А если все время так будет?
- А твое настроение, оно как-нибудь изменилось?
- Хотела бы ты жить в стране, где все в холодных тонах? Почему?
- А вы, ребята, что думаете?
Но давайте не будем задерживаться и пойдем дальше! Нас ждет тоннель!
Дети преодолевают тоннель, созданный из последовательно установленных дуг.
После преодоления тоннеля:
- Ой! Какой мрачный замок!
- Ребята, что вы можете сказать об этом замке? Какой он (подбор определений)?
- В каких тонах выполнен этот замок?
- Как вы догадались?
Давайте послушаем, какая музыка звучит в этом замке.
Звучит мрачная музыка.
- Как вы думаете, какой характер у хозяина этого замка? Почему?
- А что произойдет, если надеть черные очки?
Давайте мы не будем надевать их, а то мне уже стало немножко страшно! Лучше тихонечко пойдем дальше, чтобы не тревожить его жителя.
Ходьба по ограниченной поверхности скамьи.
- Смотрите! Какой чудный замок! А какая музыка в нем звучит!
Слушание веселой радостной музыки.
- Ребята, что вы можете сказать об этом замке? Какой он (подбор определений)?
- В каких тонах выполнен этот замок?
- Как вы догадались?
- Как вы думаете, кто может жить в этом замке?
Смотрите, а тут еще и розовые очки лежат! Надя, попробуй, надень их и представь, что все вокруг стало розовым, нежным, теплым.
- Как ты себя чувствуешь?
- Тебе нравится?
- А если все время так будет?
- А твое настроение, оно как-нибудь изменилось?
- Хотела бы ты жить в стране, где все в теплых тонах? Почему?
- А вы, ребята, что думаете?
Послушайте стихотворение об этом замке:
Разноцветный, очень нежный на ветру дрожит,
Это яркий замок красок на пути стоит.
Теплым цветом красит солнце на реке песок,
Теплым стало настроение, как лесной цветок!
Вот мы и подошли к двери, которая приведет нас в Зазеркалье. Давайте посмотрим, что там!
Дети проходят в другой зал, рассаживаются за столами.
Вот мы и в Зазеркалье! Осталось только построить здесь себе замок или дом, в котором вы бы хотели жить! Сейчас я вам покажу, как можно это сделать. Но сначала хочу спросить:
- Если Королевство кривых зеркал, то какими будут стены домов?
- А каким способом можно получить кривое изображение?
А теперь посмотрите на мольберт, я вам покажу некоторые элементы и приемы работы в новой для вас технике.
Показ элементов и приемов работы: сминание бумаги, приемы расположения замков на листе, способы нанесения клея и др.
- Подумайте, в каком замке вы хотели бы жить и можете приступать к работе.
II часть. Самостоятельная работа детей.
Провожу индивидуальную работу:
- помощь в выборе темы;
- помощь в подборе спектральной гаммы;
- при необходимости закрепить умение рисовать концом ворса и всей его поверхностью.
За пять минут предупреждаю детей об окончании работы.
III часть. Анализ детских работ.
Предлагаю детям рассказать о своей работе, о том, какой замок хотели изобразить, какие краски использовали, что удалось больше всего в работе, а что не получилось.
Подвожу итог занятия:
- Теперь в Королевстве есть ваш собственный замок, тот который нравится вам, который передает ваше настроение, ваш характер и другие качества вашей личности. От этого Зазеркалье наполнилось множеством ярких красок: все как в настоящем мире! Ведь в жизни не может быть все только красным, синим, черным. Все цвета радуги находятся во взаимосвязи друг с другом и создают гармония для человека и животного мира!